Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 13:54, курсовая работа
Основной целью данной работы выступает - исследование предпосылок, обстоятельств, проведения и претворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России, с целью оценить значение проведенной реформы для российского государства и наступившие после нее последствия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1. ПОДГОТОВКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕФОРМЫ……………..7
1.Предпосылки крестьянской реформы……………………………….....7
2.Внешний ход крестьянской реформы……………………………….....9
Глава 2. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 года………….......................................................................................................14
2.1 Осуществление крестьянской реформы………………………………14
2.2 Историческое значение крестьянской реформы 1861 года…………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..27
Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, если бы правительство не пришло на помощь крестьянству – устройством особой «выкупной операции». В положении 19 февраля было определено, что помещики могут получать от правительства немедленно «выкупную ссуду», как только устроены, будут их земельные отношения с крестьянами и будет точно крестьянский земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как земельный долг. Крестьяне должны были погасить долг в рассрочку, в течение 49 лет, «выкупными платежами». 35
Также взаимоотношения крестьян с помещиком регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
В итоге реформы подготовили 19 законодательных актов, которые либо относились к отдельным территориям, либо регулировали отдельные вопросы. Две основные идеи реформы: это немедленное исполнение законов после их опубликования; и решение о земельных наделах откладывалось, крестьяне переводились во временно обязанное состояние, отношения с помещиками (только земельные) регулировались уставными грамотами, в которых фиксировались права и обязанности сторон, условия, размер и сроки выкупа.36
Документы разочаровали население, поскольку: землю не получил тот, кто ее не имел, не была установлена частная собственность на землю. Но в целом, государство последовательно проводило меры по формированию гражданского общества, всё население приобретает почти единые права в обществе, хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение.37
Община в России имела очень большие корни. Община делилась на сельскую общину (общественную) и волостную. Под общественной общиной понималась совокупность крестьян, водворенных на землях одного помещика и тяготеющих к одному церковному приходу. Община выполняла полицейские и фискальные функции, имела самоуправление. Она регулировала важные вопросы для крестьян: дела о земельных переделах; раскладка и сбор податей, помещик сам не собирал налоги, ему их платил староста общины; составляли списки рекрутской повинности; ряд других менее важных моментов, например, урегулирование отношений между общинами.
Община в ходе реформы была не только сохранена, но и укреплена. Впервые применены законы, которые регламентировали крестьянское самоуправление. В сельских сходах главенствовал и избирался сельский староста, в волостных сходах (волость 300 - 2000 ревизских душ) - волостное правление, во главе волостной староста и волостной суд.
Органы, руководящие крестьянской реформой,
сложились также стихийно. Данная система
была подвержена переустройству в 1889 году.38
2.2 Историческое значение крестьянской реформы 1861 года в
России.
Крестьянская реформа 1861 года в России создала условия для беспрепятственного превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типа товарного производства. Для дальнейшего социально-экономического развития России XIX века падение крепостного права имело огромное значение - оно знаменовало собой начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи.
Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало разложению этого класса, создавало необходимые условия для развития капиталистического сельского хозяйства. Падение крепостного права явилось толчком для развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять машины, агротехнику, что требовало наемной рабочей силы. Превращению помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в производство, промышленность, строительство. Таким образом, выкупная операция представляла собой особую форму первоначального накопления.
Крестьянская
реформа 1861 года явилась началом
важных изменений и в социально-
Отмена крепостного права сыграла важную роль в деле превращения России в буржуазную монархию. Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 года открыла широкие возможности для развития капитализма, но не уничтожила до конца феодальные социально-экономические отношения. Сохранились громадные помещичьи латифундии, поземельная община, надельные крестьянские земли. В социальной сфере сохранился сословный строй, а в политической самодержавие, которое являлось надежным защитником помещиков. Крупное помещичье землевладение давало возможность эксплуатировать крестьянство полукрепостническими методами. По сути, также имело место освобождение крестьян от земли, потому что от тех наделов, которыми владели крестьяне, были сделаны громадные отрезки, а тысячи крестьян были совсем обезземелены - посажены на четвертной или нищенский надел. Получив мизерные наделы, крестьяне оставались в фактической зависимости от помещиков. Пережитки феодально-крепостнических отношений существовали еще долгое время и тормозили экономическое развитие страны. Но, тем не менее, начало капитализма было положено, и после отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло собой предпосылку расширения внутреннего рынка, без чего невозможен рост капиталистической промышленности.
Что касается государственных крестьян, то анализ реформы, проведенной правительством в их отношении, дает основание утверждать, что Правительство, боясь массового восстания, всячески затягивало завершение подготовки закона о государственных крестьянах. Несмотря на то что обеспеченность государственных крестьян землей была намного выше, нежели помещичьих и даже удельных, нельзя не признать, что значительная часть их не получила достаточных наделов. Этот факт и обусловил крестьянские волнения в ряде губерний в период составления и выдачи владенных записей. И только на основании закона 12 июня 1886 г. государственные крестьяне переводились на выкуп, а оброчная подать, уплачиваемая ими, преобразовывалась в выкупные платежи.40
При этом
выкупные платежи увеличивались
по сравнению с оброчной податью
на 45%. Этот закон, вызванный к жизни
чисто фискальными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Самой великой реформой
Вместе с тем реформа имела
половинчатый характер. Она была
сложным компромиссом между
Оценивая крестьянскую реформу, важно подчеркнуть следующее:
Реформа, безусловно, отвечала основным
тенденциям развития ведущих мировых
держав. Однако политическое переустройство
страны не было завершено. Россия по-прежнему
оставалась самодержавной монархией.
Общество не имело никаких рычагов влияния
на политику правительства. Также реформа
вызывала критику, а в ряде случаев и полное
неприятие как со стороны радикалов,
учинивших кровавый террор в обществе
и устроивших настоящую охоту на царя-реформатора,
так и со стороны консерваторов, недовольных
самим фактором каких-либо преобразований.
Большое количество историков полагает,
что с середины 60-х годов деятельности
правительства начинают доминировать
консервативно-охранительные тенденции,
а реформаторский потенциал оказывается
практически исчерпанным. Более объективной
представляется точка зрения, согласно
которой политику Александра 2 не следует
однозначно подразделять на реформаторский
и консервативный периоды, так как механизм
его формирования был достаточно сложным.
Характер тех или иных преобразований,
конкретные решения зависели от целого
ряда факторов объективного и субъективного
свойства: мнения ближайшего окружения
императора, соотношения сил в стране
«реформаторов» и «консерваторов», позиции
революционного лагеря.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1997.
1993. – 416 с.
Т.2. М., 1985.