Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:04, курсовая работа
В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.
Введение………………………………………………………………………......3Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны……………………………………………………….........5
1.1 Состояние государственно- политической системы в конце 30-х начала 40-х годов 20 века………………...……………………………................6
1.2 Военная реформа середины 20-х годов. Вооруженные сил СССР накануне Великой Отечественной войны…….....................................................7
1.3 Репрессии против командного состава армии и флота………..............15
Глава 2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны…………………………………………….…………………………………………..........................20
2.1 Изменение государственного управления СССР в начале войны……21
2.2 Чрезвычайные органы государственного управдения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...24
2.3 Издержки государственного управления в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33
5
СОДЕЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1 Состояние
государственно- политической системы
в конце 30-х начала 40-х годов 20 века………………...……………………………......
1.2 Военная
реформа середины 20-х годов. Вооруженные
сил СССР накануне Великой Отечественной
войны…….......................
1.3 Репрессии против командного состава армии и флота………..............15
Глава 2. Государственное управление
СССР в годы Великой Отечественной войны…………………………………………….…………………
2.1 Изменение государственного управления СССР в начале войны……21
2.2 Чрезвычайные органы
государственного управдения в годы Великой
2.3 Издержки государственного
управления в годы Великой
Отечественной войны…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны.
40-х годов 20 века.
В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.
В 1936 году решением VIII Чрезвычайного съезда Советов СССР был образован Народный комиссариат оборонной промышленности. В целях координации всех мероприятий по вопросам обороны страны 27 апреля 1937 года вместо Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР создается Комитет обороны. Через год при нем учреждается Военно-промышленная комиссия, которая занималась вопросами мобилизации и подготовки всей промышленности страны к обеспечению выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству вооружений для армии и флота. По мере расширения объема задач военной промышленности и усложнения руководства ею, в январе 1939 года Наркомат оборонной промышленности был преобразован в четыре отдельных ведомства – наркомат авиационной промышленности, наркомат судостроительной промышленности, наркомат вооружений и наркомат боеприпасов. 1
6
Каждый из них имел подчиненные
предприятия и свои главные управления,
строительные тресты, проектные организации,
высшие и средние учебные заведения,
фабрично-заводские училища
В 1940 году было начато серийное производство наиболее совершенных боевых самолетов – Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2. За два последних предвоенных года было выпущено 18 тысяч боевых машин, из них 3 тысячи – новейших типов. Именно в годы предвоенных пятилеток создается советская танковая промышленность. За короткий срок конструкторы создали новые образцы тяжелого и среднего танка – КВ и Т-34, равных которым в мире не было. К середине 1941 года было выпущено 7 тысяч боевых машин, однако следует отметить, что танков новейших конструкций среди них было лишь 2 тысячи.
Высокими темпами продолжалось
развитие производства артиллерийских
орудий, стрелкового вооружения всех
систем, минометов, боеприпасов и
другой военной техники. В июне 1941
года было принято решение о запуске
в серийное производство установок
реактивной артиллерии БМ-13 ("катюша"),
но реально осуществить это
Важным вкладом в повышение обороноспособности страны стало строительство форсированными темпами новых кораблей для Военно-морского флота, главным образом – легких надводных кораблей, подводных
7
лодок и вспомогательных
судов. Кроме того, на стапелях судостроительных
заводов страны в последние предвоенные
годы были заложены несколько линейных
кораблей, тяжелых крейсеров и
других типов военных кораблей. Ускоренными
темпами шла и модернизация действующих
боевых кораблей Военно-морского флота
страны. 3 декабря 1935 г. приказом НКО
СССР № 176 в Красной Армии вводились нова
Завершение гражданской
войны, переход к восстановлению
разрушенного военными невзгодами народного
хозяйства ставило перед
Комплекс таких мероприятий,
непосредственно затронувший
8
вооруженные силы. Смешанная система устройства Вооруженных сил предусматривала сочетание кадрового и территориального принципов комплектования Красной Армии. 3
Она поначалу распространялась на стрелковые и кавалерийские дивизии. Ее сущность состояла в том, чтобы дать необходимую военную подготовку максимальному количеству трудящихся с минимальным их
___________________
3Исаев, И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев М.: Юрист, 2006 С.23
отвлечением от производительного труда. В дивизиях примерно 16-20% штатов составляли кадровые командиры, политработники и красноармейцы, остальной же состав был временным, ежегодно призывавшимся (в течение пяти лет) на военные сборы сначала сроком на три, потом – на один месяц в году. Остальное время бойцы работали в промышленности и сельском хозяйстве. 4
Такая система широкого обучения
военнообязанных в случае необходимости
обеспечивала быстрое развертывание
достаточно подготовленного боевого
состава вокруг кадрового состава
дивизий. При этом расходы на обучение
военному делу одного бойца в территориальной
части за пять лет были гораздо
меньше, чем в кадровой части за
два года. Эта система, конечно, уступала
по уровню боевой подготовки традиционному
кадровому принципу комплектования
армии, однако в условиях послевоенных
трудностей восстановления народного
хозяйства и осуществления
9
Военной реформой
В целях профессиональной подготовки высшего звена командования в стране создавались 6 военных академий. В армии вводилось единоначалие, пришедшее на смену коллегиальному методу командования и управления войсками, широко распространенному после октября 1917 года и отражавшему не только сущность социалистического переворота, но и тогдашние настроения народных масс, защищавших в рядах Красной Армии завоевания революции. Однако опыт гражданской войны и начало социалистического строительства показали неизбежность перехода к единоначалию в армии, что, безусловно, способствовало ее укреплению.
В ходе военной реформы 1924-1925 годов были усовершенствованы органы управления Вооруженными силами. Центральный и местный аппараты военного управления были реорганизованы. Новый штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) становился основным ее организующим центром. Управление войсками упростилось, повысилась оперативность в работе. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета в январе 1925 года стал М.В. Фрунзе. Мероприятия военной реформы были закреплены в Законе о военной службе, принятом в сентябре 1925 года. Это был первый общесоюзный закон об обязательном несении военной службы всеми гражданами страны,
10
одновременно определивший и организационную структуру Вооруженных сил. 5
На протяжении ряда лет серьезнейшим тормозом в обеспечении боеготовности Красной Армии вплоть до конца 20-х годов являлась ее низкая техническая оснащенность. Армия была вооружена сравнительно слабо. Все надежды руководства страны покоились главным образом на организованности, революционной дисциплине, на идеологических посылах и патриотизме всего советского народа, стремившегося во что бы то ни стало обеспечить обороноспособность страны. И как только появились соответствующие экономические возможности, было принято решение о реализации новой сложнейшей задачи – технической реконструкции армии и флота.
В течение пяти лет после принятия военной реформы 1924-1925 годов были заложены основы организации РККА. Но, как уже отмечалось, техническая вооруженность ее в это время, отражая уровень развития производительных сил в стране, значительно отставала от армий крупнейших империалистических держав этого времени. Дальнейшее повышение обороноспособности СССР и мощи его Вооруженных сил было возможно только на основе индустриализации страны, создания современной тяжелой промышленности. Главную роль в решении этой задачи должен был сыграть первый пятилетний план развития народного хозяйства, который требовал форсированного развития, в том числе и отраслей производства, повышавших обороноспособность Советского Союза.
Отложить или надолго
растянуть выполнение этой задачи не
позволяла международная
11
ускоренного развития тяжелой промышленности, в том числе и оборонной, поддерживать напряженность производственных планов, ограничивать производство предметов широкого потребления, урезать снабжение дефицитными материалами и сырьем многих заводов и фабрик второстепенных, по мнению правительства, отраслей народного хозяйства.
По первому пятилетнему
плану строительства
В июне 1930 года был принят уточненный план строительства РККА. В качество первоочередной задачи в нем предусматривалось полностью перевооружить армию и флот новейшими образцами боевой техники. Исходя из требований современной войны, необходимо было создать новые рода войск (авиацию, бронетанковые войска), специальные войска (химические, инженерные и другие), модернизировать старую технику, организационно перестроить пехоту, артиллерию, кавалерию, осуществить массовую подготовку технических кадров и всему личному составу овладеть новей техникой. В январе 1931 года был утвержден календарный план строительства РККА на 1931-1932 годы. Это завершило разработку плана военного строительства, положенного в основу всей работы по технической реконструкции армии. 6
12
Решение всех этих задач
было сопряжено с преодолением немалых
трудностей, вызывавшихся напряжением
народнохозяйственных планов, одновременностью
процессов технической
Однако эти задачи не могли
быть решены за одну пятилетку. При
всех положительных результатах
проведения военного строительства
в этот период армия по-прежнему
нуждалась в дальнейшей механизации,
практически отсутствовала