Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны……………………………………………………….........5
1.1 Состояние государственно- политической системы в конце 30-х начала 40-х годов 20 века………………...……………………………................6
1.2 Военная реформа середины 20-х годов. Вооруженные сил СССР накануне Великой Отечественной войны…….....................................................7
1.3 Репрессии против командного состава армии и флота………..............15
Глава 2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны…………………………………………….…………………………………………..........................20
2.1 Изменение государственного управления СССР в начале войны……21
2.2 Чрезвычайные органы государственного управдения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...24
2.3 Издержки государственного управления в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая по игуру.docx

— 57.33 Кб (Скачать)

 

21

Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления.

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных  вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление  «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», в котором наркоматам давалось право  распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные  части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий  и жилищ.

В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация  населения, снабжение Красной Армии  вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для  жизни и труда, оставшихся в тылу людей - все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие  вопросы военной, мобилизационной  и хозяйственной жизни.15

           Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав

22

народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что  способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.

В июле 1941 года СНК принял Постановление  «О предоставлении Совнаркомам республик  и край(обл)исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу». Это решение давало права местным  властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный  уход с работы.

При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах.

Нужды войны требовали создания ряда новых союзных наркоматов. Были образованы наркоматы по отраслям промышленности, производившим вооружение:

в сентябре 1941 г. был создан и действовал по октябрь 1945 г. Народный комиссариат танковой промышленности СССР;

с ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал  Народный комиссариат минометного вооружения СССР, преобразованный из Наркомата общего машиностроения.

В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий - председатель Военного Совета.

Также в начале войны было создано  Советское информационное бюро (Совинформбюро). 16

 

23

 В годы войны происходит расширение прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят закон «О создании войсковых формирований союзных республик». В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции. Таким образом, общесоюзный Наркомат обороны «в целях усиления оборонной мощи» СССР был преобразован в союзно-республиканский.

  Наряду с централизацией управления в годы войны проявилась и другая тенденция во взаимоотношениях центральных властей с республиками. В конце января - начале февраля 1944 года состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая 1 февраля 1944 г. приняла Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Этот закон был продиктован стремлением советского руководства занять более выгодную позицию в послевоенном устройстве мира. Для этого необходимо было включить союзные республики в международную жизнь как субъекты международного права. В связи с этим законом федеративные республики СССР могли вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и заключать с ними соглашения.

 Произошли изменения в области уголовного права. Большая ответственность в годы войны легла на карательные органы страны.

 В июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный Наркомат госбезопасности, а Главное

 

 

 

24

управление военной контрразведки (СМЕРШ) передано в состав Наркомата  обороны. 17

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение  о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении  и в районах военных действий. Расширялись права военных трибуналов. В связи с войной был изменен  процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры приводились  в исполнение немедленно, о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР».

 

 

2.2 Чрезвычайные органы государственного управдения в годы Великой Отечественной.

 

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом  существовании Советского государства.

Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными  формами власти и управления с  началом войны были созданы специальные  чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено  Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных  органов власти и управления. Уже  в первые дни войны стала видна  недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.

Очевидной становилась необходимость  сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные,

25

государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким  органом и стал Государственный  Комитет Обороны (ГКО), созданный  совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и  СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально  в состав ГКО вошли 5 человек, а  затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.

17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).

Через наркоматы ГКО руководил  работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство  вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными  полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных  органов, наделенных легитимными властными  полномочиями. Несмотря на малочисленность  ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно  и в полном составе. Решения принимались  председателем или заместителем по согласованию с другими членами  ГКО.18

Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации - партийные, советские, хозяйственные, общественные - обязаны были неукоснительно выполнять  любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим 

26

собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через  партийные и советские структуры  власти. В республиках, краях и  областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности  уполномоченных ГКО.

В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и  городские комитеты обороны, которые  объединяли партийную, советскую и  военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного  ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных  от оккупантов районах.

Государственный Комитет Обороны  создавал вспомогательные органы для  усиления контроля за отдельными отраслями  промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании  Политбюро и ГКО был образован  Транспортный комитет. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.

Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны  и Вооруженные Силы СССР. Для руководства  военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной  войны 

27

         Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.

24 июня 1941 г. Постановлением СНК  СССР ЦК ВКП(б) был образован  Совет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации в октябре - декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов.

На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными  фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему  управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались  вновь партийные и советские 

 

 

 

28

органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования. 19

Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения. Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.

2 ноября 1942 г. Президиум Верховного  Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.

Создание чрезвычайных органов  управления не снимало ответственности  с традиционных звеньев руководства. От них требовались 

29

не только исполнительность, но и  инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в  режиме чрезвычайного положения.

 

2.3 Издержки  государственного управления в годы великой отечественной войны.

 

Война заставила внести изменения  в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и  автономных республик сроки очередных  выборов в Советы всех уровней  не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных  Советов республик продлевали полномочия соответствующих Советов. Выборы в  Верховный Совет СССР во время  войны не проводились ни разу, а  сессии Верховного Совета СССР проводились  лишь три раза - в 1942, 1944 и 1945 гг. Нерегулярно  созывались сессии Верховных Советов  и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому  полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного  состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов  пополняли путем кооптации исполкомы  подведомственных Советов. На освободившейся территории практика выборов Советов  часто подменялась системой назначения. 20

Информация о работе Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)