Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:38, реферат
Административно-хозяйственное управление в регионе. Уральский регион, расположенный по обе стороны Уральского хребта, не будучи прямым административно-территориальным субъектом РСФСР и СССР, с географической, экономической, этнической, исторической точек зрения представлял собой целостное сообщество. К Уралу относились две автономные республики: Башкирия и Удмуртская (с декабря 1934 г.), четыре области: Молотовская (Пермская так называлась с 1940 по 1957 г.), Свердловская (в ее состав в 1942 г. из Челябинской были переданы два района — Каменский и Покровский), Челябинская, Чкаловская (Оренбургская, так называлась с 1938 по 1957 г.).
Административно-хозяйственное
На территории Урала по переписи 1939 г. проживало 13,5 млн человек, что составляло 8 % населения страны. За годы войны городское население в регионе увеличилось на 21,6 % (на 1,1 млн человек), сельское, наоборот, резко сократилось — на 25,2 % (на 2,2 млн человек). В крае шел процесс расширения сети городов и поселков городского типа. Рост горожан был обусловлен притоком эвакуированных и беженцев, расширением сети городов путем их юридического преобразования из сельских населенных пунктов и переездом сельских жителей.
Удельный вес горожан в составе населения вырос с 37,5 до 49,4%, а селян упал с 62,5 до 50,6 %. Впервые в истории Урала доли городского и сельского населения уравнялись.
Характерной особенностью Урала был полиэтничный состав населения. В регионе преобладали три языковые группы населения: восточнославянская, тюркская и финно-угорская. Русские составляли 71,5 % всех жителей, татары — 8,9 %, башкиры — 5,9 %, удмурты — 3,8 %, украинцы — 3 %.
Промышленность. В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона.
В годы войны по указанию
Государственного Комитета Обороны
на Урале были созданы три танковых
гиганта: в Челябинске, Нижнем Тагиле,
Свердловске. Эвакуированный в Нижний
Тагил из Харькова танковый завод, начавший
работу на производственной площадке
Уралвагонзавода, приняв оборудование
Московского
Еще в конце 1930-х гг. были разработаны оригинальные типы боевых машин. Конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко создали средний танк Т-34. «Тридцатьчетверка» стала основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики, советские военачальники дали ему высокую оценку. Это вынуждены были признать и немецкие офицеры. Генерал Шнедер писал: «Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой». Генерал-фельдмаршал Клейст назвал Т-34 лучшим танком в мире. Создание тяжелого танка КВ («Климент Ворошилов») (главный конструктор Ж. Я. Котин) явилось новым направлением в отечественном и мировом танкостроении. Харьковские конструкторы К. Ф. Челпан, Т. П. Чупахин, Я. В. Вихман, Я. Н. Аптекман и другие впервые в мировой практике разработали дизельный двигатель для танков.
Ученые и конструкторы Танкограда Ж. Я. Котин, Н. Л. Духов, Л. С. Троянов, И. Я. Трашутин, Я. В. Вихман и другие, осуществляя единую концепцию развития тяжелого танка, разработали и поставили фронту 13 типов боевых машин и САУ. В 1942 г. в конструкторском бюро родилась идея создания тяжелого танка И С («Иосиф Сталин»). В рекордно короткий срок, всего за 51 день, было налажено его серийное производство. Когда на полях сражений появились новые немецкие «тигры» и «пантеры», Красная Армия уже имела на вооружении ИС, самый мощный тяжелый танк в мире. По своей бронезащите, артиллерийскому вооружению и маневренности ИС до конца войны остался непревзойденным танком тяжелого типа. Испытав в боях мощную силу ИС, немецкое командование вынуждено было издать секретный приказ, в котором предписывалось избегать боев с этими машинами.
Всего за годы войны учеными и конструкторами было разработано более 80 опытных образцов боевых машин. Большая часть их выпускалась крупносерийным поточным производством. Уральцы первыми в мире поставили на поток изготовление танков.
В годы войны были увеличены
мощности Магнитогорского
Переход на выпуск вооружений содействовал техническому прогрессу в индустрии края. Централизация и специализация производства, крупносерийное и массовое изготовление продукции позволили заводам применять самые передовые, а иногда и неизвестные мировой практике технологические методы, механизировать частично трудоемкие операции. Значительные масштабы обрели модернизация станков, агрегатов. В машиностроении технический прогресс был ускорен организацией на заводах поточных линий и конвейеров.
Не было таких видов
военной продукции, которые бы не
изготавливались на Урале. До войны
броневая сталь на Урале не производилась.
Чтобы удовлетворить
Характер используемой в войне техники предъявлял повышенные требования к работникам, выпускавшим военную продукцию. В военные годы на Урале широко развернулась подготовка новых квалифицированных кадров в системе трудовые резервов (школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища), индивидуальное и бригадное ученичество непосредственно на производстве, производственный инструктаж, курсы техминимума, стахановские и технологические школы, обучение вторым и смежным профессиям. Большую роль в формировании индустриальных кадров Урала сыграли эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Харькова рабочие, мастера. Для сохранения кадрового корпуса в военной промышленности применялось бронирование (освобождение от призыва в армию).
На Урале в годы войны, где был собран цвет рабочего класса страны, зародились многие патриотические начинания и движения. Их инициаторы — Е. П. Агарков, И. П. Блинов, Е. И. Подорванова, Г. Ф. Семенов, П. А. Томилов и другие — были известны всей стране. Первую комсомольско-молодежную бригаду на УЗТМ возглавил М. Ф. Попов (род. 1914 г.). В сентябре 1941 г., когда гитлеровцы подходили к Москве, молодые уральцы начали соревнование за почетное звание фронтовой. Их девизом было: «В труде, как в бою!» Бригада Попова уменьшила время обработки танковой башни до 4 часов 10 минут при норме 18 часов.
Транспорт. В связи с новым размещением производительных сил, изменением системы кооперации между предприятиями, крупным ростом производства, резко увеличились перевозки внутри региона. В то же время на уральских магистралях, связывавших центр страны с Сибирью и Дальним Востоком, намного возрос транзитный поток: на фронт шли военные эшелоны, на восток — поезда с грузом и населением. Все это требовало исключительной четкости в работе железнодорожников. За первые два военных месяца только на Пермской железной дороге было перевезено 3 млн человек.
В 1943 г. железные дороги были
переведены на военное положение. Все
звенья сложного транспортного механизма
стали работать более четко и
согласованно. Огромная напряженность
в работе транспорта требовала строительства
новых железнодорожных линий, подъездных
путей к новым промышленным объектам.
В Оренбургской области скоростными
темпами сооружались линии
Самоотверженно работали речники Камского речного пароходства. Судовые коллективы с целью экономии средств сами ремонтировали пароходы, сокращали расход топлива, выступали застрельщиками буксировки большегрузных возов. В дни битвы на Волге камские пароходы доставляли защитникам Сталинграда оружие, боеприпасы, снаряжение; на обратном пути вывозили раненых, эвакуированное население. Суда подвергались бомбежкам и обстрелам. Команды действовали мужественно и умело выполняли задания. Водники Камского бассейна произвели более 10 % объема всех перевозок речного транспорта страны.
Сельское хозяйство. При потере важнейших аграрных районов роль сельского хозяйства на востоке страны существенно возросла. Это вызвало ряд изменений в организации и структуре колхозно-совхозного производства Урала. При сохранении ведущего положения колхозов поднялся удельный вес совхозов, подсобных хозяйств предприятий и учреждений, выросла доля личных хозяйств рабочих, служащих и колхозников. Ведущей отраслью в колхозах и совхозах было производство хлеба, а основной доход давало животноводство, широкое распространение получило выращивание картофеля и овощей. Для колхозников их личное хозяйство, называемое подсобным, превратилось в основное, - давало средства для существования и все продукты питания, кроме хлеба, и средства для уплаты налогов государству.
Рабочая сила из деревни
переводилась в военную промышленность,
на транспорт и строительство. Уменьшение
сельчан коснулось не только взрослых
трудоспособных мужчин, но и женщин,
подростков. На селе сократилось количество
техники и орудий труда. Объем
работ, производимых тракторами и комбайнами,
сосредоточенными в машинно-тракторных
станциях, в колхозах уменьшился в 2—3
раза. Это привело к резкому
ухудшению обработки земли. Усилилось
влияние неблагоприятных
Материально-денежных средств, выделяемых аграрному сектору, было недостаточно для покрытия расходов, которые он нес в связи с мобилизационными и военно-оборонными работами. Основным источником развития сельского хозяйства региона были его внутренние ресурсы как материально-технические, так и людские.
Сокращение рабочей силы частично восполнялось небывалым подъемом производственной активности всех групп сельского населения. Подъему трудовой активности способствовали различные материальные и моральные стимулы, широко применялись властями и репрессивные меры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство в тыловом Урале в довоенных размерах не удалось. Посевные площади сократились на 33 %, уменьшилось поголовье скота.
В годы войны увеличился
контингент населения, нуждавшегося в
государственном снабжении
Оказывая огромную материальную помощь фронту, колхозники Урала сами испытывали недостаток питания, нехватку необходимых вещей. В уральской деревне ускорилась ломка уклада сельской жизни.
В условиях войны усилилось
воздействие отрицательных
Общественно-политическая жизнь. В годы Великой Отечественной войны наблюдались попытки возродить русский патриотизм. «Святые чувства» защитников «единственного в мире социалистического государства» были дополнены российскими и имперскими атрибутами — офицерства, генералитета, гвардия, нереволюционные ордена, подняты на щит имена русских полководцев и защитников России — А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, К. Минина, Д. Пожарского. Все это придавало патриотизму глубину и историческую преемственность. Патриотические призывы к единству и сплочению народа в годы войны не только обеспечивали его героизм на фронте, но и перевыполнение сверхнапряженных планов по выпуску продукции в тылу. Вместе с тем тактические отступления власти в области большевистской идеологии не меняли ее сущности.