Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3Глава 1. Структура государственного управления СССР накануне Великой Отечественной войны……………………………………………………….........5
1.1 Состояние государственно- политической системы в конце 30-х начала 40-х годов 20 века………………...……………………………................6
1.2 Военная реформа середины 20-х годов. Вооруженные сил СССР накануне Великой Отечественной войны…….....................................................7
1.3 Репрессии против командного состава армии и флота………..............15
Глава 2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны…………………………………………….…………………………………………..........................20
2.1 Изменение государственного управления СССР в начале войны……21
2.2 Чрезвычайные органы государственного управдения в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...24
2.3 Издержки государственного управления в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая по игуру.docx

— 57.33 Кб (Скачать)

Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и  преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных  дел из общесоюзного в союзно-республиканский  Народный

 

30

комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.

Реально предоставленными возможностями  воспользовались только Белоруссия и Украина, которые смогли вступить в международные отношения и  позднее вместе с СССР участвовали  в создании и работе Организации  Объединенных Наций. Другие союзные  республики, хотя и создали свои наркоматы иностранных дел, в  международной жизни практически  не участвовали, если не считать включения  их представителей в общесоюзные  международные делегации.

В приниженном положении были и  партийные органы. Съезды и конференции  ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды - в январе 1944 г.

Политбюро, Оргбюро и Секретариат  как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны  не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы  заседаний Политбюро.

Многие вопросы в военное  время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался  все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более полусотни отделов, которые дублировали структуру центральных государственных и народно-хозяйственных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Заключение.

 

Таким образом, модель управления, зафиксированная  Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в, преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.

Во-первых, это безмерная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в  состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставка ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение - Молотов, Маленков, Берия, Щербаков, Каганович, а также военные - Жуков, Шапошников, Тимошенко, Кузнецов, Антонов, Василевский, Ворошилов и некоторые  другие. Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые  они представляли. Тем более что  многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным  секретарем ЦК партии, Председателем  Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным главнокомандующим и  наркомом обороны. Решения одних  и тех же лиц могли быть оформлены  протоколом заседания Политбюро, СНК  СССР или ГКО. Это, с одной стороны, давало определенный положительный  эффект,

32

поскольку вопросы решались оперативно, без траты времени на согласования. С другой стороны, слишком узкий состав высшего руководства (10 - 12 человек) таил в себе опасность субъективизма, произвола, бесконтрольности, недостаточной проработки некоторых решений. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. В случае неудач всегда отыскивались «козлы отпущения» среди подчиненных исполнителей. Поэтому кадровая чехарда, особенно на начальном этапе войны, было обычным делом.

Во-вторых, особенностью системы управления в военное время было то, что  существенно возросла роль органов  исполнительной власти. Поскольку сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы. В целом советская система  управления выдержала испытания  войной и обеспечила победу над сильным  и организованным противником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

Список литературы.

  1. Специальная литература.

1.1 Архипова, Т.Г. Государственный  аппарат РСФСР в годы Великой  Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г.  Архипова - М.: МГИАИ, 2008  - 396 с.

1.2 Жуков, Г.К. Воспоминания и  размышления / Г.К. Жуков –М: 2006 – 34 с. Зубкова, С.Ю. Общество  и реформы. 1945—1964: учебник./ С.Ю. Зубкова  - М., 1993.

1.3 Иванов, Р.Ф. Общественно-политические  силы СССР и США в годы  войны: 1941—1945 / Р.Ф. Иванов, Н.К. Петрова  - Воронеж, 2006 – 253 с.

1.4. Исаев, И.А. История государства  и права России: учебное пособие  / И.А. Исаев- М.: Юрист, 2006 – 173 с.

1.5 Коржихина, Т.П. Советское государство  и его учреждения (ноябрь 1917 —  декабрь 1991)  / Т.П. Коржихина  - М.: 2008 – 312 с. 

1.6 Коржихина, Т.П. История российской  государственности: учебник/ Т.П.  Коржихина, А.С. Сенин –М:РАГС, 2006 – 81 с. 

1.7 Куликов, В.И. История государственного  управления России: учебник / В.И.Куликов  - М.: Издательский центр « Академия», 2009 – 601 с.

1.8 Пихоя, Р.Г. История государственного  управления в России: учебник  - М.: Изд-во РАГС, 2007 – 63 с.

1.9 Пихоя, Р.Г. СССР: История власти. 1945—1991: учебник / Р.Г. Пихоя –  М: изд-во РАГС 2007 – 78 с.

1.10 Титов, Ю.П. История государства  и права России: учебник / Ю.П.  Титов, М: «Академия» , 2007 – 57 с. 

1.11 Шевелев, В.Н. История Отечества:  учебное пособие - Ростов н/Д:  Феникс, 2008 – 54 с.

  1. Электронная литература.

2.1 Великая Отечественная  война 1941-1945. Режим доступа [www.1941-1945.ru]

2.2 Особенности государственного  управления в военные и послевоенные  годы. Режим доступа [http://www.i-u.ru/biblio/archive]

 

 

 

 

 

 

1 Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 — декабрь 1991)  / Т.П. Коржихина М.: 2008 С.72

2 Коржихина, Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 — декабрь 1991)  / Т.П. Коржихина М.: 2008 С. 72

4 Исаев, И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев М.: Юрист, 2006 С.23

5 Исаев, И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев М.: Юрист, 2006 С.24

6 Коржихина, Т.П. История российской государственности: учебник/ Т.П. Коржихина, А.С. Сенин –М:РАГС, 2006 – С. 17

7 Коржихина, Т.П. История российской государственности: учебник/ Т.П. Коржихина, А.С. Сенин –М:РАГС, 2006 – С. 17

8 Шевелев, В.Н. История Отечества: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008 С.41

9 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 11

10 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 11

11 Куликов, В.И. История государственного управления России: учебник / В.И.Куликов М.: Издательский центр « Академия», 2009. С.357

12 Куликов, В.И. История государственного управления России: учебник / В.И.Куликов  М.: Издательский центр « Академия», 2009. С.35

13 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 11

14 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 38

15 Пихоя, Р.Г. История государственного управления в России: учебник М.: Изд-во РАГС, 2007 С. 38

16 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 45

17 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 45

18 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 46

19 Архипова, Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг / Т.Г. Архипова. М.: МГИАИ, 2008 С. 4

20 Титов, Ю.П. История государства и права России: учебник / Ю.П. Титов, М: «Академия» , 2007. С. 50


Информация о работе Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)