Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 03:10, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.
Введение. 3
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века
5
1.1. Становление городского государственного и общественного управления. Грамота на права и выгоды городам Российской Империи
5
1.2.Изменения в системе городского управления Санкт-Петербурга
9
Выводы по главе 1
13
Глава 2: Городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) середина XIX века – 1924
15
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года
15
2.2. Особенности государственного управления Петрограда в 1917 году.
20
2.3. Государственного управления после октября 1917г. до 1924г.
27
Выводы по главе 2
31
Заключение
33
Список литературы
35
Приложение
37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальных наук и государственного управления
Курсовая работа
По дисциплине «история государственного управления»
на тему
«Особенности городского управления
в Санкт-Петербурге (Петрограде)»
Выполнила: студентка 3курса 36 гр
Москва 2011
Содержание:
Введение.
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века | 5
|
1.1. Становление городского государственного и общественного управления. Грамота на права и выгоды городам Российской Империи | 5
|
1.2.Изменения в системе городского управления Санкт-Петербурга | 9 |
Выводы по главе 1 | 13 |
Глава 2: Городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) середина XIX века – 1924
| 15 |
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года | 15 |
2.2. Особенности государственного управления Петрограда в 1917 году. | 20 |
2.3. Государственного управления после октября 1917г. до 1924г. | 27 |
Выводы по главе 2 | 31 |
Заключение | 33 |
Список литературы | 35 |
Приложение | 37 |
Введение
Санкт-Петербург - город с насыщенной историей, переживший 11 императоров, восстание декабристов, февральскую и октябрьскую революции.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлено рядом обстоятельств развития современного Российского государства и права. Трудный поиск оптимального реформирования нашего общества не всегда сопровождается убедительными примерами и ссылками на отечественный исторический опыт.
Исследование дореволюционного отечественного опыта городского самоуправления является актуальным на современном этапе в связи с принятием в 1995 г. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", составляющего, наряду с Конституцией 1993 г., правовую основу законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.
Устанавливая место и функции органов самоуправления, Конституция (ст. 131), Федеральный закон "О местном самоуправлении" (ст. 2) призывают осуществлять свою деятельность при решении вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических традиций и иных местных обычаев. О разумности и рациональности привлечения дореволюционного опыта неоднократно говорил и В.В. Путин, подчеркивая, что при формировании местного самоуправления федеральным законодателям будет нелишне "вспомнить и наш собственный, еще дореволюционный исторический опыт".
Изучение отечественного исторического опыта формирования и функционирования институтов местного самоуправления определяется необходимостью последовательности развития (эволюционного) процесса реформирования. Это должно помочь исключить не прижившиеся или отвергнутые исторической практикой дореволюционных органов городского самоуправления правовые, организационные и прочие явления, что в свою очередь позволит оптимизировать процесс формирования института местного самоуправления сегодня.
Именно поэтому я выбрала данную тему курсовой работы.
Значительный шаг вперед в объяснении вопроса делал Василевский в своей работе "Городское самоуправление и хозяйство. Спб.," ,где основными источниками являются нормативные акты о местном самоуправлении рассматриваемого периода, то есть XIX века.
К фундаментальным работам по истории городского общественного управления следует отнести труды И.И.Дитятина, как "Столетие Санкт-Петербургского городского общества 1785 - 1885 гг" . Основываясь на архивных материалах, многие из которых были впоследствии утрачены, он изучил основные источники создания городовых положений, в том числе и 1846 г., провел тщательный анализ законодательства и проследил, как оно применялось на практике. Юридический анализ, проведенный историком, не потерял своей актуальности до настоящего времени.
Так же правовое положение сословий изучал Н.М.Коркунов. Он, в частности отмечал сложность сословной структуры и писал о том, что некоторые состояния не только не наследственны, но даже не пожизненны.
Теоретическими основами исследования являются:
Научные труды отечественных и зарубежн
Методологической основой исследования являются:
Общенаучные и специальные принципы и методы исследуемого предмета.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
изучение нормативно-правовой базы (в процессе исследования рассматриваются законодательные акты Александра II);
аналитический метод (в курсовой работе проанализирована внутренняя политика Александра II,главным образом, законодательный акт - Жалованная грамота);
исторический метод (рассмотрена хронология принятия того или иного исторического события);
применялся конкретно - исторический подход, при помощи которого рассмотрены государственно - правовые явления в части местного самоуправления.
Объектом данного исследования являются органы государственного аппарата в Санкт-Петербурге в периоде 1785-1924 гг.
Предметом курсовой работы являются процессы развития и преобразования государственного управления в Санкт-Петербурге (Петрограде) на протяжении с 1785 по 1924 гг.
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.
Основные задачи курсовой работы:
1.Исследование изменений в городском управлен
2.Особенности государственного управления Са
3.Особенности государственного управления Пе
В первой главе исследования рассмотрено городское управление в Санкт-Петербурге на временном промежутке 1785 – середина ХIХ века, Грамота на права и выгоды городам Российской Империи, её основные положения.
Вторая глава курсовой работы посвящена особенностям городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) в середине XIX века – 1924, здесь рассмотрена реформа городского управления 1870 г., революции 1917г., советизация системы городского управления.
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века
1.1.Становление городского государственного и общественного управления. Грамота на права и выгоды городам Российской Империи
До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действовали магистраты, городничие, ведущие функциональную родословную от городских приказчиков.
Обозначилось несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным властью мерам по стимулированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности[1].
По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы[2]. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил административные, полицейские и другие функции. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выборные органы городского общественного управления.
Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функциями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, совестных и сиротских судов, ратуш формировалось городское общественное самоуправление, которое функционировало под постоянным и строгим контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления.
Жизнь же городов усложнялась, они разрастались и становились крупнее, возникали новые отрасли хозяйства. Множилась социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».
Управление городами не имело своего самостоятельного статуса, единообразия, что сопровождалось произволом руководителей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требовало адекватного городского управления.
В значительной степени эта потребность зафиксирована «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г.[3], которая стала первым в истории управления развернутым законом организации городского управления и сопровождалась позднее целой серией городовых положений об устройстве городской жизни. Закон сохранил государственное городское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.
Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное:
а) градским обществом,
б) общей городской думой,
в) шестигласной думой,
г) городским головой.
Итак, 21 апреля 1785 года Екатерина II издает законодательный акт, именуемый как «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи ».
Жалованная грамота содержала:
1. Городовое положение
2. О городовых обывателях. Установление общества градского и о выгодах общества градского
3. Наставление для сочинения и продолжения городовой обывательской книги
4. Доказательства состояния городовых обывателей
5. О личных выгодах городовых обывателей, среднего рода людей или мещан вообще
6. О гильдиях и о гильдейских выгодах вообще
7. О первой гильдии
8. О второй гильдии
9. О третьей гильдии
10. О выгодах цеховых
11. Ремесленное положение
12. О выгодах именитых граждан
13. О посадских и их выгодах вообще
14. О городской общей думе и о городской шестигласной думе.
Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно формировалось в аспекте распорядительного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим»[4].
Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и развить свое самоуправление»[5].
Информация о работе Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)