Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны……………………………………………………….........5
1.1 Состояние государственно- политической системы в конце 30-х начала 40-х годов 20 века………………...……………………………................6
1.2 Военная реформа середины 20-х годов. Вооруженные сил СССР накануне Великой Отечественной войны…….....................................................7
1.3 Репрессии против командного состава армии и флота………..............15
Глава 2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны…………………………………………….…………………………………………..........................20
2.1 Изменение государственного управления СССР в начале войны……21
2.2 Чрезвычайные органы государственного управдения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...24
2.3 Издержки государственного управления в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая по игуру.docx

— 57.33 Кб (Скачать)

5

СОДЕЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны……………………………………………………….........5

      1.1 Состояние государственно- политической системы в конце 30-х начала 40-х годов 20 века………………...……………………………................6

      1.2 Военная реформа середины 20-х годов. Вооруженные сил СССР накануне Великой Отечественной войны…….....................................................7

      1.3 Репрессии против командного состава армии и флота………..............15

Глава 2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны…………………………………………….…………………………………………..........................20

      2.1 Изменение государственного управления СССР в начале войны……21

      2.2 Чрезвычайные органы государственного управдения в годы Великой                                 Отечественной войны…………………………………………………………...24

      2.3 Издержки  государственного управления в годы Великой     Отечественной войны…………………………………………………………...29

Заключение………………………………………………………………………31

Список литературы……………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны.

 

    1.  Состояние государственно- политической системы в конце 30-х начала

40-х годов 20 века.

 

В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство  вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону  в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей  увеличился почти в два раза. В  середине 30-х годов вооружение и  стратегические концепции Красной  Армии, оснащавшейся по мере успехов  индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым  представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали  более решительных мер.

В 1936 году решением VIII Чрезвычайного  съезда Советов СССР был образован  Народный комиссариат оборонной  промышленности. В целях координации  всех мероприятий по вопросам обороны  страны 27 апреля 1937 года вместо Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР создается Комитет обороны. Через год при нем учреждается  Военно-промышленная комиссия, которая  занималась вопросами мобилизации  и подготовки всей промышленности страны к обеспечению выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству вооружений для армии  и флота. По мере расширения объема задач военной промышленности и  усложнения руководства ею, в январе 1939 года Наркомат оборонной промышленности был преобразован в четыре отдельных  ведомства – наркомат авиационной  промышленности, наркомат судостроительной промышленности, наркомат вооружений и наркомат боеприпасов. 1

6

Каждый из них имел подчиненные  предприятия и свои главные управления, строительные тресты, проектные организации, высшие и средние учебные заведения, фабрично-заводские училища для  подготовки квалифицированных рабочих  массовых профессий. Именно в период с конца 1939 года до лета 1941 года были созданы многочисленные образцы  простой в обращении и высокоэффективной  военной техники, зачастую превосходящие  аналогичные образцы вооружения западных держав и Германии, в частности. К этому времени Советский  Союз располагал мощной военно-промышленной базой, которая стала прочным  фундаментом военного производства в тяжелые годы Великой Отечественной  войны. 2

В 1940 году было начато серийное производство наиболее совершенных  боевых самолетов – Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2. За два последних предвоенных года было выпущено 18 тысяч боевых машин, из них 3 тысячи – новейших типов. Именно в годы предвоенных пятилеток создается советская танковая промышленность. За короткий срок конструкторы создали новые образцы тяжелого и среднего танка – КВ и Т-34, равных которым в мире не было. К середине 1941 года было выпущено 7 тысяч боевых машин, однако следует отметить, что танков новейших конструкций среди них было лишь 2 тысячи.

Высокими темпами продолжалось развитие производства артиллерийских орудий, стрелкового вооружения всех систем, минометов, боеприпасов и  другой военной техники. В июне 1941 года было принято решение о запуске  в серийное производство установок  реактивной артиллерии БМ-13 ("катюша"), но реально осуществить это решение  не удалось.

Важным вкладом в повышение  обороноспособности страны стало строительство  форсированными темпами новых кораблей для Военно-морского флота, главным  образом – легких надводных кораблей, подводных 

7

лодок и вспомогательных  судов. Кроме того, на стапелях судостроительных заводов страны в последние предвоенные  годы были заложены несколько линейных кораблей, тяжелых крейсеров и  других типов военных кораблей. Ускоренными  темпами шла и модернизация действующих  боевых кораблей Военно-морского флота  страны. 3 декабря 1935 г. приказом НКО  СССР № 176 в Красной Армии вводились новая форма одежды и знаки различия.

 

    1.  Военная реформа середины 20-х годов. Вооруженные сил СССР накануне Великой Отечественной войны.

 

Завершение гражданской  войны, переход к восстановлению разрушенного военными невзгодами народного  хозяйства ставило перед молодой  Советской республикой в том  числе и задачи обеспечения обороноспособности и организации новой армии. Поэтому  на повестку дня были поставлены широкие  преобразования в целях укрепления вооруженных сил, сокращения их численности  в соответствии с условиями мирного  времени и экономическими возможностями  страны.

Комплекс таких мероприятий, непосредственно затронувший военную  организацию СССР, известен как военная  реформа 1924-1925 годов. Ее подготовкой  и осуществлением занималась специальная  комиссия под руководством видного  государственного и военного деятеля  тех лет, активного участника  гражданской войны М.В. Фрунзе. Военная реформа включала в себя мероприятия по перестройке и укреплению Вооруженных сил Советского Союза. Была принята так называемая смешанная система устройства Вооруженных сил, позволявшая в то время при меньших затратах иметь небольшую кадровую армию, способную обеспечить безопасность границ страны, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные

8

вооруженные силы. Смешанная  система устройства Вооруженных  сил предусматривала сочетание  кадрового и территориального принципов  комплектования Красной Армии. 3

          Она поначалу распространялась на стрелковые и кавалерийские дивизии. Ее сущность состояла в том, чтобы дать необходимую военную подготовку максимальному количеству трудящихся с минимальным их

___________________

3Исаев, И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев М.: Юрист, 2006 С.23

 

отвлечением от производительного  труда. В дивизиях примерно 16-20% штатов составляли кадровые командиры, политработники и красноармейцы, остальной же состав был временным, ежегодно призывавшимся (в течение пяти лет) на военные  сборы сначала сроком на три, потом  – на один месяц в году. Остальное  время бойцы работали в промышленности и сельском хозяйстве. 4

Такая система широкого обучения военнообязанных в случае необходимости  обеспечивала быстрое развертывание  достаточно подготовленного боевого  состава вокруг кадрового состава  дивизий. При этом расходы на обучение военному делу одного бойца в территориальной  части за пять лет были гораздо  меньше, чем в кадровой части за два года. Эта система, конечно, уступала по уровню боевой подготовки традиционному  кадровому принципу комплектования армии, однако в условиях послевоенных трудностей восстановления народного  хозяйства и осуществления задач  по его коренной реконструкции создание полностью кадровой армии, способной надежно обеспечить оборону страны, было пока невозможно.

9

            Военной реформой предусматривались  меры по упорядочению организационно-штатной  структуры Вооруженных сил, по  качественному обновлению командного  состава. По мере ее осуществления  была реорганизована система  снабжения Вооруженных сил, заложена  плановая система боевой подготовки. В Красной Армии вводились  новые уставы, началось ее техническое  переоснащение, была изменена  система переподготовки кадров  командного состава, при этом  краткосрочные курсы были заменены 3-4 годичными военными школами. 

    В целях профессиональной подготовки высшего звена командования в стране создавались 6 военных академий. В армии вводилось единоначалие, пришедшее на смену коллегиальному методу командования и управления войсками, широко распространенному после октября 1917 года и отражавшему не только сущность социалистического переворота, но и тогдашние настроения народных масс, защищавших в рядах Красной Армии завоевания революции. Однако опыт гражданской войны и начало социалистического строительства показали неизбежность перехода к единоначалию в армии, что, безусловно, способствовало ее укреплению.

     В ходе военной реформы 1924-1925 годов были усовершенствованы органы управления Вооруженными силами. Центральный и местный аппараты военного управления были реорганизованы. Новый штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) становился основным ее организующим центром. Управление войсками упростилось, повысилась оперативность в работе. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета в январе 1925 года стал М.В. Фрунзе. Мероприятия военной реформы были закреплены в Законе о военной службе, принятом в сентябре 1925 года. Это был первый общесоюзный закон об обязательном несении военной службы всеми гражданами страны,

 

10

одновременно определивший и организационную структуру  Вооруженных сил. 5

   На протяжении ряда лет серьезнейшим тормозом в обеспечении боеготовности Красной Армии вплоть до конца 20-х годов являлась ее низкая техническая оснащенность. Армия была вооружена сравнительно слабо. Все надежды руководства страны покоились главным образом на организованности, революционной дисциплине, на идеологических посылах и патриотизме всего советского народа, стремившегося во что бы то ни стало обеспечить обороноспособность страны. И как только появились соответствующие экономические возможности, было принято решение о реализации новой сложнейшей задачи – технической реконструкции армии и флота.

    В течение пяти лет после принятия военной реформы 1924-1925 годов были заложены основы организации РККА. Но, как уже отмечалось, техническая вооруженность ее в это время, отражая уровень развития производительных сил в стране, значительно отставала от армий крупнейших империалистических держав этого времени. Дальнейшее повышение обороноспособности СССР и мощи его Вооруженных сил было возможно только на основе индустриализации страны, создания современной тяжелой промышленности. Главную роль в решении этой задачи должен был сыграть первый пятилетний план развития народного хозяйства, который требовал форсированного развития, в том числе и отраслей производства, повышавших обороноспособность Советского Союза.

Отложить или надолго  растянуть выполнение этой задачи не позволяла международная обстановка второй половины 20-х – начала 30-х  годов. Поэтому Советское правительство  вынуждено было, проводя политику

11

ускоренного развития тяжелой  промышленности, в том числе и  оборонной, поддерживать напряженность производственных планов, ограничивать производство предметов широкого потребления, урезать снабжение дефицитными материалами и сырьем многих заводов и фабрик второстепенных, по мнению правительства, отраслей народного хозяйства.

По первому пятилетнему  плану строительства Вооруженных  сил страны, утвержденному в 1928 году, предусматривалось не допустить  отставания обороноспособности страны от общего ее хозяйственного роста  в условиях форсированного выполнения планов развития народного хозяйства. В связи с бурным развитием  экономики и благодаря энтузиазму народа, контрольные цифры плана  перевыполнялись, что в ряде случаев  позволило пересмотреть и увеличить  многие задания и контрольные  цифры пятилетнего плана развития Вооруженных сил страны.

 В июне 1930 года был принят уточненный план строительства РККА. В качество первоочередной задачи в нем предусматривалось полностью перевооружить армию и флот новейшими образцами боевой техники. Исходя из требований современной войны, необходимо было создать новые рода войск (авиацию, бронетанковые войска), специальные войска (химические, инженерные и другие), модернизировать старую технику, организационно перестроить пехоту, артиллерию, кавалерию, осуществить массовую подготовку технических кадров и всему личному составу овладеть новей техникой. В январе 1931 года был утвержден календарный план строительства РККА на 1931-1932 годы. Это завершило разработку плана военного строительства, положенного в основу всей работы по технической реконструкции армии. 6

 

12

Решение всех этих задач  было сопряжено с преодолением немалых  трудностей, вызывавшихся напряжением  народнохозяйственных планов, одновременностью процессов технической перестройки  промышленности и сельского хозяйства  с аналогичными задачами переоснащения  армии и флота, необходимостью подведения новой технической базы под оборону  страны в крайне сжатые сроки. Благодаря  огромному напряжению всего общества, самоотверженности трудящихся СССР первый пятилетний план строительства  РККА был выполнен. Это означало, что техническая реконструкция  армии развернулась самым широким  фронтом.

Однако эти задачи не могли  быть решены за одну пятилетку. При  всех положительных результатах  проведения военного строительства  в этот период армия по-прежнему нуждалась в дальнейшей механизации, практически отсутствовала механическая тяга в артиллерии. Ощущалась необходимость  создания резерва техники и боеприпасов. В целом еще было незначительным количество танков и бронемашин.

Информация о работе Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)