Внушительную фракцию
составляли представители аграрной
трудовой партии России, или, как
они тогда назывались, «трудовики».
Фракция насчитывала в своих
рядах 97 депутатов и эту квоту
фракция практически сохранила
все созывы.
Председателем первой
Государственной Думы был кадет
С.А. Муромцев, профессор Московского
университета. С самого начала
своей деятельности Дума продемонстрировала,
что представительное учреждение
народа России, даже избранное
на основе недемократического
избирательного закона, не будет
мириться с произволом и авторитаризмом
исполнительной власти. Эта черта
проявилась с первых дней работы
российского парламента. В ответ
на «тронную речь» царя 5 мая
1906 года Дума приняла адрес,
в котором потребовала амнистии
политическим заключенным, реального
осуществления политических свобод,
всеобщего равенства, ликвидации
казенных, удельных и монастырских
земель и т.д.
Через восемь дней
председатель Совета министров
И.Л.Горемыкин решительно отверг
все требования Думы, которая
в свою очередь провела резолюцию
о полном недоверии правительству
и потребовала его отставки. Министры
объявили Думе бойкот и демонстративно
внесли в Государственную Думу
свой первый законопроект —
об ассигновании 40 029 рублей 49 копеек
на постройку пальмовой оранжереи
и сооружение прачечной при Юрьевском
университете. Дума ответила градом запросов.
Вообще за 72 дня своего существования
первая Дума приняла 391 запрос о незаконных
действиях правительства и была распущена
царем[37].
Вторая Государственная
Дума просуществовала с февраля
по июнь 1907 года. Состоялось также
одна сессия. По составу депутатов
она была значительно левее
первой, хотя по замыслу царедворцев
должна была бы быть более
правой.
Во второй Государственной
Думе 20 марта 1907 г. впервые прошло
обсуждение записи государственных
доходов и расходов (бюджета страны).
Интересно, что большинство
заседаний первой Думы и второй
Думы было посвящено процедурным
проблемам. Это стало формой
борьбы депутатов с правительством
в ходе обсуждения законопроектов,
которые, по мнению правительства,
Дума не имела права обсуждать.
Правительство, подчиненное только
царю, не желало считаться с
Думой, а последняя, в качестве
«народной избранницы», не хотела
подчиняться такому положению
вещей и стремилась тем или
иным способом добиться своих
целей. В конечном итоге, противостояние
в системе «Государственная Дума
– исполнительная власть» стало
одной из причин того, самодержавие
попыталось направить политический
процесс в выгодное для отдельных
субъектов русло.
Это событие ознаменовало
начало мощного наступления царизма
на представительную власть. В
результате введения нового избирательного
закона была создана третья
Дума, уже более послушная царю.
В ней резко сократилось количество
оппозиционно настроенных по отношению
к самодержавию депутатов, зато увеличилось
число верноподданных избранников, крайне
правых экстремистов.
Третья Дума, единственная
из четырех, проработала весь
положенный по закону о выборах
в Думу пятилетний срок —
с ноября 1907 года по июнь 1912 года.
Состоялось пять сессий.
Эта Дума была значительно
правее двух предыдущих. Две трети
выборщиков в Думу представляли
прямо или косвенно интересы
помещиков и буржуазии. Об этом
свидетельствовал и партийный
расклад. В третьей Думе было
50 крайне правых депутатов, умеренно
правых и националистов — 97.
Появились группы: мусульманская
— 8 депутатов, литовско-белорусская
— 7 депутатов и польская —
11 депутатов[38].
Председателем Думы избрали
октябриста Н.А. Хомякова, которого
в марте 1910 года сменил крупный
купец и промышленник А. И.
Гучков, человек отчаянной храбрости,
воевавший в англо-бурской войне,
где прославился бесшабашностью
и геройством.
Октябристы — партия
крупных землевладельцев и промышленников
— управляли работой всей Думы.
Причем главным их методом
было блокирование по разным
вопросам с разными фракциями.
Когда блокировались с откровенно
правыми, появлялось правооктябристское
большинство, когда составляли
блок с прогрессистами и кадетами
— октябристско-кадетское большинство.
Но суть деятельности всей
Думы от этого менялась незначительно.
Несмотря на свое долгожительство,
третья Дума с первых же
месяцев образования не выходила
из кризисов. Острые конфликты
возникали по разным поводам:
по вопросам реформирования армии,
по крестьянскому вопросу, по
вопросу об отношении к «национальным
окраинам», а также из-за личных
амбиций, раздиравших депутатский
корпус. Но и в этих крайне
трудных условиях оппозиционно
настроенные депутаты находили
способы высказывать свое мнение
и критиковать самодержавный
строй перед лицом всей России.
С этой целью депутаты широко
использовали систему запросов.
На всякое чрезвычайное происшествие
депутаты, собрав определенное количество
подписей, могли подать интерпелляцию,
то есть требование к правительству
отчитаться о своих действиях,
на что должен был дать ответ
тот или иной министр.
Не чувствуя ответственности
перед Думой, министры порой
отвечали депутатам с необычайной
безответственностью. Так, на
запрос о Ленском расстреле
4 апреля 1912 года, во время которого,
по официальным данным, были убиты
202, ранены 170 человек, министр внутренних
дел А.Макаров ответил: «Так
было, и так будет впредь!» Благодаря
гласности в работе Думы такие
ответы становились известными
всей стране и соответственно
оценивались общественностью.
Четвертая, и последняя
в истории самодержавной России,
Дума возникла в предкризисный
для страны и всего мира
период — канун мировой войны.
С ноября 1912 по октябрь 1917 года
состоялось пять сессий.
По составу четвертая
Дума мало отличалась от третьей.
Разве что в рядах депутатов
значительно прибавилось священнослужителей.
Председателем четвертой
Думы весь период ее работы
был крупный Екатеринославский
землевладелец, человек, обладавший
масштабным государственным умом,
октябрист М.В. Родзянко.
Обстановка не позволила
четвертой Думе сосредоточиться
на крупномасштабной работе. Ее
постоянно лихорадило. Шли бесконечные,
личностные «разборки» между
лидерами фракций, внутри самих
фракций. К тому же с началом
в августе 1914 года мировой войны,
после крупных провалов русской
армии на фронте Дума вступила
в острейший конфликт с исполнительной
властью.
Несмотря на всевозможные
препятствия и засилье реакционеров,
первые представительные учреждения
в России оказывали серьезное
воздействие на исполнительную
власть и заставляли считаться
с собой даже прослывшие самыми
жесткими правительства. Неудивительно,
что Государственная Дума плохо
вписывалась в систему самодержавной
власти и, именно поэтому, Николай
II постоянно стремился от нее
избавиться. Через восемь лет
и один день после обнародования
манифеста от 17 октября 1905 года
— 18 октября 1913 года — он
подписал, не поставив даты, два
указа. Одним в столице империи
вводилось осадное положение,
а другим существовавшая тогда
четвертая Дума досрочно распускалась,
с тем чтобы вновь избранная
стала уже не законодательным,
а лишь законосовещательным органом.
Государственная Дума должна
была не принимать законопроекты,
а лишь высказывать свое мнение о них,
с которым царь мог не считаться. Министр
внутренних дел Н. А. Маклаков получил
право обнародовать законы только тогда,
когда сочтет это нужным.
3 сентября 1915 года, после
принятия Думой выделенных правительством
кредитов на войну, ее распустили
на каникулы. Вновь Государственная
Дума собралась только в феврале
1916 года. Разъяренные депутаты, главным
образом из кадетов, решительно
потребовали отставки военного
министра. Его сняли, заменив А.
Ф. Треповым.
Но проработала Дума
недолго, так как 16 декабря
1916 года была вновь распущена
за участие в «дворцовом перевороте».
Возобновила Дума свою деятельность
14 февраля 1917 года, в канун февральского
отречения Николая II от власти.
25 февраля 1917 года Дума вновь
была распущена и больше официально
не собиралась. Но формально и
фактически Дума существовала.
Государственная Дума
сыграла ведущую роль в учреждении
Временного правительства. При
Временном правительстве Дума
работала под видом «частных
совещаний». Дума выступила против
создания Советов. Участвовала
в августе 1917 года в подготовке
неудачного корниловского похода
на Петроград. Большевики не
раз требовали ее разгона, но
тщетно.
6 октября 1917 года Временное
правительство постановило Думу
распустить в связи с подготовкой
к выборам в Учредительное
собрание. Его, как известно, в
январе 1918 года разогнали большевики
при деятельном участии своих
партнеров по правительственному
блоку — левых эсеров. Чуть ранее, 18 декабря
1917 года, одним из декретов ленинского
Совнаркома была упразднена и канцелярия
Государственной Думы. Так в России закончилась
эпоха «буржуазного» парламентаризма.
Таким образом, думский
период в истории России начала
ХХ в. составил всего двенадцать
лет. Николай II, пообещав в Манифесте
17 октября 1905 г. созвать законодательную
думу, на деле постарался сохранить
за собой почти всю полноту
самодержавной власти в стране.
Но сам факт появления и
деятельности в России представительного
учреждения, обладавшего, хотя и
небольшими законодательными правами,
являлся уже некоторым ограничением
всевластия царя.
Страна пробудилась к
политической жизни, Дума была
центром активной политической
борьбы общественных движений, политических
партий дореволюционной России.
Но неспособность верховной власти
к реформам, а также Первая
мировая война привели самодержавие
к политическому краху.
На основании выше
изложенного, необходимо выделить
основные итоги деятельности
Государственной Думы все четырёх
созывов начала XX века и можно
понять, что сделано было, действительно
много:
1. Государственная дума
тщательно работала над бюджетными
вопросами, ключевыми для любого
парламента. Она внесла важный
вклад в развитие рабочего
законодательства, законодательства
о народном просвещении.
2. Депутаты Государственной
думы начала XX века огромное внимание
уделяли вопросу смертной
казни, в результате чего, было
принято решение об отмене
последнего. Так же активное внимание
занимал вопрос о равноправии
мужчин и женщин в политической
жизни.
3. Государственная дума
активно использовала полномочия
участия в надзоре за деятельностью
властей, хотя эти полномочия
и были ограничены. Депутатские
запросы и публичные ответы
министров, выступления Председателя
Совета Министров с декларациями
о намерениях, по сути, с программными
тезисами, стали составляющей политической
жизни.
4. Целый ряд видных
думских деятелей дореволюционной
эпохи посвятили свою представительскую
деятельность гуманистическим целям,
защите прав и свобод, которые
сегодня являются общепризнанными,
но в те годы были серьезно
ограниченными, причем не только
в Российской империи. В частности,
имеется ввиду, равноправие женщин,
равноправие людей разных национальностей
и конфессий.
5. Страна получила возможность
не только следить за государственными
решениями, но и участвовать
в их принятии. Обсуждение вопросов
развития страны не только
в министерствах, но и в Думе,
стало новым стимулом для развития
политических партий, печати, институтов
гражданского общества.
6. Вместе с созданием
Государственной Думы изменилась
вся система политических и
общественных отношений. Были
расширены гражданские и политические
права. Были преобразованы другие органы
власти – Государственный Совет, Совет
Министров. Общественные инициативы получили
возможность реализации в законодательстве.
Несмотря на то, что в некоторых национальных
регионах избирательное право было серьезно
ограничено, особенно после 1907 года, - Государственная
дума стала важной площадкой для диалога,
обсуждения вопросов национальной и конфессиональной
жизни.
7. Думу уже привыкли
критиковать за нерешенность
земельного вопроса – но можем
ли мы недооценивать роль аграрной
реформы, которая начиналась Столыпиным
без Государственной думы, но
продолжалась, в том числе и
усилиями Думы.
Конечно, избирательное
законодательство российской империи
начала ХХ века существенно
отставало от правовых стандартов
Европейских стран с устоявшейся
системой представительной власти.
Вместе с тем, в отечественной
политической практике тенденции
демократизации правовой, политической
системы сохранились. В итоге,
Россия вошла в немногочисленную
группу держав, где избирательные
права получили женщины. Возрастной
ценз был снижен до 20 лет. Впервые
избирательные права были предоставлены
военнослужащим.