МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
социальных наук
Кафедра экономики
менеджмента и туризма
Итоговая
письменная контрольная работа
по дисциплине
«Государственное и муниципальное управление»
СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО
ПАРЛАМЕНТАРИЗМА НАЧАЛА XX ВЕКА.
Разработал студент |
Подпись |
группа, Ф.И.О. |
Руководитель |
Подпись |
Ф.И.О. |
РАБОТА ЗАЩИЩЕНА
С ОЦЕНКОЙ_______________
от «____» ___________201___ г.
Иркутск
2012
Введение.
Актуальность исследования.
Приоритетной задачей российского
государства и общества на
современном этапе развития является
укрепление и совершенствование
демократии. Одним из аспектов
этой проблемы, справедливо считается,
создание высоко эффективной
системы представительных законодательных
институтов власти, которые должны,
с одной стороны, способствовать
и обеспечивать грамотное государственное
управление, а с другой – конструктивно
решать проблемы социально-экономического,
политико-правового развития общественно-политической
системы в масштабе Федерации
и её субъектов, а так же
содействовать и поддерживать
на качественно высоком уровне
диалог, взаимодействие между государством
и гражданами.
В условиях
всё большего нивелирования принципа
«демократия это власть по
средствам народа»[1], а также
в контексте кризиса доверия
российских граждан представительному
законодательному институту власти
(76 % респондентов считают народных
представителей не честными)[2] ограничивать
реформирование парламентаризма
в современной России только
по средствам нормативно-правовых
новаций нельзя. На сегодняшний
день, отечественному социуму недостаточно
только представительных полномочий
парламентаризма. Он необходим для координации,
мобилизации решений и действий, затрагивающих
всю общественно-политическую систему
России. Таким образом, совершенствование,
поступательное развитие российского
парламента должно происходить в тесном
единстве с утверждением демократических
форм полноценного участия граждан в политической
жизни.
Таким образом, исследование специфики
российского парламентаризма начала
ХХ века, представляется необходимым
для исторического анализа парламента
и его положения в системе
государственного управления.
Основной целью данной работы является:
Исследовать парламентаризм Росси
в начале ХХ века.
Задачами проекта является:
- Дать определение термину «парламентаризм».
- Определить предпосылки формирования парламента России в ХХ веке.
- Проанализировать деятельность Государственной Думы, её отношения и полномочия в структуре государственного управления.
§1. Институт парламентаризма:
сущность, основные условия становления
и функционирования.
Парламентаризм, являясь
фундаментальным понятием в государствоведении
и политологии, представляет собой
одно из сложнейших явлений
общественно-политической жизни,
научное изучение, которого обусловлено
тем, что становление института
парламентаризма является важным
условием легитимации политического
режима[3].В политической и юридической
науке существует множество определений,
в той или иной степени отражающих
сущность последнего. Так, в
научной литературе часто констатируется,
что пока не сложилось достаточно
четкого, развернутого, общепринятого
и вполне устоявшегося представления
о парламентаризме как существующей
во многих странах государственно-правовой
реальности и не сформировалась
единая точка зрения относительно
истолкования, содержательного наполнения,
определения данного понятия[4].
Вместе с тем, можно
отметить отдельные определения
отражающие сущность понятия
«парламентаризм». Так, одни оценивают
парламентаризм «как систему
организации и функционирования
верховной власти, характеризующуюся
разделением законодательных и
исполнительных функций при привилегированном
положении парламента». Данная
дефиниция подчёркивает ведущее
положение выборного законодательного
органа в системе государственной
власти и управления. Данное определение
дополняют другие исследователи
утверждающие, что парламентаризм
представляет собой систему правления,
характеризующуюся четким распределением
законодательной и исполнительной
функций при формальном верховенстве
представительного законодательного
органа - парламента по отношению к другим
органам государственной власти[5]. Таким
образом, в приведённых точках зрения
актуализируется тезис об абсолютном
доминировании парламентаризма при любой
системе правления по отношению к правительству
и наличие ответственности последнего
перед парламентом.
Однако, есть группа исследователей,
рассматривающих парламентаризм
как форму государственного правления[6].
Подобный взгляд упрощает суть
вопроса. В современном мире
принято различать монархическую
и республиканскую формы правления.
Парламентаризм существовал и
существует при различных формах
правления. Следовательно, парламентаризм
можно толковать как организацию
государственной власти в рамках
той или иной формы правления,
но не как самостоятельную
форму правления.
Согласно ещё одной
точке зрения парламентаризм
рассматривается как система
политической организации государства,
при которой четко разграничены
функции законодательной и исполнительной
властей при преимущественном
положении первой[7].
Близкую к вышеназванной
позицию занимают российские
политологи Б. Краснов, В. Жуков
и ряд других, указывающих, что
парламентаризм - это система государственного
руководства обществом, характеризующаяся
четким распределением законодательных
и исполнительных функций при
привилегированном положении законодательного
органа — парламента по отношению к другим
государственным органам[8].
Проблема парламентаризма
является предметом рассмотрения
не только профессиональных учёных,
правоведов, но и действующих
российских политологов. Более
широкую трактовку парламентаризм
предложил бывший спикер Государственной
Думы И. П. Рыбкин. Он определяет
его как «политическую систему,
где суверенная воля народа
находит свое воплощение в
избираемом в условиях многопартийности
и разделения властей, а также
на основе всеобщего и тайного
голосования высшем представительном
учреждении, которое осуществляет
законодательную деятельность и
контроль за органами исполнительной
власти и гарантирует защиту
интересов, как большинства, так
и меньшинства граждан»[10]. Более
лаконичное определение русского юриста,
начала ХХ в. П. Г. Мижуева, который определял
парламентаризм как организацию государственного
управления или, точнее, такие отношения
между законодательным собранием и исполнительной
властью, в которых парламенты играют
доминирующую роль[11]. Но, данное определение,
не идеально, прежде всего, по причине
одностороннего рассмотрения такого многогранного
явления как парламентаризм.
В контексте рассматриваемого
целесообразно признать определение И.
М. Степанова наиболее полным, так как
исследователь указывает, что «парламентаризм
есть особая система организации государственной
власти, структурно и функционально основанная
на принципах разделения властей, верховенства
закона при ведущей роли парламента в
целях утверждения и развития отношений
социальной справедливости и правопорядка»[12].
Помимо этого, И. М. Степанов отразил в
своем определении практически все его
основные исследуемого явления признаки.
Перечисленные точки
зрения на изучаемую категорию
сходны в одном: в них парламентаризм
отождествляется с верховенством
или привилегированным положением
центрального представительного
учреждения по отношению к
иным политическим институтам. Как
подчеркивает В. Е. Чиркин, первое
место среди ветвей государственной
власти принадлежит власти законодательной[13].
Однако имеются и иные
мнения. Например, А. Д. Керимов
полагает, что парламентаризм не
предполагает приоритетной роли
высшего законодательного органа.
Так, безусловно, наличие в государстве
представительного учреждения относится
к обязательным признакам парламентаризма.
Без парламента немыслим и
парламентаризм, это аксиома, разделяемая
всеми исследователями. Верно
и то, что парламент, законодательствуя,
определяет порядок функционирования
как исполнительной, так и судебной
властей, что, однако, не должно
быть причиной абсолютизации
его роли в системе разделения
властей. При парламентаризме
особую важность приобретает
баланс властных полномочий, когда
ни один государственный орган
не имеет возможности единолично
осуществлять государственную власть.
А. Д. Керимов справедливо
указывает на еще один аспект
парламентаризма, который не учитывается
в большинстве определений данной
категории. Он, в частности, пишет:
«Содержание этого понятия включает в
себя и некий чрезвычайно значимый идеолого
- мировоззренческий аспект ценностных
ориентации относительно должной организации
и должного функционирования государственного
механизма»[14]. Со своей стороны, А. Д. Керимов
предлагает следующее определение парламентаризма:
парламентаризм есть принимаемая властью
и обществом система взаимодействия определенным
образом сформированного, структурированного
и реально работающего парламента с другими
государственными органами, обеспечивающая
его адекватное положение в государственном
механизме и выступающая в качестве основного
способа организации и функционирования
представительной демократии.
Не смотря на столь многогранное определение
парламентаризма А.Д. Керимов, также как
и П. Г. Мижуев не сумел отразить в своей
дефиниции всех основных свойств данного
политико-правового явления, поскольку
крайне узко трактует парламентаризм,
фактически сводя его к конкретному институту
власти – парламенту.
Таким образом, обобщив
вышеприведенные определения, парламентаризм
следует понимать как сложное государственно-правовое
и социально-политическое явление
общества, представляющего собой особую
систему управления государством, структурно
и функционально основанную на принципах
разделения властей, верховенстве закона
при ведущей роли парламента в целях реализации
конституционного закрепления полновластия
народа. Причем важным принципом существования
парламентаризма на сегодняшний день
является его базирование на конституционных
нормах.
Парламентаризм, рассматриваемый
как система власти и государства,
функционирует в соответствии
с рядом принципов. Главные
из них - выражение и защита
интересов всех социальных групп
населения страны; приоритет законодательных
органов власти (парламентов) перед
исполнительными, судебными, хозяйственными
и иными; взаимодействие парламентов
с другими органами власти; подотчётность
парламента народу; координация
и субординация деятельности
внутренних структур парламента;
оптимальность и комплексность
организации и деятельности парламента.
Весьма важным принципом
парламентаризма является комплексность
его организации и деятельности.
Парламент — это самоорганизующаяся
система, в которой каждый компонент
выполняет свою функцию, подчиняется
общим правилам и требованиям.
Комплексность предполагает всесторонность
организации работы парламента,
равнозначное отношение ко всем
компонентам системы, формам и
методам ее регулирования (управления).
В структуре парламента нет
вторичных или не основных
подразделений, нет форм и методов
работы, одни из которых были
бы более значимы, а другие
менее. Все одинаково важны
и значимы.
Раскрытию сущности парламентаризма
служит также анализ функций
парламента как представительного,
законодательного и контролирующего
органа власти. Во всех развитых
странах мира главенствующее
положение парламентов в системе
власти определяется его фундаментальными
функциями: представительной, законодательной,
бюджетной, налоговой, контрольной и др.
Разумеется, есть у парламентов и другие
функции.
Законодательная власть,
представленная парламентом, имеет
исключительное право принятия
законов государства. Никакая
другая власть, никакой другой
государственный орган подобным
правом не обладают. В передаче
парламенту законодательной власти
реализуется принцип народного
суверенитета[23].
В конституциях большинства
стран мира записано, что парламент
утверждает бюджет (статьи доходов
и расходов государства). Рассмотрение
и принятие бюджета является
наиболее важным направлением
законотворческой работы. Законодательство
в бюджетно-финансовой сфере является
ключевым, ибо от него зависят
многие стороны жизни общества.
Подводя предварительный
итог необходимо, по нашему мнению
ещё раз подчеркнуть, что на
современном этапе развития политической
и юридической наук существует
множество определений терминов
«парламент» и «парламентаризм».
В рассмотрении исследуемой проблемы
необходимо расставить акценты
в цепочке «парламентаризм - парламент»[24].
Иногда под парламентаризмом
понимают теорию и практику
функционирования парламента. Часто
можно встретить и расширенное
трактование парламентаризма, его
отождествление с представительной
демократией в целом, его трактовку
как способности представительного
органа государственной власти
свободно обсуждать и принимать
политические решения в форме закона.
Можно соглашаться или оспаривать это
суждение, однако бесспорно следует вывод
о том, что не бывает демократии без парламентаризма,
а парламентаризм не существует без парламента.
Таким образом, правомерно говорить о
парламентаризме в том случае, если помимо
парламента, существует такая система,
управления обществом в которой, по меньшей
мере, имеется: 1) чёткое распределение
законодательных и исполнительных функций;
2) доминирующее положение представительного
(законодательного) органа – парламента,
по отношению к другим органам государственной
власти.