Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:04, курсовая работа
В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.
Введение………………………………………………………………………......3Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны……………………………………………………….........5
1.1 Состояние государственно- политической системы в конце 30-х начала 40-х годов 20 века………………...……………………………................6
1.2 Военная реформа середины 20-х годов. Вооруженные сил СССР накануне Великой Отечественной войны…….....................................................7
1.3 Репрессии против командного состава армии и флота………..............15
Глава 2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны…………………………………………….…………………………………………..........................20
2.1 Изменение государственного управления СССР в начале войны……21
2.2 Чрезвычайные органы государственного управдения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...24
2.3 Издержки государственного управления в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33
Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный
30
комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.
Реально предоставленными возможностями
воспользовались только Белоруссия
и Украина, которые смогли вступить
в международные отношения и
позднее вместе с СССР участвовали
в создании и работе Организации
Объединенных Наций. Другие союзные
республики, хотя и создали свои
наркоматы иностранных дел, в
международной жизни
В приниженном положении были и партийные органы. Съезды и конференции ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды - в январе 1944 г.
Политбюро, Оргбюро и Секретариат как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы заседаний Политбюро.
Многие вопросы в военное время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более полусотни отделов, которые дублировали структуру центральных государственных и народно-хозяйственных учреждений.
31
Заключение.
Таким образом, модель управления, зафиксированная Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в, преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.
Во-первых, это безмерная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставка ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение - Молотов, Маленков, Берия, Щербаков, Каганович, а также военные - Жуков, Шапошников, Тимошенко, Кузнецов, Антонов, Василевский, Ворошилов и некоторые другие. Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые они представляли. Тем более что многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным секретарем ЦК партии, Председателем Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным главнокомандующим и наркомом обороны. Решения одних и тех же лиц могли быть оформлены протоколом заседания Политбюро, СНК СССР или ГКО. Это, с одной стороны, давало определенный положительный эффект,
32
поскольку вопросы решались оперативно, без траты времени на согласования. С другой стороны, слишком узкий состав высшего руководства (10 - 12 человек) таил в себе опасность субъективизма, произвола, бесконтрольности, недостаточной проработки некоторых решений. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. В случае неудач всегда отыскивались «козлы отпущения» среди подчиненных исполнителей. Поэтому кадровая чехарда, особенно на начальном этапе войны, было обычным делом.
Во-вторых, особенностью системы управления в военное время было то, что существенно возросла роль органов исполнительной власти. Поскольку сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы. В целом советская система управления выдержала испытания войной и обеспечила победу над сильным и организованным противником.
33
Список литературы.
1.1 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова - М.: МГИАИ, 2008 - 396 с.
1.2 Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления / Г.К. Жуков –М: 2006 – 34 с. Зубкова, С.Ю. Общество и реформы. 1945—1964: учебник./ С.Ю. Зубкова - М., 1993.
1.3 Иванов, Р.Ф. Общественно-политические силы СССР и США в годы войны: 1941—1945 / Р.Ф. Иванов, Н.К. Петрова - Воронеж, 2006 – 253 с.
1.4. Исаев, И.А. История
1.5 Коржихина, Т.П. Советское
1.6 Коржихина, Т.П. История
1.7 Куликов, В.И. История
1.8 Пихоя, Р.Г. История
1.9 Пихоя, Р.Г. СССР: История власти. 1945—1991: учебник / Р.Г. Пихоя – М: изд-во РАГС 2007 – 78 с.
1.10 Титов, Ю.П. История
1.11 Шевелев, В.Н. История
2.1 Великая Отечественная
война 1941-1945. Режим доступа [www.1941-1945.
2.2 Особенности государственного
управления в военные и
1 Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 — декабрь 1991) / Т.П. Коржихина М.: 2008 С.72
2 Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 — декабрь 1991) / Т.П. Коржихина М.: 2008 С. 72
4 Исаев, И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев М.: Юрист, 2006 С.23
5 Исаев, И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев М.: Юрист, 2006 С.24
6 Коржихина, Т.П. История российской государственности: учебник/ Т.П. Коржихина, А.С. Сенин –М:РАГС, 2006 – С. 17
7 Коржихина, Т.П. История российской государственности: учебник/ Т.П. Коржихина, А.С. Сенин –М:РАГС, 2006 – С. 17
8 Шевелев, В.Н. История Отечества: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008 С.41
9 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 11
10 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 11
11 Куликов, В.И. История государственного управления России: учебник / В.И.Куликов М.: Издательский центр « Академия», 2009. С.357
12 Куликов, В.И. История государственного управления России: учебник / В.И.Куликов М.: Издательский центр « Академия», 2009. С.35
13 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 11
14 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 38
15 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 38
16 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 45
17 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 45
18 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 46
19 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 4
20 Титов, Ю.П. История государства и права России: учебник / Ю.П. Титов, М: «Академия» , 2007. С. 50