Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 03:10, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.
Введение. 3
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века
5
1.1. Становление городского государственного и общественного управления. Грамота на права и выгоды городам Российской Империи
5
1.2.Изменения в системе городского управления Санкт-Петербурга
9
Выводы по главе 1
13
Глава 2: Городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) середина XIX века – 1924
15
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года
15
2.2. Особенности государственного управления Петрограда в 1917 году.
20
2.3. Государственного управления после октября 1917г. до 1924г.
27
Выводы по главе 2
31
Заключение
33
Список литературы
35
Приложение
37
Безусловной причиной успеха большевиков[19] по захвату власти явился тот факт, что ими была предложена тотальная иллюзия ожиданиям российского общества. Любой, кто предложил бы народу завершение войны, раздачу земли, подлинное местное самоуправление – мог бы снискать его доверие и спокойно “подбирать” власть на улице. И большевики сделали это с потрясающим успехом. Не дав в полной мере народу в итоге ни того ни другого, они смогли создать иллюзию готовности ответить на эти актуальнейшие вопросы российского общества положительно.
Если искать какие-то исторические аналогии, то советские учреждения напоминали избираемых крестьянами волостных старшин по отношению к земскому начальнику или уездных исправников екатерининского периода по отношению к губернатору. При этом продолжала свое существование и система бюрократического централизма, традиционная для России, усугубленная сменой правящей элиты, вождистскими устремлениями новых начальников и заменой правопорядка идеологизированной политикой.
Говоря о советском периоде истории самоуправления, следует отметить, что, во-первых, строгая иерархичность социальных отношений, структуры корпораций обусловила установку на вертикальную подчиненность отдельных институтов. Поэтому уже к осени 1917 г. Советы начали процесс объединения с выработкой соответствующих принципов функционирования по вертикали: волость (или город) – уезд – губерния – область – государство. Во-вторых, не всегда демократические методы управления корпорацией сформировали и соответствующие представления о структуре взаимоотношений как отдельных институтов самоуправления, так и органов местного самоуправления и институтов государственной власти. (Например, местные Советы рассматривали в качестве обязательных для себя решения всех вышестоящих Советов, Всероссийских совещаний и Съездов Советов.) В-третьих, функциональное содержание местной самоуправляющейся единицы (корпорации) – поселка, района и т. д. как, с одной стороны, регулятора политической мобилизации должно было, в конечном итоге, сформировать и двойственное понимание природы Советов. Вместе с тем, на развитие Советов, их трансформацию из органов самоуправления в местные органы государственной власти и управления огромное влияние оказали исторические условия России[20]. Одним из первых признаков, показавших изменение принципиальных основ функционирования и деятельности местных Советов, стал отказ от выборов и переход к системе так называемых “Освобожденных работников”, назначенных на руководящие должности вышестоящими Советами. Наконец, включение Советов в систему государственной власти и превращение России (СССР) в республику Советов снизу-доверху изначально противоречили самоуправленческой природе Советов.
2.3. Государственного управления после октября 1917г. по 1924г.
После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять из себя низовое звено единого государственного аппарата.
Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.
В октябре 1917 г. действовало свыше 1430 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и свыше 450 Советов крестьянских депутатов.
Но в опирались в своей деятельности не на законодательные акты, изданные властью, а на мнение, пожелания масс. Советы чаще всего сами определяли количественный состав депутатов, сами разрабатывали свои полномочия и структуру.
К концу декабря 1917 г. отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 г. декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. До 20 марта 1918 г. действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.
После Октября 1917 года[21] земское самоуправление просуществовало недолго. Несмотря на то, что одни из первых декретов Временного Рабочего и Крестьянского Правительства говорили о расширении прав местного самоуправления: "О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле" (опубликован 28 октября 1917 г.), "О правах городских самоуправлений в деле регулирования жилищного вопроса" (опубликован 30 октября 1917 г.), "О волостных земельных комитетах" (постановление Наркомата земледелия от ноября 1917 г.), вскоре стало ясно, что новая власть не уживется с прежней системой "патриархальных добродетелей". В ноябре 1917 г. состоялся земский съезд, который пытался наметить пути преодоления кризиса, но уже 19 декабря 1917 г. за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова-Ленина был опубликован декрет "Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению", образовываемого для благой цели "объединения деятельности всех городских и земских учреждений". Вновь созданному ведомству из Комиссариата внутренних дел были переданы: главное управление по делам местного хозяйства, касса городского и земского кредита, так и не ставшая Банком, и другие относящиеся к местному самоуправлению учреждения.
Однако, уже в процессе подготовки первой Конституции РСФСР 1918 года, при работе над разделом 3 "Конструкция Советской власти" (часть Б "Организация Советской власти на местах"), большинство предлагавшихся проектов организации местной власти, хотя и декларировали "торжество Советской власти", строились на системе и опыте деятельности земского и городского самоуправления, были пронизаны их идеологией. Советы виделись авторам проектов не боевым орудием пролетариата, а лишь органом местного самоуправления, подобным земствам. Естественно, все эти проекты были отклонены комиссией ВЦИК или просто не рассматривались ею. Конституционная комиссия добивалась отражения в Конституции идеи диктатуры пролетариата, многократно трансформируя и свой собственный, "идеологически выверенный", проект.
Большевистское правительство шло на любые жертвы для упрочения своей власти. В январе 1918 г. было распущено Учредительное Собрание, готовое взять власть в свои руки, а в марте ценой передачи территории Малороссии (Украины) заключен мир с Германией. Установившийся на улицах Петрограда и всех других вовлеченных в революцию городов "красный террор" вызвал радикальный отклик в расслоившемся и разобщенном до предела обществе: началась Гражданская война (1918-1921 гг.).
Рабочие отряды и революционные солдаты Петрограда были преобразованы в Красную Гвардию, ставшую ядром Красной Армии. В то время как пригодные для службы люди мобилизовались на фронты Гражданской войны, существенная часть населения мигрировала в сельскую местность в поисках пропитания. Население страны разделилось на два основных лагеря: "за большевиков" ("красные") и "против большевиков" ("белые"). Генералы царской армии Корнилов, Краснов, Каледин собирали отряды из офицеров, юнкеров и учащихся кадетских корпусов для войны с большевиками. Количество жителей столичного Петрограда сократилось с 2,3 миллионов человек в 1917 г. до 722 тысяч человек в 1920 г.
К началу 1918г. немецкие отряды были так близко к Петрограду (уцелевшие отряды генерала Корнилова, как и прочих генералов старой армии, желавшие идти на помощь царской семье, также угрожали городу), что правительство возглавляемое Владимиром Лениным решило переместить столицу в Москву, которая была пока еще далека от фронтов гражданской войны. Таким образом Петроград, построенный исключительно как столица, был превращен в региональный центр.
Далее произошло изменение названий улиц и площадей согласно революционным веяниям. Дворцовая площадь была названа именем убитого большевика Урицкого, а Невский проспект получил имя в честь даты революции - "25-го октября". Множество Революционных памятников было установлено, но большинство их было сделано из самых дешевых материалов и не отличалось ни прочностью, ни долговечностью.
"Красный террор", как политика появившаяся при взятии власти и сохранявшаяся в годы "военного коммунизма" (как называли годы Гражданской войны), настолько обескровил экономику страны и оттолкнул от власти большевиков самый многочисленный класс России - крестьянство, что в целях самосохранения новой власти пришлось перейти к Новой экономической политике (НЭП).
После окончания Гражданской войны[22], во времена НЭПа, Петроград начал восстанавливаться, поскольку объявленная большевиками политика позволяла некоторые элементы рыночной экономики. В 1924 название города было заменено: он стал называться в честь В.И.Ленина Ленинградом. Это стало символом перехода к социалистическому строю.
Выводы по главе 2
Реформа городского самоуправления 1870 года[23] — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель привлечь к управлению городами крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.
Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.
После Февральской революции 1917 г. одним из первых решений Временного Правительства стало создание Особого совещания по реформе местного управления и самоуправления (25 марта 1917 г.). Из 100 законодательных актов, принятых Временным правительством[24], более 40 были направлены на осуществление этой реформы. Фактически в этот период в стране устанавливался режим “двоевластия” – с одной стороны действовало Временное правительство, представлявшее класс буржуазии и капиталистических помещиков, с другой стороны – Петроградский и другие Советы рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство не располагало какой-либо реальной властью и его распоряжения осуществлялись лишь в тех рамках, в каких это допускал Петроградский Совет, располагавший важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф находились в его руках.
После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять из себя низовое звено единого государственного аппарата.
Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.
Большевистское правительство шло на любые жертвы для упрочения своей власти. В январе 1918 г. было распущено Учредительное Собрание, готовое взять власть в свои руки, а в марте ценой передачи территории Малороссии (Украины) заключен мир с Германией. Установившийся на улицах Петрограда и всех других вовлеченных в революцию городов "красный террор" вызвал радикальный отклик в расслоившемся и разобщенном до предела обществе: началась Гражданская война (1918-1921 гг.).
После окончания Гражданской войны[25], во времена НЭПа, Петроград начал восстанавливаться, поскольку объявленная большевиками политика позволяла некоторые элементы рыночной экономики. В 1924 название города было заменено: он стал называться в честь В.И.Ленина Ленинградом. Это стало символом перехода к социалистическому строю.
Заключение.
Санкт-Петербург основан в 1703 Петром I. В 1712-1728 и 1732-1918 столица России. В Санкт-Петербурге (Петрограде) произошли Февральская революция и Октябрьская революция.
На современном этапе развития новой российской государственности значительную актуальность приобретают проблемы улучшения качества жизни горожан, которые составляют ныне большую часть населения страны.
В этой связи немаловажное значение имеет ретроспективный анализ развития российских городов как сложных организмов, включающих не только целый комплекс архитектурно-градостроительных и природно-ландшафтных характеристик, управленческих и политических структур, но и особую типологию повседневной жизни людей, их обычаи и привычки. Города существуют по своим законам, но одновременно испытывают влияние общих политических и экономических процессов, развивающихся в стране в целом.
Подобная двойственность городской природы особенно ярко проявляется в экстраординарных условиях, в моменты острых социальных катаклизмов, в первую очередь, войн и революций. В эти исторические периоды город и горожане вынуждены выстраивать определенную «стратегию выживания», которая находит свое отражение, прежде всего, в особенностях управления хозяйством города и в специфических практиках повседневности.
Несмотря на то, что сегодняшнее время внешне далеко от ситуаций периода революции 1917 г. и гражданской войны, изучение стратегии выживания городского организма в экстраординарных условиях может позволить избежать определенных просчетов в выстраивании внутригородской политики на современном этапе. Ныне, не менее чем в 1917 - начале 1920-х гг., актуальны проблемы антисанитарии на улицах, перегруженности транспортной системы, несоответствия санитарно-гигиенической норме качества потребляемой горожанами воды, борьбы с пылью и дымом, сохранения зеленых насаждений. Опыт их разрешения в экстраординарных условиях может быть полезен для деятельности современных муниципальных органов.
Информация о работе Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)