Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:34, контрольная работа
Накопленные археологические, этнографические, фольклорные материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).
Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили.
1.Введение________________________________ 3
2.Понятие этноса и этнического общества______4
3.Заселение Западной Сибири________________ 6
4.Ханты и Манси___________________________10
5.Заключение______________________________20
6.Список литературы_______________________22
7.Приложение_____________________________ 23
Крайние северо-восточные районы Сибири в эпоху неолита долго оставались областью распространения пережиточных мезолитических традиций. И лишь во II—I тысячелетиях до н. э. появляются первые глиняные сосуды, шлифованные топоры и разнообразные, тонко обработанные сплошной ретушью каменные ножи, и скребки, наконечники стрел и копий.
Третья обширная
историко-культурная область неолитических
культур занимала территорию Дальнего
Востока. Подобно тому, как в сибирскую
природу здесь вклиниваются южные
биогеоценозы, так в традиционный
для Сибири уклад охотников и
рыболовов в конце
В Омской области
найдены стоянки небольших
Бронзовый век (III-I тыс. до н.э.) – эпоха раннего металла
Бронзовый век в Сибири начинается в III тыс. до н.э. и связан с Афанасьевской культурой, носители которой, овладели навыками скотоводства, земледелия и металлургии. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была медь. Затем появились сплавы – бронза. Следы их деятельности обнаружены в горах Алтая и Саян. В Западной Сибири были незначительные залежи медной руды, поэтому готовую бронзу привозили с Алтая, но обрабатывалась она уже на месте.
С середины II тыс. до н. э. в степные районы Сибири проникают носители андроновской кульутры. Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне.
Один из таких литейных центров располагался возле деревни Черноозерье Саргатского района (найден очаг с тиглем для плавки металла, глиняные формы, куски бронзы). Другой центр в деревни Ростовка возле Омска (Приложение № 1). Поселение Битые Горки, близ Иртыша около села Надеждино Омского района.
В конце II тыс. до н. э. андроновская культура в Южной Сибири сменяется карасукской. Карасукские племена оказали большое влияние на сибирские культуры заключительного этапа бронзового века. Оно прослеживается на обширной территории от Верхнего Приобья до Якутии. Степная экономика в эпоху поздней бронзы претерпела некоторые изменения. В составе карасукского стада увеличилась доля мелкого рогатого скота, что сделало стадо более подвижным и позволило перейти к сезонными перекочёвкам. Коллективный труд сменился индивидуальным. Таким образом, накануне эпохи железа в южносибирских степях создавались предпосылки для перехода к кочевому скотоводству. Возросшая роль скотоводства и изготовление металлических орудий привели к преобладанию мужского труда в хозяйстве (патриархату). Зарождалась частная собственность. Начинался распад родоплеменных отношений и разложение родового строя. Более совершенные орудия труда позволяли вести хозяйство силами одной семьи, и продукты труда оставались в распоряжении той семьи, которая их получила. Участились военные столкновения между племенами.
Первое население Прииртышья и Нижнего Приобья относились к уграм. Основным их занятием было скотоводство. Держали крупный и мелкий рогатый скот, почти половину стада составляли лошади. Верховая езда была главным средством передвижения. Подсобной отраслью хозяйства было мотыжное земледелие. Большое значение сохранили рыболовство и охота. Большую часть орудий и предметов быта делали сами в каждом поселении: ковали железные вещи, ткали, создавали посуду, оружие, украшения. Но существовали и широкие обменные связи племен Прииртышья: с Алтая и Приуралья поступала медь и бронза, с Казахстана и Южной Сибири – некоторые виды оружия, бронзовые котлы, зеркала, бронзовые и золотые украшения, из Средней Азии – глиняные сосуды.
Люди селились на берегах больших рек. Вокруг поселения возводили укрепления из земляных валов, на гребне вала ставили бревенчатый тын. Жилищем служили прямоугольные землянки, углубленные в землю на 0,5 – 1 метр, размером до 100 кв. м. Нередко находят следы тонких перегородок, деливших дом на небольшие комнаты.
В это время
распространялся обряд
Из находок – Сперановское городище, на правом берегу Оми; городище Горная Бития – II, на правом берегу Иртыша возле одноименной деревни; селище Малокулачье – IV на правом берегу Иртыша около одноименной деревни; курганный могильник с поселением, а Омском районе село Луговое; Саргатский могильник.
Омская стоянка (древнейшее поселение человека на территории города Омска) открыта в 1918 г. врачом и краеведом С. А. Ковлером; обследовалась П. Л. Дравертом (1923 г.), А. Ф. Палашенковым, Э. И. Корти, В. Н. Чернецовым, раскапывалась Е. И. Липеровской (1927 г.), В. П. Левашовой (1928 г.), Б. А. Кониковым (1988-89 г.).
Территория поселения осваивалась племенами эпохи верхнего палеолита (находка крупного каменного нуклеуса), мезолита (находки микролитов), неолита (поселение и грунтовый могильник), энеолита (поселение екатерининской культуры), бронзового века (поселение или, возможно, городище андроновской культуры, находки карасукской керамики), поздней бронзы (ирменская культура), раннего железного века (кулайская культура), средневековья (потчевашская культура).
В II тысячелетии до н.э. в связи с потеплением климата граница степей стала перемещаться к северу, а потом и скотоводческие племена (их считают уграми) стали передвигаться к северу, постепенно смешиваясь с таежными аборигенами. В процессе этих передвижений и смешений, в результате слияния этих двух этнических компонентов постепенно сложились народы, известные нам ныне как ханты и манси (два родственных народа).
Численность коренного населения Сибири до начала русской колонизации составляла около 200 тыс. чел. Северную (тундровую) часть Сибири населяли племена самодийцев, в русских источниках именовавшихся самоедами: ненцы, энцы и нганасаны. Южнее ненцев жили угроязычные племена хантов (остяков) и манси (вогулов).
В I тыс. лет н. э. под давлением гуннов часть племени Северного Казахстана и Западно-сибирской лесостепи двинулась на запад и северо-запад. Часть их оседает на южной кромке лесной полосы Западной Сибири, смешиваясь с местным населением – обские уграми. Как этническая общность ханты и манси складывались с конца I тыс. до н. э. по I тыс. н. э.. В письменных источниках ранее «ханты» (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, что означает люди) известны под названием «югры» или «угры». С XVI в. ханты упоминаются как «остяки», а манси (самоназвание махум (манси люди), а также маньщи — у северных, меньдьши — у южных) - как «вогулы».
Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды» или «люди большой реки», As-jah = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов — остяки, хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар. Самоеды (общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев в дореволюционной России) называли хантов яран или ярган (слово, близкое к иртышско-хантскому яра — «чужой»). Относятся к уральской расе.
Часто самоназвания манси связаны с местностью, рекой: алы тагт маньсит (верхнесосьвинские), сакв маньсит (сыгвинские, т.е. ляпинские), полум махум (пелымские).
Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм и православие (с XVI века).
Памятники, оставленные древними хантами, обнаружены в нескольких местах нашей области: городище Большой Лог в городе Омске (на правом берегу Оми), Окуневский могильнок, Мурлинское городище и Мурлинский курганы в Тарском районе (Приложение № 1).
Выделяются три этнографические группы хантов: северная, южная и восточная. Южные (прииртышские) ханты смешались с русским и татарским населением. Черты традиционной культуры сохранили восточные и особенно северные ханты (жилище, одежда, средства передвижения, искусство). На западе (предгорье Урала) территорию занимали «манси». Типичными жилищами народов Западной Сибири были берестяные кожаные чумы или землянки-карамо.
Северные ханты говорили на трех диалектах: обдорском, приобском и прииртышском, последний практически исчез. Восточные ханты говорят на сургутском и вах-васюганском диалектах. Письменность создана на шести диалектах и говорах: обдорском, казымском, среднеобском, шурышкарском, ваховском и сургутском. Художественная литература в основном выпускается на трех диалектах — шурышкарском, сургутском и казымском.
Южные ханты населяли северную часть Тобольского округа, по берегам Оби, Среднего Иртыша, Конды, отличались от северных более развитым скотоводством, мотыжным земледелием, прядением и ткачеством.
Восточные ханты – в Сургутском и в Нарымском округах (по реке Васюган) и занимались по большей части оленеводством. Северные остяки проживали в Березовском округе. Манси – охотники тайги и рыболовы.
Древние ханты в IX-XIII вв. жили в городищах и в неукрепленных селищах, часть которых примыкала к городищам. Городища устраивались, как правило, на высоких мысах коренных берегов рек. С напольной стороны насыпались один или реже несколько земляных валов. На укрепленной площадке тесно располагались жилища в виде небольших, слегка углубленных в землю полуземлянок, соединенных между собой переходами, с очагом в центральной части жилища.
Верования традиционные (ханты). Религия ханты сохраняет наиболее древние формы мифологического сознания и ритуальной практики. Собственный практический опыт, устойчивые формы быта, деятельности и общения, удалённость от государственных центров и спонтанные контакты с другими народами придали ей специфические черты. Несмотря на то, что ханты жили разрозненно, а их поселения находились на значительном расстоянии друг от друга, религиозная мифология способствовала осознанию и переживанию ими своего единства, общей родовой судьбы, изначально предрешённой деятельностью богов, героев-предков, духов-покровителей.
К наиболее
древним религиозным верованиям
относятся почитание стихий природы,
запечатлевшихся в
Становление
мифологического сознания и религиозного
культа ханты происходило по мере
выделения человека из мира природы
и формирования человеческих общностей.
Это едва ли не важнейшая естественная
предпосылка возникновения
У ханты, к живой, обладающей жизненной силой природе относится та её часть, которая способна дышать, двигаться, расти или имеет хотя бы один из этих признаков. Высохшее дерево считается неживым, летящий снег — живой, а лежащий на земле — мёртвый. В представлениях ханты живое — это не обязательно одушевлённое. В их верованиях разделяются душа человека и его жизненная сила. Болезнь человека — это утрата жизненной силы. Она воспринимается как смерть, а выздоровление — как возвращение жизни, жизненной силы. Деревянные изображения покровителей, камни, напоминающие людей, тоже относятся к живым, потому что в них поселяется жизненная сила. В русле представлений о родстве природной и родовой жизни сложилось, в частности, отношение ханты к лягушке как к тотемному первопредку. Её изображали и в антропоморфном виде.
Появление духов и установление различных ритуальных способов общения с ними — качественно новый этап развития религиозных верований в связи с развитием анимизма. Смешение духов с живыми телесными существами — характерная черта религиозной мифологии ханты. Менк ики, Тонх лунк называются то лесными духами, то рисуются в конкретно-чувственных образах. Так же и водяные духи, которые могут появляться в виде человека, рыбы или человеко-рыбы, поскольку ими становятся утонувшие люди.
Представления о покровителях ханты развивались от тотемных к покровителям-предкам, семейным и божественным покровителям. Особое значение в религиозном сознании занимали покровители селений, которым посвящались периодические праздники под названием пари, пори, продолжавшиеся до семи дней. К божественным покровителям относились сыны Торума (например, пятый сын Торума Ай ас Торум (Малой Оби Торум), шестой сын — Тахт котль ойка (середины Сосьвы старик), а также избранные члены рода, которые превратились в тонхов. Почитались и священные места — места пребывания особых покровителей. В этих малодоступных местах, где устраивались святилища, запрещались промыслы. На родовые святилища не допускались инородцы, жёны и мужья, взятые из чужой общины. Священные мужские места были преимущественно связаны с культом покровителей селений и с промысловыми культами. К женским культовым местам, которые появились в конце XIX — начале XX вв., относились те, где почитали покровителей семьи. Они находились вблизи посёлков и не считались священной землёй.
Шаманизм у ханты, как и у других финно-угров Урала и Западной Сибири, был развит слабо и носило семейный характер. Шаман (йолта ку) не участвовал даже в Медвежьих праздниках, в ритуалах по поводу рождения или смерти человека, в промысловых ритуалах, вероятно, потому, что празднества и ритуалы сложились значительно раньше, чем появилась общественная потребность в особых представителях рода — шаманах. К изображениям покровителей, к идолам обращались крайне редко, хотя они и постоянно сопутствовали обыденной жизни ханты.
Христианское
влияние на религиозные верования
ханты сказалось на смешении представлений
о живых предметах с верой
в сверхъестественных существ, выступающих
в роли высшей мировой силы, создателей
людей, всего животного и