Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:49, контрольная работа
История всегда вызывала огромный интерес общества. А история царствования Иоанна Васильевича (1530-1584), является одной из самых важных эпох, содержащих в себе важные моменты становления Государства Российского.
Выбранная мною тема контрольной работы - «Опричнина Ивана Грозного» описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры. В этой работе я отвечу на вопросы. Что же такое опричнина? Какова её сущность и место в истории?
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Формирование личности Ивана Васильевича. Истоки опричнины………5-8
3. Введение опричнины. Цели и причины введения опричнины…………..8-14
4. Отмена и последствия опричнины……………………………………….14-16
5. Суждения современников………………………………………………...16-19
6. Заключение………………………………………………………………...20-22
7. Список используемой литературы…………………………………………...23
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет Экономики и финансов
Контрольная работа
По дисциплине:
История
На тему:
Опричнина Ивана Грозного
Выполнил: Иванова Светлана Викторовна
Группа: 13 – 19730/1-1
Направление «Экономика»
Зачетная книжка №1383
Проверил: Кузыченко Анна Сергеевна
2011
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Формирование личности Ивана Васильевича. Истоки опричнины………5-8
3. Введение опричнины. Цели и причины введения опричнины…………..8-14
4. Отмена и последствия опричнины……………………………………….14-16
5. Суждения современников……………………………………………
6. Заключение……………………………………………………
7. Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение
История всегда вызывала огромный интерес общества. А история царствования Иоанна Васильевича (1530-1584), является одной из самых важных эпох, содержащих в себе важные моменты становления Государства Российского.
Выбранная мною тема контрольной работы - «Опричнина Ивана Грозного» описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры. В этой работе я отвечу на вопросы. Что же такое опричнина? Какова её сущность и место в истории?
В этой работе я остановлюсь и на биографии Ивана Васильевича, чтобы узнать, как формировалась личность, каковы были предпосылки становления самого грозного в истории Российского Отечества царя, а также причины, которые привели к введению политики опричнины Иваном Грозным.
Вообще, правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. В этом я неоднократно убеждалась, перечитывая множества литературы по данной теме. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл - стремление к централизации, к укреплению государства. Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то не без резона говорится о нравах эпохи, характерных для России. Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны.
Эту тему важно изучить для того чтобы понять многие другие моменты в истории России. Именно Ивана Грозного считали выдающимся правителем Петр Великий, Екатерина II и Иосиф Сталин. Как видим, об Иоанне Грозном можно написать не один научный труд, но я не ставлю перед собой такой цели.
Я считаю эту тему актуальной, во-первых, потому, что в истории нет не актуальных тем, а во-вторых, потому, что эта тема позволяет проследить две противоположные линии поведения Ивана Грозного, который начал свое правление как прогрессивный царь - реформатор и провел важные для государства реформы, о чем почему-то многие сейчас забыли, а закончил правление как абсолютный монарх с неограниченной властью, опирающийся не на советы и соборы, а на опричный террор.
Цель моей работы: рассказать об особенностях опричнины Ивана Грозного.
Формирование личности Ивана Васильевича. Истоки опричнины
Царь Иван родился в1530 году. От природы он получил настоящий великорусский ум - гибкий, вдумчивый. Испортили этот ум и дали ему неестественное, болезненное развитие обстоятельства, среди которых протекало его детство. Иван рано осиротел, на 4-ом году жизни лишился отца, а на 8-ом потерял мать. Чувство сиротства, брошенности и одиночества рано и глубоко врезалось в его душу и сохранилось на всю жизнь. О чем он твердил при всяком удобном случае: «родственники мои не заботились обо мне». Выросший среди чужих людей, Иван рано усвоил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Эта привычка развила в нем подозрительность, с годами превратившаяся в глубокое недоверие к людям. Равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих, ему часто приходилось испытывать в детстве. В торжественные случаи, при приеме послов его окружали царственной пышностью. А в обычные дни те же люди не церемонились с ним. Необходимость сдерживать свой гнев, глотать слезы развивала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей. Наблюдая сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, его робость превращалась в нервную пугливость. Что заставляло его быть всегда настороже, опасаться чего либо, или кого либо. Иван, слишком рано начавший борьбу за существование, преждевременно повзрослел.
Его пережитые в 17-20 лет впечатления и передуманные мысли, до которых его предки не додумались ив зрелом возрасте, поражали окружающих непомерным количеством. Когда Великому князю исполнилось 17 лет, он собрал двор и объявил о своем намерении жениться. Но прежде, до своей женитьбы он объявил им свое намерение венчаться на царство. Объехав всю Россию, знатные сановники представили лучших невест государю. Он избрал из них юную Анастасию. Личные достоинства невесты, а не знатность, сделали его выбор оправданным. Целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, ум, красота - все женские добродетели были присущи Анастасии. Венчание прошло в храме богоматери. Однако, отменив веселые пиры двора, Иоанн и супруга ходили пешком в Троицкую Сергиеву лавру. Они проводили там первые недели великого поста, ежедневно молились над гробом святого Сергия. Но любовь к добродетельной супруге, набожность Иоанна, не могли укротить его беспокойной души. Он любил показывать себя царем в наказаниях, в необузданности прихотей, а не в делах мудрого правления. Своевольничал, чтобы доказать свою независимость. Честные бояре с потупленным взором безмолвствовали во дворце, шуты забавляли царя, льстецы славили его мудрость. Никогда Россия не управлялась хуже.
К концу сороковых годов при молодом царе складывается кружок придворных деятелей. Этим деятелям он доверяет ведение государственных дел. «Избранная рада» - так называлась новая группировка, пришедшая к власти. Всего 10 лет суждено было существовать «Избранной раде». Всего 10 лет было отпущено историей для деятельности решительных и энергичных реформаторов, которая протекала в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. Но за этот короткий период государственное и социальное устройство России претерпело очень сильные изменения. Такие изменения не происходили за целые века спокойного развития.
За это время сформировалась развитая система «приказов». Каждый из приказов отвечал за определенную сферу управления. Посольский приказ - за дипломатическую службу, Разрядный приказ - за большую часть военных дел, Челобитный приказ - за контроль над остальными приказами. В1550 году был введен в действие новый Судебник, в который включалось все новое, что накопилось в судебной практике со времен введения старого Судебника в1497 году. Произошла реорганизация местного управления. Была заменена власть наместников, которые раньше назначались великим князем на определенное время, властью выборных земских органов. Церковный собор 1551 года поставил задачу улучшить нравы духовенства, привел к единому образу все обряды. В историю этот собор вошел под названием Стоглавого, так как он состоял из ста глав. Подверглось целенаправленным изменениям и военное дело. Было подготовлено и принято Положение о военной службе. Все эти преобразования происходили с впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами.
За это время царь повзрослел, уже не тяготился правлением «Избранной рады», приобрел некоторый опыт в государственных делах. Одной из главных черт характера Ивана IV стала неспособность ставить своим желаниям и планам разумные пределы, неспособность сдерживать себя в чем-либо. Стечением времени царь стал подвержен приступам гнева. В эти моменты он терял над собой контроль. По прошествии четверти века, в состоянии такого припадка, он убил своего сына Ивана. Царь ударил сына по голове жезлом, придя в ярость в споре по ничтожному поводу. Царевич от раны заболел и умер.
В августе 1560 года умерла царица. В декабре 1563 года скончался митрополит Макарий. На его место был поставлен митрополит Афанасий, обладавший тихим и нерешительным характером. Иоанн IV начинает единолично руководить всей внутренней и внешней политикой. Если характеризовать политический курс Иоанна IV, то можно вынести такое определение - доведение личной власти до уровня неограниченного самодержавия внутри страны, а также наибольшее ее распространение за пределы Московского государства путем завоеваний.
В 1564 году царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками. В результате Иван IV, лишившийся каких либо иллюзий в отношении собственного всесилия, приступил к политике «крутых мер».
3 декабря 1564 года из Москвы в Александровскую слободу выехал царь со всей семьей под охраной отряда дворян, где объявил о своем отречении от престола. Из слободы царь отправил две грамоты. Первая грамота содержала обвинения царя князьям, боярам, воеводам в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну. Во второй грамоте говорилось в том, что на москвичей царь не гневается и опалы нет. В январе 1565 года, находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума отправила делегацию к царю. Она пыталась уговорить его вернутся на престол. В результате чего, делегаты были вынуждены согласиться на чудовищные условия возврата. Из которого вырос чудовищный эксперимент, называемый «опричниной».
Введение опричнины. Цели и причины введения опричнины
Термином «опричнина» по давней традиции назывался особый удел вдов погибших воинов-дворян, после того как большая часть земельного владения переходила снова к князю. Опричниной Иван Грозный называл выделенный им для себя в стране удел, имевший особое войско и аппарат управления.
Главной целью опричнины было установление абсолютно безграничной власти царя, близкой по характеру к восточной деспотии. Смысл этих исторических событий в том, что в середине - второй половине XVI в. Россия встала перед альтернативой дальнейшего развития. Начало царствования Ивана Грозного, огромная роль, которую играла в то время Избранная рада, проводимые реформы, созывы первых Земских соборов могли привести к формированию более мягкого варианта развития, к ограниченной представительской монархии. Но, из-за политических представлений и характера Ивана Грозного получил развитие другой вариант: неограниченная монархия, самодержавие, близкое к деспотизму.
К этой цели Иван Грозный стремился, не останавливаясь ни перед чем, не думая о последствиях.
Начало политики опричнины связано с событиями 1565 г., когда царь отказался от престола, в связи с изменами бояр. Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства. Вначале декабря 1564г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы. Иван IV «посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них»1. К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли «сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного»2.
Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном недоумении и неведении о замыслах царя. Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы.
Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил, «чтобы они себе никоторого сомнения не держали, гневу на них и опалы никакой нет».
Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством»3. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу.
Политический расчет этого шага был в том, что согласие возвратиться на престол Иван Грозный обставил тремя условиями: право казни изменников по своему усмотрению; введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности; выплата на первоначальное устройство остальной частью страны (земщиной) 100 тыс. р. - огромной суммы по меркам того времени.
Россия была разделена на две части: Опричнину (личную территорию Ивана Грозного) и земскую части. Все, кто жил на территории опричнины, но не были опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. В состав опричного «удела» вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми городами4.
Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны. Финансовые заботы побудили опричное правительство взять под свой контроль также главные центры солепромышленности: Старую Русу, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и Соль Вычегодскую. Своего рода соляная монополия стала важнейшим средством финансовой эксплуатации населения со стороны опричнины.
Уездные дворяне были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической оппозицией.