Опыт российского парламентаризма в России в начале XX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение историко-правового опыта российского парламентаризма в начале ХХ века.

Оглавление

Введение
Истоки парламентаризма
Парламентаризм в начале ХХ века
Мнение современных политиков об опыте первого российского парламентаризма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФистория.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки РФ

 

ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

(филиал) ГОУ ВПО Ижевский  государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу  «История Отечества»

 

на тему: «Опыт  российского парламентаризма в  России в начале XX в.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнил студент  ______________________________

    гр. ______                                  (подпись)

 

 

    Проверил _______________________________________

                                            (оценка, подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глазов 2010

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1. Истоки парламентаризма………………………………………………..4

 

2. Парламентаризм в начале ХХ века……………………………………..7

 

3. Мнение современных политиков об опыте первого российского парламентаризма…………………………………………………………...17

 

4. Заключение………………………………………………………………19

 

Список литературы………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Парламентаризм (от франц. parler - говорить) – это система  правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа – парламента - по отношению к другим государственным органам. Исходя из этого, парламентаризм иногда рассматривают как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения человека из подданного и бесправного в гражданина, наделенного политическими правами, и прежде всего, правом выбора власти в обществе.

История современного российского  парламентаризма насчитывает только чуть больше десяти лет. И хотя и во времена существования СССР у власти был также выборный орган – Верховный Совет, считать это полноценным парламентом при однопартийной системе нельзя. Но кроме новой истории парламентаризма у России есть еще и история более раннего парламентаризма, относящегося к началу ХХ века. Именно к этому времени относят первый опыт парламентаризма в России. Хотя справедливо сказать, что зачатки, или нечто похожее на парламент в традиционном представлении имеет намного более глубокую историю.

Целью настоящей работы является изучение историко-правового  опыта российского парламентаризма  в начале ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Истоки парламентаризма

 

Понимание роли и места  органов народного представительства  в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча и боярской думы, до дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, советского народовластия, современных форм парламентской демократии.

Вече было формой непосредственного  участия народа в решении государственных  дел. Это было собрание всех свободных  жителей. Летописи упоминают о вечевых  собраниях во всех древнерусских  княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезают после татаро-монгольского нашествия. В Северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) вече играло большую роль и просуществовало дольше, так как эти княжества не были разорены татаро-монгольскими войсками. Однако после включения в состав Московского царства и в этих землях вече отмирает.

Во всех русских землях действовали княжеские думы. Княжеские  думы – постоянный совет при князе, в который входили ближайшие  его соратники. Как правило, князь  не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным.

Боярская дума явилась  продолжением княжеской думы в новых  исторических условиях Московского  царства. Без думы не обходится ни один государь, не исключая и Ивана  Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играет, она, всегда действует  вместе с царем, составляя совместно  с государем единую верховную  власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных сношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: "Государь указал и бояре приговорили" или "По государеву указу бояре приговорили".

Боярская дума просуществовала  до начала XVIII века.

Одним из крупных явлений  политической жизни Московского  государства XVI–XVII веков были Земские соборы, игравшие важную роль в законотворческой деятельности. В XVII веке Земский собор включал две части: одна состояла из руководителей высшей администрации, церковного руководства, членов боярской думы, начальников приказов, другая составлялась из выборных представителей всех сословий.

Сфера деятельности Земских  соборов была чрезвычайно широка и включала выборы царя (в чрезвычайных обстоятельствах), внешние сношения, установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства и даже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения.

В царствование Алексея  Михайловича Романова Земские соборы играли существенную роль в разработке и систематизации законодательства. Не случайно свод законов этой эпохи  получил название Соборного уложения (1649 год).

В 1653 году был созван последний  Земский собор. После него в царствование Алексея Михайловича не созывались уже более представители всего  народа, однако для обсуждения тех  или иных вопросов правительство  призывало выборных от того класса населения, которого эти вопросы непосредственно затрагивали, создавая из выборных членов своего рода "комиссии экспертов".

В царствование Петра I особое значение приобретает Правительствующий  Сенат, утвержденный в 1711 году и ставший  органом, решавшим все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Основанный Петром I Сенат не был похож на сенат Швеции, Польши и других стран. Степень предоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден "вместо его царского величества собственной персоны" на время постоянных отлучек Петра I, мешавших ему заниматься текущими делами.

Учреждением, в чем-либо ограничивающим власть Петра, Сенат  не был: он действовал только по поручению  царя и перед ним за все отвечал. При преемниках Петра роль Сената уменьшается, особенно в сфере законодательства. Александр I в 1802 году окончательно лишает Сенат статуса законосовещательного учреждения, передав эти функции Государственному Совету.

Учрежденный в 1801 году Государственный  Совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы,

законодательные акты перед  утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном  Совете.

Члены Государственного Совета до 1906 года назначались царем из числа высших сановников. Министры являлись членами Государственного Совета по должности. С 1812 по 1865 год Председатель Государственного Совета являлся одновременно и Председателем Комитета министров.

Государственный Совет  играл важную роль в подготовке и издании первого Полного Собрания законов и Свода Законов Российской империи (к 1833 году было подготовлено 33 тома Полного Собрания и 15 томов Свода Законов). В царствование Александра II Государственный Совет принимал активное участие в разработке законодательной базы реформ 60–70-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Парламентаризм в начале ХХ века

 

В 1906 году Николаем II была создана двухпалатная система высших законодательных органов. Нижней палатой  первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней – Государственный Совет.

С 1906 года Государственный  Совет становится полупредставительным органом. Председатель и вице-председатель Совета, а также половина его членов назначались императором, половина членов Государственного совета избиралась от духовенства, дворянства, земств, Академии наук и профессоров университетов, крупнейших организаций промышленников и торговцев, т.е. по корпоративному принципу.

Государственная Дума и  Государственный Совет имели  равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.

Николай II и царское  правительство с 1915 года практически  прекратили конструктивное взаимодействие с законодательными палатами.

После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века.

В ходе Февральской и  Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной  власти Советского Союза, принимавшим  решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определявшим основные направления внешней политики, осуществлявшим высший контроль за деятельностью государственного аппарата. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

Верховный Совет СССР избирался населением сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого  избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат  – Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа.

Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно, в случае разногласий между палатами вопрос рассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами на паритетных началах.

Каждая палата образовывала постоянные комиссии: мандатную, комиссию законодательных предположений, планово-бюджетную, комиссию по иностранным делам, комиссию по делам молодежи, а также комиссии по отраслям или группам отраслей экономики и государственного управления.

Российский Парламент (к истории Государственной Думы в России)

В отличие от многих европейских  стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого  термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название – Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).

Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Официально всесословное представительство  в России было учреждено Манифестом и законом о создании Государственной думы, изданными 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С.Ю. Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном манифесте: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов ".

Как видно из манифеста, первоначально  предполагался только законосовещательный  характер нового органа.

Информация о работе Опыт российского парламентаризма в России в начале XX в.