Ограничение стратегического вооруженя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:20, реферат

Краткое описание

Английская аббревиатура — SALT (Strategic Arms Limitation Talks). Подготовлены главой правительства СССР А. Косыгиным и спецсоветником президента Никсона Г. Киссинджером. Договоры касались политических, экономических и стратегических отношений между двумя государствами. В политическом плане они стали выражением сближения двух стран. В экономическом плане стороны согласились не на сокращение имеющихся вооружений, а на лучшее управление ими и сдерживание их увеличения. Вследствие этих договоров военные бюджеты не сокращались, а только перераспределялись между различными видами вооружений.Наконец, эти экономические аспекты были подкреплены принуждениями чисто военного характера.

Файлы: 1 файл

снв.docx

— 72.66 Кб (Скачать)

Модернизация  стратегических сил  в начале 70-х годов

   Советско-американское соглашение ОСВ-1, подписанное в 1972 г., стало первым реальным шагом на пути ограничения стратегических наступательных вооружений. Кроме этого, Договор по ПРО, запрещавший создание сколько-нибудь эффективной системы противоракетной обороны, позволил ограничить темпы и масштаб программ модернизации стратегических сил, осуществленных СССР и США в 70-е годы. В то же время, поскольку Договор ОСВ-1 никак не ограничивал количество боезарядов, он не смог предотвратить наращивания наступательных потенциалов, которое стало результатом оснащения баллистических ракет разделяющимися головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН).

   Программа строительства стратегических сил, осуществленная в 60-х годах, позволила  Советскому Союзу добиться примерного равенства с США по количеству стратегических носителей. В то же время, советские стратегические силы в  начале 70-х годов заметно уступали группировке стратегических сил  США по боевой эффективности. В 1970 г. Соединенные Штаты начали развертывание  баллистических ракет Minuteman 111, которые были размещены в  {10}  высокозащищенных шахтах и оснащались тремя высокоточными боевыми блоками индивидуального наведения. Программа развертывания 550 ракет Minuteman III была завершена в 1975 г. Кроме этого, в 1971 г. было начато развертывание подводных лодок Poseidon с ракетами С-3, на которых размещалось по 10 боеголовок. В 1973 г. было развернуто уже 20 таких ракетоносцев, а к 1978 г. их количество достигло 31. К началу 70-х годов также относится решение о начале работ по созданию нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1. Таким образом, к моменту подписания соглашения ОСВ-1 США уже начали переоснащение своих стратегических сил.

   Советская программа модернизации стратегических сил также была начата до начала переговоров об ограничении вооружений. Как и в США, основной характерной  чертой этой программы стало развертывание  ракетных комплексов, оснащенных РГЧ  ИН. Другой важной особенностью проведенной  в 70-х годах модернизации стало  осуществление мер, которые позволили  бы стратегическим силам СССР действовать  в условиях ответно-встречного или  ответного удара. Для обеспечения  возможности ответно-встречного удара  были начаты работы по созданию системы  предупреждения о ракетном нападении, включающей в себя космический эшелон. Значительные усилия были направлены на создание системы боевого управления и связи, способной обеспечить действия в условиях ответно-встречного или ответного удара, а также обеспечивающей более высокую степень контроля за применением ядерного оружия. Большие усилия были направлены на обеспечение стойкости всех компонентов систем и комплексов к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. При создании ракетных комплексов наземного базирования очень большое внимание было уделено защищенности шахтных пусковых установок и дальнейшему повышению боеготовности ракет.

   Основными ракетными комплексами наземного  базирования, развертывание которых  было проведено в 70-х годах, стали  комплексы с “условно легкими” ракетами УР-100Н (SS-19) и MP УР-100 (SS-17) и комплекс с тяжелой ракетой Р-36М (SS-18), решения о начале разработки которых были приняты в 1969–1970 г. Ракеты УР-100Н и MP УР-100 должны были заменить собой ракету УР-100, а Р-36М разрабатывалась для замены ракет Р-36. Новые ракеты должны были оснащаться головными частями с боеголовками индивидуального наведения.

   При принятии решения о параллельной разработке двух ракетных комплексов, предназначенных для замены УР-100, предполагалось, что для развертывания  будет выбран только один из них. Однако впоследствии конкурс был продлен  до этапа летных испытаний ракет, начавшихся в 1972 г., и закончился принятием  на вооружение обоих комплексов. Первые ракеты УР-100Н и MP УР-100 были поставлены на боевое дежурство в 1975 г.

   Параллельно с созданием новых “легких” ракет  в начале 70-х годов было принято  решение о модернизации существующего  комплекса с ракетой УР-100. На ее основе были созданы ракеты УР-100К  и УР-100У, отличавшиеся большим забрасываемым  весом и повышенной степенью боеготовности. Ракета УР-100К оснащалась средствами преодоления противоракетной обороны, а УР-100У была оснащена тремя боеголовками, не имевшими индивидуального наведения.

   Решение о разработке тяжелой ракеты Р-36М, предназначенной для замены Р-36, было принято в сентябре 1969 г. Большой  забрасываемый вес ракеты, составлявший 8.8 т, позволил оснастить ее головной частью с 8 боеголовками индивидуального  наведения. Летные испытания ракеты были начаты в феврале 1973 г., а постановка комплекса на боевое дежурство состоялась в декабре 1974 г. Часть ракет Р-36М  была развернута в моноблочном оснащении.

   Вскоре  после того как все три новых  комплекса были приняты на вооружение, было принято решение об их модернизации. Результатом программы  {11}  модернизации стало создание ракет MP УР-100УТТХ, УР-100НУТТХ и Р-36МУТТХ, развертывание которых было начато в 1978–1979 гг.

   Наряду  с разработкой традиционных комплексов шахтного базирования СССР продолжал  программу создания мобильных ракет. В середине 70-х годов было закончено  создание мобильного комплекса “Темп-2С”, который в феврале 1976 г. был принят в эксплуатацию и поставлен на боевое дежурство. Развертывание этого  комплекса было очень ограниченным, и он не был принят на вооружение. На основе комплекса “Темп-2С” впоследствии был создан мобильный комплекс “Пионер” (SS-20) с ракетой средней дальности.

   В морских стратегических силах основным событием первой половины 70-х годов  стало принятие на вооружение ракетоносца  проекта 667Б (Delta I), работы по созданию которого были начаты в 1965 г. Ракеты Р-29 (SS-N-8), которыми были оснащены ракетоносцы 667Б, обладали дальностью 7800 км, что позволяло подводным лодкам нести боевое дежурство, находясь в прилегающих к территории Советского Союза морях. Подобная возможность означала, что для перехода в районы боевого патрулирования ракетоносцы не должны были преодолевать рубежи противолодочной обороны. В результате была существенно снижена уязвимость группировки морских стратегических сил.

   Первый  ракетоносец проекта 667Б вошел  в состав флота в 1972 г., а в 1977 г. в составе флота насчитывалось 18 ракетоносцев этого проекта. Кроме  этого, в 1975 г. были построены 4 подводных крейсера проекта 667БД (Delta II), которые несли 16 ракет Р-29Д, обладавших увеличенной дальностью. Этими ракетами были также оснащены некоторые подводные лодки проекта 667Б.

   В 1971 г. были также возобновлены работы по созданию твердотопливной ракеты морского базирования. Летные испытания  ракеты Р-31 (SS-N-17) были начаты в 1976 г., а  в 1980 г. в опытную эксплуатацию была принята подводная лодка 667AM (Yankee II), на которой размещалось 12 таких ракет. Несмотря на то, что ракета Р-31 не была принята на вооружение, опыт ее эксплуатации впоследствии послужил аргументом в пользу перехода на твердотопливные ракеты морского базирования.

   Другим  важным событием 70-х годов стало  создание комплекса морского базирования  с ракетой, оснащенной РГЧ ИН. Работы по созданию этой ракеты, получившей обозначение  Р-29Р, были начаты в 1973 г. Первый подводный  крейсер проекта 667БДР, оснащенный 16 ракетами Р-29Р, был спущен на воду в 1976 г. К моменту принятия комплекса на вооружение в 1979 г. в составе флота находилось 9 ракетоносцев этого проекта.

   В конце 60-х–начале 70-х годов в СССР были также начаты проработки проекта нового сверхзвукового тяжелого бомбардировщика, программа создания которого должна была стать ответом на начатую в США работу над бомбардировщиком В-1. Однако этот проект, конечным результатом которого стало создание бомбардировщика Ту-160, был завершен только в конце 80-х годов. Основным событием 70-х годов, в значительной степени повлиявшим на ход советско-американских переговоров об ограничении стратегических вооружений, стало создание и развертывание бомбардировщика Ту-22М (Backfire). Первые прототипы этого самолета были построены в 1969–1972 гг., а в 1976 г. новый бомбардировщик был принят на вооружение. Несмотря на то, что Ту-22М не являлся стратегическим бомбардировщиком, Соединенные Штаты настаивали на том, что при определенных условиях Ту-22М может быть использован для нанесения ударов по территории США. Вопрос о стратегических возможностях Ту-22М стал в итоге одним из наиболее серьезных противоречий между СССР и США в ходе проводившихся во второй половине 70-х годов переговоров.

  {12}   

Договор ОСВ-2

   После подписания Договора ОСВ-1 Советский  Союз и США продолжили переговоры о дальнейшем ограничении стратегических вооружений. Однако достижение договоренности о содержании следующего этапа контроля над вооружениями оказалось гораздо  более сложной задачей. Поскольку  новое соглашение, в отличие от ОСВ-1, должно было носить всеобъемлющий  характер, Советский Союз настаивал  на обязательном учете американских средств передового базирования  в балансе стратегических сил. Усилия США в основном были направлены на установление ограничений на количество и возможности советских ракетных комплексов наземного базирования, в частности тяжелых ракет и ракет, оснащенных РГЧ ИН. Проблема тяжелых ракет стала более острой после того, как в 1973 г. СССР провел первые испытания разделяющихся головных частей с боеголовками индивидуального наведения. Значительное преимущество в суммарном забрасываемом весе ракет, которым обладал Советский Союз, в сочетании с установленным в ОСВ-1 запретом на развертывание новых ракет означало, что СССР мог значительно превзойти США в количестве развернутых боезарядов.

   Первой  договоренностью, достигнутой после 1972 г., стало так называемое Владивостокское  соглашение, основные положения которого были согласованы во время встречи  в верхах во Владивостоке в ноябре 1974 г. В соответствии с этим соглашением  СССР и США согласились ограничить количество стратегических носителей 2400 единицами, из которых только 1320 могли быть оснащены головными частями  с боеголовками индивидуального  наведения.

   При заключении Владивостокского соглашения Советский Союз пошел на значительные уступки. Основной уступкой стало снятие требования о включении в будущий  договор средств передового базирования  США. Кроме этого, СССР согласился на установление одинаковых ограничений  для обеих сторон, отказавшись  от требования о равенстве возможностей стратегических сил. Соединенные Штаты, в свою очередь, пошли на включение  в договор тяжелых бомбардировщиков и отказались от попыток сократить  количество советских тяжелых ракет  или пересмотреть определение тяжелой  ракеты так, чтобы оно включало создаваемую  в СССР ракету УР-100Н.

   Несмотря  на то, что основные положения будущего договора об ограничении вооружения были согласованы, практически сразу  после окончания владивостокской встречи обнаружились существенные различия в понимании достигнутых договоренностей. Основными проблемами стали вопрос о зачете советского бомбардировщика Ту-22М как стратегического средства доставки и вопрос о способе зачета бомбардировщиков, оснащенных крылатыми ракетами большой дальности (КРВБ). Соединенные Штаты настаивали на том, что бомбардировщики Ту-22М должны учитываться при подсчете общего количества стратегических носителей. Советский Союз, в свою очередь, настаивал на том, что крылатые ракеты на бомбардировщиках должны считаться отдельными носителями.

   В 1976 г. в ходе усилий, направленных на то, чтобы найти взаимоприемлемое решение проблем стратегических возможностей Ту-22М и способа  зачета крылатых ракет, была достигнута предварительная договоренность о  том, что каждый бомбардировщик, оснащенный крылатыми ракетами, будет считаться носителем с РГЧ ИН. Кроме этого, США предложили установить отдельные ограничения на количество развернутых бомбардировщиков Ту-22М. Несмотря на то, что окончательного соглашения по этим вопросам в 1976 г. достичь не удалось, эти положения в несколько измененном виде впоследствии стали частью Договора ОСВ-2.

   Переговоры  об ограничении стратегических вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2, продолжались до 1979 г. Как и  на ранних стадиях переговоров, основные усилия США были направлены на ограничение  количества  {13}  боезарядов на советских межконтинентальных ракетах наземного базирования. Советский Союз в свою очередь настаивал на установлении ограничений на развертывание крылатых ракет воздушного базирования, а также пытался добиться запрета на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования. Кроме этого, оставалась нерешенной проблема стратегических возможностей бомбардировщика Ту-22М, а также ряд проблем, связанных с проверкой выполнения Договора.

   Поскольку новое соглашение не было подготовлено к моменту истечения срока  действия Договора ОСВ-1, в октябре 1977 г. СССР и США объявили, что будут  продолжать соблюдать предусмотренные  ОСВ-1 ограничения. Содержание Договора ОСВ-2 было в основном согласовано  к концу 1978 г., и 18 июня 1979 г. в ходе встречи в верхах в Вене Договор  ОСВ-2 был подписан.

   Договор ОСВ-2 основывался на согласованных  во Владивостокском соглашении ограничениях, к которым был добавлен ряд  дополнительных ограничений. Кроме  этого, ОСВ-2 предусматривал некоторое  сокращение количества стратегических носителей, которое должно было быть проведено в течение двух лет, а также ряд ограничений на количество боевых блоков, которыми могли  оснащаться носители, и ограничения  на модернизацию стратегических систем. Предусматривалось, что Договор  будет находиться в силе до 31 декабря 1985 г. Сопровождавший Договор протокол, срок действия которого был ограничен  тремя годами, устанавливал ограничения  на развертывание мобильных ракет  и крылатых ракет морского и наземного  базирования.

   Основным  положением Договора ОСВ-2 стало ограничение  количества стратегических носителей  на уровне 2400 единиц. Кроме этого, стороны  обязались к 1 января 1981 г. сократить  количество носителей до 2150. Из общего количества стратегических систем только 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боевыми  блоками индивидуального наведения. В число 1320 носителей с РГЧ  ИН включались как ракеты наземного  и морского базирования, так и  тяжелые бомбардировщики, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности. Без учета бомбардировщиков количество оснащенных РГЧ ИН носителей не должно было превышать 1200 единиц. Кроме этого, отдельное ограничение было установлено  на оснащенные РГЧ ИН баллистические ракеты наземного базирования, количество которых не могло превышать 820.

Информация о работе Ограничение стратегического вооруженя