Ограничение стратегического вооруженя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:20, реферат

Краткое описание

Английская аббревиатура — SALT (Strategic Arms Limitation Talks). Подготовлены главой правительства СССР А. Косыгиным и спецсоветником президента Никсона Г. Киссинджером. Договоры касались политических, экономических и стратегических отношений между двумя государствами. В политическом плане они стали выражением сближения двух стран. В экономическом плане стороны согласились не на сокращение имеющихся вооружений, а на лучшее управление ими и сдерживание их увеличения. Вследствие этих договоров военные бюджеты не сокращались, а только перераспределялись между различными видами вооружений.Наконец, эти экономические аспекты были подкреплены принуждениями чисто военного характера.

Файлы: 1 файл

снв.docx

— 72.66 Кб (Скачать)

   Вывод в Россию всех ядерных боезарядов из Казахстана был завершен в апреле 1994 г. и к настоящему времени с  его территории полностью выведены все стратегические носители. Кроме  этого, были ликвидированы все шахтные  пусковые установки, находившиеся на территории Казахстана. Вывод ядерных боезарядов с территории Украины был завершен к июню 1996 г. В настоящее время  Украина осуществляет ликвидацию шахтных  пусковых установок и баллистических ракет. По-видимому, будут ликвидированы  и все стратегические бомбардировщики  Ту-160 и Ту-95МС, находящиеся в настоящее  время на Украине. Вывод последних  ракетных комплексов “Тополь” из Белоруссии был завершен в ноябре 1996 г. Таким  образом, к концу 1996 г. все ядерные  боезаряды были переведены на территорию России.

   Договор СНВ-1 вступил в силу 5 декабря 1994 г., после того как он был ратифицирован  всеми пятью государствами, являющимися  в настоящее время его участниками. Условия Договора предусматривают  проведение всех сокращений в течение 7 лет с момента вступления его  в действие. Первоначально установленный  срок действия Договора составлял 15 лет, но в 1997 г. Россия и США выразили готовность договориться о его бессрочном продлении.

Договор СНВ-2

   Работа  над договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически  сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего  {22}  договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г. Основными положениями этого соглашения стали сокращение суммарного количества боезарядов до уровня в 3000–3500 единиц, а также ликвидация всех ракет наземного базирования, оснащенных боевыми блоками индивидуального наведения, в том числе всех тяжелых ракет. Кроме этого, в июне 1992 г. СССР и США договорились об изменении правил зачета боезарядов, числящихся за стратегическими бомбардировщиками.

   Подписание  Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Столь быстрое заключение соглашения стало возможным в основном благодаря  тому, что Договор СНВ-2 в значительной мере опирался на процедуры и положения, согласованные при заключении СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения  и некоторые новые процедуры.

   Основным  положением Договора СНВ-2 стало обязательство  России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000–3500 единиц. При этом на баллистических ракетах  морского базирования не может быть размещено более 1750 боезарядов. Другим ключевым положением Договора является требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боевым блоком, и всех тяжелых ракет. Пусковые установки  ракет с РГЧ ИН должны быть либо ликвидированы, либо переоборудованы  в пусковые установки моноблочных  ракет. Все пусковые установки тяжелых  ракет, а также сами ракеты подлежат уничтожению в соответствии с  предусмотренной Договором процедурой. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы  для размещения моноблочных ракет  при условии соблюдения специальной  процедуры.

   Договор СНВ-2 предусматривает заметное ускорение  графика сокращений по сравнению  с первоначально предусмотренным в Договоре СНВ-1. По окончании семилетнего срока, отпущенного СНВ-1 для проведения сокращений ядерных боезарядов до уровня 6000 единиц, т.е. к 5 декабря 2001 г., у России и США на развернутых носителях должно остаться не более 4250 боезарядов. При этом сокращение количества тяжелых ракет также должно быть ускорено — по окончании семилетнего срока у России должно остаться не более 65 тяжелых ракет. Датой окончательного завершения предусмотренных Договором СНВ-2 сокращений было установлено 1 января 2003 г.

   Поскольку при разработке Договора предполагалось, что значительная часть сокращений боезарядов может осуществляться с  помощью снятия боевых блоков с развернутых  систем, в Договоре СНВ-2 сняты практически  все ограничения на уменьшение количества боезарядов, числящихся за баллистическими  ракетами. В частности, снимается  требование о том, что общее число  боезарядов, которое можно снимать  с одного типа ракет, не должно превышать 500 единиц, а также общий предел в 1250 разгруженных боевых блоков. В  СНВ-2 оставлено условие, требующее, чтобы количество боезарядов, числящихся за ракетой, уменьшалось не более, чем на четыре, но из него сделано исключение, которое позволяет России переоборудовать в моноблочные 105 ракет УР-100НУТТХ, за которыми в настоящее время числится 6 боевых блоков. Одновременно со смягчением ограничений на количество разгруженных боевых блоков, Договор СНВ-2 снимает требование о том, чтобы при разгрузке ракеты более, чем на два боевых блока осуществлялось уничтожение платформы разведения. В том числе снято требование об уничтожении платформы разведения ракет Minuteman III, которое существует в Договоре СНВ-1.

   Существенным  отличием нового договора от СНВ-1 стал переход к зачету количества крылатых ракет, числящихся за бомбардировщиками, по максимальному оснащению бомбардировщиков. Кроме этого, Договор СНВ-2 разрешает  переоснащение до 100 бомбардировщиков, не оснащенных КРВБ, для выполнения  {23}  неядерных задач, при этом оставляя возможность их обратного оснащения для выполнения ядерных задач.

   В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала ряд уступок, которые  впоследствии существенно затруднили его ратификацию. Договор находится  на рассмотрении Государственной Думы с 20 июня 1995 г., и его ратификация по всей видимости не сможет состояться раньше 1998 г. Сенат США рекомендовал Договор СНВ-2 к ратификации 26 января 1996 г.

   Среди основных проблем, от решения которых  зависит ратификация Договора СНВ-2, находятся проблема срока окончания  предусмотренных им сокращений, значительная асимметрия в возвратном потенциале России и США, которая возникнет  после реализации СНВ-2, а также  необходимость осуществления программы  строительства большого количества моноблочных ракет, которая возникнет  в случае, если Россия будет стремиться к поддержанию группировки стратегических сил на предусмотренном Договором  уровне 3000–3500 боезарядов. В 1997 г. Россия и США предприняли попытку найти решение части проблем, затрудняющих ратификацию СНВ-2 российским парламентом. В сентябре 1997 г. было подписано соглашение, которое предусматривает продление срока ликвидации ракет на пять лет — до 31 декабря 2007 г. В то же время, подлежащие ликвидации ракеты должны быть деактивированы к первоначально предполагавшемуся сроку окончания сокращений, т.е. к 1 января 2003 г.

   Договоренности, достигнутые в сентябре 1997 г., также  призваны устранить необходимость  развертывания дополнительного  количества моноблочных ракет. Россия и США достигли соглашения, в соответствии с которым после вступления в  силу Договора СНВ-2 начнутся переговоры о проведении дальнейших сокращений стратегических вооружений до уровня 2000–2500 боезарядов. Кроме этого, предполагается, что новый договор будет включать в себя положения, предусматривающие  уничтожение снимаемых с ликвидируемых  стратегических средств боезарядов, тем самым отчасти решая проблему возвратного потенциала.

Современное состояние и перспективы  развития стратегических сил

   К 1997 г. Россия практически завершила  процесс снятия с вооружения и  ликвидации стратегических носителей, которые предполагалось вывести  из состава Вооруженных сил в  связи с выполнением Договора СНВ-1.

   В группировке наземных баллистических ракет были практически полностью  ликвидированы ракеты УР-100К/УР-100У (SS-11), РТ-2П (SS-13) и MP УР-100УТТХ (SS-17). Кроме этого, был начат процесс ликвидации ракет УР-100НУТТХ (SS-19) и тяжелых ракет Р-36МУТТХ/Р-36М2 (SS-18). По состоянию на апрель 1997 г. Россия располагала 180 ракетами Р-36МУТТХ/М2, 160 ракетами УР-100НУТТХ, 10 ракетами РТ-23УТТХ шахтного базирования (SS-24), 36 ракетными комплексами железнодорожного базирования РТ-23/РТ-23УТТХ (SS-24) и 360 грунтовыми мобильными комплексами “Тополь” (SS-25).

   Одновременно  с процессом ликвидации ракетных комплексов производится развертывание  новых мобильных комплексов “Тополь”. Кроме этого, в 1997 г. была закончена  программа летных испытаний новой  ракеты “Тополь-М”, развертывание  которой было начато в декабре 1997 г. Ракета “Тополь-М” будет размещаться  в шахтных пусковых установках, высвобождаемых в процессе ликвидации ракет УР-100НУТТХ, РТ-23УТТХ и Р-36МУТТХ/Р-36М2. В дальнейшем планируется начать развертывание  мобильного варианта ракетного комплекса  “Тополь-М”.  {24} 

   На  флоте к началу 1997 г. был полностью  завершен вывод из состава флота  подводных ракетоносцев проектов 667А (Yankee) и 667БД (Delta II). В течение ближайшего времени предполагается вывести из состава флота и четыре оставшихся ракетоносца проекта 667Б (Delta I). Наряду с выводом из состава флота ракетоносцев второго поколения в 1996 г., были деактивированы два ракетоносца проекта 941 (Typhoon).

   Таким образом, по состоянию на апрель 1997 г. в составе флота находились 11 ракетоносцев проекта 667БДР (Delta III), 7 подводных лодок проекта 667БДРМ (Delta IV) и 4 тяжелых ракетоносца проекта 941 (Typhoon). В 1996 г. было начато строительство ракетоносца нового проекта, который предполагается оснастить ракетным комплексом с твердотопливной ракетой, находящимся в процессе разработки.

   К 1997 г. был практически полностью  завершен процесс снятия с вооружения бомбардировщиков Ту-95 устаревших модификаций, оснащенных бомбами или крылатыми  ракетами малой дальности. Основу стратегической авиации России в настоящее составляют 63 бомбардировщика Ту-95МС и 6 бомбардировщиков Ту-160. В нынешней конфигурации эти  бомбардировщики могут быть оснащены 800 крылатыми ракетами большой дальности. Для оснащения этих бомбардировщиков в России в настоящее время  ведется разработка новой крылатой ракеты воздушного базирования, которая  должна будет заменить стоящую на вооружении ракету Х-55.

   Дальнейшие  изменения в составе группировки  стратегических сил России будут  зависеть прежде всего от того, удастся ли США и России найти взаимоприемлемое решение проблем, препятствующих ратификации Договора СНВ-2. Частью такого решения должна стать договоренность о проведении дальнейших сокращений стратегических вооружений, которая составит основу Договора СНВ-3.

   Для осуществления сокращений, предусмотренных  Договором СНВ-1, Россия в ближайшее  время планирует завершить процесс  ликвидации устаревших систем — ракетоносцев проекта 667Б (Delta I) и бомбардировщиков Ту-95. Кроме этого, для того, чтобы выполнить обязательство о сокращении тяжелых ракет, Россия должна будет ликвидировать 26 пусковых установок тяжелых ракет Р-36МУТТХ (SS-18). Поскольку Договор СНВ-1 требует, чтобы на баллистических ракетах находилось не более 4900 боезарядов, Россия будет вынуждена дополнительно сократить некоторое количество ракет наземного и морского базирования. Эти сокращения могут быть осуществлены за счет вывода из боевого состава мобильных комплексов PT-23 и части мобильных комплексов РТ-23УТТХ, срок эксплуатации которых истекает к 1998-2000 гг.

   После осуществления этих сокращений, проведения которых требует Договор СНВ-1, основными факторами, определяющими  состав стратегических сил, станут темпы  снятия с вооружения выслуживающих  гарантийные сроки комплексов, а  также темпы производства новых  систем. При этом необходимо учитывать, что часть производственной инфраструктуры, обеспечивавшей производство баллистических ракет, при распаде СССР оказалась  за пределами России. Это означает, что Россия не сможет возобновить  производство модификаций ракет  Р-36М и РТ-23 и может испытывать определенные сложности с гарантийным  обслуживанием этих комплексов. После  распада Советского Союза на территории России было налажено производство ракетных комплексов “Тополь” и “Тополь-М”, которые в ближайшее время  будут единственными новыми комплексами  наземного базирования, производящимися  в России.

   В отличие от наземных ракетных комплексов, практически вся производственная структура, обеспечивавшая разработку и создание подводных лодок и  бомбардировщиков, находится на территории России. В конце 1996 г. в России  {25}  было начато строительство нового стратегического подводного крейсера “Юрий Долгорукий”. Кроме этого, в настоящее время ведется разработка баллистической ракеты, которой предполагается оснастить подводные ракетоносцы нового проекта. Производство стратегических бомбардировщиков, по-видимому, будет ограничено выпуском бомбардировщиков Ту-160, строительство которых было приостановлено в 1992 г.

   В случае ратификации Договора СНВ-2, Россия должна будет ликвидировать  все остающиеся 154 тяжелые ракеты Р-36МУТТХ/Р-36М2, а также все стационарные и мобильные комплексы РТ-23УТТХ. Из числа ракет УР-100НУТТХ, находящихся  сегодня в составе стратегических сил, могут быть сохранены 105 ракет, которые должны быть переоборудованы  в моноблочные. Шахтные пусковые установки, высвобождающиеся в ходе снятия с вооружения оснащенных РГЧ ИН комплексов, могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет “Тополь-М”. Исключение составляют шахты тяжелых ракет, из общего числа которых переоборудованы могут быть только 90.

   В результате осуществления предусмотренных  СНВ-2 сокращений в составе наземной группировки стратегических сил  России останутся 105 ракет УР-100НУТТХ  в моноблочном оснащении и  около 360 грунтовых мобильных комплексов “Тополь”. Для того чтобы иметь  возможность осуществлять развертывание  ракет “Тополь-М” в существующих шахтах, России придется переоборудовать 155 шахтных пусковых установок. В  дальнейшем по мере окончания сроков эксплуатации ракет УР-100НУТТХ их, по-видимому, можно будет заменить ракетами “Тополь-М” шахтного базирования. Таким образом, в случае ратификации  СНВ-2, к концу 2007 г. в составе стратегических сил России будет находится около 300 комплексов “Тополь” и “Тополь-М” шахтного и мобильного базирования и 105 ракет УР-100НУТТХ.

   Поскольку Договор СНВ-2 не предусматривает  дополнительных ограничений на морскую  компоненту стратегических сил, динамика их сокращения будет практически  полностью определяться возможностью осуществления ремонта существующих подводных лодок и успехом  программы создания новых ракетоносцев. Существующий план, по-видимому, предполагает, что в составе флота останутся  ракетоносцы проектов 667БДР, 667БДРМ и 941. Строительство первого крейсера нового проекта предполагается закончить  к 2002 г., после чего планируется ежегодно осуществлять ввод в строй одного ракетоносца. Кроме этого, к 2003 г. предполагается вывести из состава флота подводные  лодки проекта 667БДР, которые к  тому времени исчерпают гарантийный  ресурс. Таким образом, можно предположить, что к 2007 г. в составе группировки  морских стратегических сил будет  находиться около 10 ракетоносцев, на которых  будет размещено около 1000–1200 боезарядов.

Информация о работе Ограничение стратегического вооруженя