Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы выступает - исследование предпосылок, обстоятельств, проведения и претворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России, с целью оценить значение проведенной реформы для российского государства и наступившие после нее последствия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

Глава 1. ПОДГОТОВКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕФОРМЫ……………..7

1.Предпосылки крестьянской реформы……………………………….....7
2.Внешний ход крестьянской реформы……………………………….....9
Глава 2. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 года………….......................................................................................................14

2.1 Осуществление крестьянской реформы………………………………14

2.2 Историческое значение крестьянской реформы 1861 года…………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая по ИОГП..doc

— 175.00 Кб (Скачать)

 Литовским  дворянам было указано образовать  по губерниям дворянские «губернские комитеты» для обсуждения условий освобождения крестьян и составления проекта «положений» об устройстве крестьянского быта. После таких решительных действий, из разных губерний стали поступать адреса дворянства с выражением готовности приняться за улучшение быта крестьян, и государь разрешил открытие в губерниях губернских комитетов, составленных из местных дворян. Для руководства занятиями этих комитетов была дана общая для всех программа. Для объединения всех мер   по крестьянскому делу «секретный» комитет  был преобразован в «главный комитет»16 под председательством самого государя.(1858г.) В соответствии с этим решением 28 февраля того же года была учреждена специальная “Приуготовительная комиссия для пересмотра постановлений и предположений о крепостном состоянии” в составе Гагарина, Корфа, генерал-адъютанта Ростовцева и государственного секретаря Буткова. “Приуготовительная комиссия” должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу (законы о “свободных хлебопашцах” и “обязанных крестьянах”), а также различные записки и проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного права. Однако члены комиссии, рассмотрев все эти материалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решению и ограничились изложением личного мнения по этому вопросу. В конце октября 1857 г. в Министерстве внутренних дел были разработаны “Общие начала для устройства быта крестьян”.

а) вся  земля является собственностью помещиков;

          б) ликвидация крепостной зависимости должна происходить постепенно, в течение 8-12 лет;

          в) “ввидах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества в сельском населении, увольнение крестьян из личной крепостной зависимости должно быть сопряжено с обращением в собственность их усадеб, находящихся в их пользовании с небольшими участками огородной и выгонной земли всего от полудесятины до десятины на каждый двор”.17                             

     Так началось обсуждение крестьянской реформы. Когда губернские комитеты изготовили свои проекты положений об улучшении быта крестьян, они должны были представить  их на рассмотрение  главного комитета  и прислать в Петербург своих депутатов для совместного обсуждения  дела в главном комитете. Так как проекты губернских комитетов во многом различались между собою, то для их рассмотрения и согласования была образована при главном комитете особая редакционная комиссия под председательством Я.И. Ростовцева (1859г.). Комиссия эта была по ходу дела  разделена на четыре отделения или четыре «редакционные комиссии». В состав их входили как чиновники разных министерств, так и дворяне по приглашению Ростовцева. Кроме того, дворянские депутаты из губерний  дважды вызывались в Петербург для занятий в редакционных комиссиях. С их участием  комиссии  обсудили все основания крестьянской реформы и составили «проект положения об освобождении крестьян»18. Проект этот был очень благожелателен  для крестьян  стараниям прогрессивных членов комиссии: Малютина, Черкасского, Самарина и др. В самый разгар работ комиссий их председатель Ростовцев скончался и на его место был назначен  граф Панин. Ростовцев был горячим сторонником освобождения крестьян, Панина же считали «крепостником». Тем не менее, работы редакционных комиссий  продолжились при Панине в том же духе, как и при Ростовцеве. 19

     В конце 1860 г. комиссии  окончили свое дело и были закрыты. Составленные ими законопроекты были переданы в главный комитет. Главный комитет под председательством великого князя  Константина Николаевича рассмотрел выработанный комиссиями  проект положения  об освобождении крестьян и придал ему  окончательную форму. После этого в начале 1861 года, проект был внесен в государственный совет и по желанию государя немедленно рассмотрен. Государь лично открыл занятия государственного совета по крестьянскому делу и в пространной речи указал совету, что на уничтожение крепостного права «есть его прямая воля». Во исполнение этой воли совет рассмотрел и одобрил проект закона об освобождении крестьян. В годовщину  своего вступления на престол, 19 февраля 1861 года, император Александр подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил « положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Великое дело «царя – освободителя» было совершено; 5 марта «воля» была обнародована и принята народом спокойно, без всяких потрясений. 20  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 года.

2.1 Осуществление  крестьянской реформы. 

     Подготовка реформы сначала велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционные комиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились к тому, чтобы обеспечить свои собственные интересы.

             Центральным вопросом реформы был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совсем без земли было невозможно. 21

      22Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом. 23

     Осуществление предполагалось следующим путем соглашения между помещиками и их крестьянами, как о размерах надела, так и всяких обязательных отношений крестьян к бывшим господам. Это соглашение надлежало изложить в «уставной грамоте»24  в течение двух лет со дня освобождения. Конечно, нельзя было надеяться на то, что помещики и крестьяне сами сумеют достигнуть мирного и справедливого конца своих данных отношений, не всегда согласных и гладких. Для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров  и жалоб была учреждена  должность «мировых посредников», избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крепостными, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях. Важнейшие и сомнительные дела посредники докладывали уездному мировому съезду,  состоявшему из мировых посредников всего уезда.

   Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено «на губернские по крестьянским делам присутствия».25

       Так было совершено великое  дело отмены крепостного права.          Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Прежде для управления им довольствовались помещичью вотчинною властью. Теперь же управлять  им должно было государство. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.

    Крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Государственная власть не видела в этом никакого нарушения прав помещиков. В своей речи государственному совету император Александр указывал на то, что крепостное право в России имело государственный характер: « право это установлено самодержавною властью и только самодержавная власть  может уничтожить его»26. В тоже время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики  предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий («полевой надел»). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отрабатывать в пользу помещиков повинности деньгами или работаю. По закону крестьяне получили право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по соглашению со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы.27

   Правовое положение крестьян  улучшилось. Наиболее тяжкие сословные  ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.28 
 
 
 
 

     Временнообязанные  крестьяне.

     Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещиков и назывались «временнообязанными» крестьянами. По отношению к временнообязанным крестьянам помещик и другие права. Это было описано в главе 5 «Общего положения» сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора «за сохранением общественного порядка и общественной безопасности». Кроме того помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденные по реформе сельскими старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены старост и других лиц сельской администрации; староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов, помещик имел право требовать отмены мирного приговора и созыва сельского схода. 29 

     Крестьяне  - собственники.

       Когда же соглашение о выкупе было достигнуто, то крестьяне получали полную собственность и становились « крестьянами – собственниками». Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому для многих крестьян перевод из состояния временнообязенных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870году количество временнообязанных крестьян составило 32,54%. В 1881 году царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния, с 1 января 1883 года. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы. 30 
 

     Условия  освобождения других категорий  крестьян от крепостной зависимости.

      Дворовые же люди, находившиеся в личном услужении  помещиков и не      пахавшие земли, освобождались без земельного надела и пол прошествии  двух лет временнообязанного состояния  под властью помещиков,  могли приписаться к какому – либо сельскому или городскому обществу. 

Были  приняты специальные дополнительные правила об устройстве крестьян мелкопоместных помещиков, по которым  последние  имели право освобождать крестьян без земли в случае, если этой земли у них было мало. Они также  имели право наделять земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

      В отношении посессионных и  крепостных рабочих  также  распространялось Общее положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости, однако имелись и  некоторые особенности. Такие  рабочие, как правило, не наделялись землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же правила были и у мастеровых рабочих.31 

     Порядок наделения крестьян землей.

     Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне соединялись по месту жительства в «сельские общества», из которых для ближайшего управления и суда  составлялись «волости». В селах и волостях крестьянам дано было самоуправление по тому образцу, какой был установлен для крестьян государственных при графе Киселеве. В сельских обществах было установлено общинное пользование полевою землею, при котором крестьянский «мир»

переделял землю между крестьянами и все повинности своей земли отбывал за круговую порукою.32

   Одним из самых трудных и  сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не везде было главным занятием крестьян. Только в Южном черноземном районе крестьяне усиленно пахали и на себя и на помещиков, отбывая на барском поле тяжелую «барщину». В центральных же областях, где земледелие не было прибыльно, крестьяне чаще «ходили на оброке», то есть занимались промыслами на стороне и вместо барщинного труда платили ежегодно помещикам установленную сумму – оброк.  На юге помещику было выгоднее отпустить крестьян на волю без земли, а землю удержать за собою, потому что именно земля там и представляла главную ценность. На севере же помещикам была не выгодна потеря именно крестьянского оброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности уменьшить крестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны. Под влиянием столь разнообразных местных условий и приходилось определять размеры крестьянского полевого надела особо для каждой «полосы»  государства (нечерноземной, черноземной и степной) и для отдельных губерний. Размеры надела определялись от 1 до 12 десятин на «душу». 33

   Установленные положениями нормы душевых наделов были, как правило, меньше количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право «отрезать» часть земли от крестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы. Помещик также имел право уменьшить надел до ¼ высшего надела, если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый «дарственный» надел)34. Этот надел получил у крестьян название «кошачьего» - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы. На 1 января 1881 года число крестьян, получивших «дарственный» надел достигло 461 тыс. В результате помещики «отрезали» у крестьян 20% прежних крестьянских наделов. Также помещики имели право, переносит крестьянские наделы на другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, малопригодные для обработки земли. Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или эта земля оказывалась им нужной для каких, либо хозяйственных целей.  

Информация о работе Отмена крепостного права