Общественно-политическая мысль России в 60–80-е годы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:20, контрольная работа

Краткое описание

XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского. Реформы Петра Великого, "просвещенный абсолютизм" Екатерины II и многое другое обуславливают пристальное внимание историков на этот период. В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России.
В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом.

Оглавление

Введение 3
1. Консервативное направление (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков). 4
2. Буржуазный либерализм (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин). 7
3. Русский «утопический социализм» (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). 13
4. Народническое движение в России 1860–1870-х годов: 15
а) основные идейные направления в народничестве (М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачев); 15
б) народнические организации, их деятельность («Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»). 18
Заключение. 24
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 27

Файлы: 1 файл

история1.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 Члены "Земли  и воли" ставили перед собой  задачу объединения революционных  кружков, действовавших в Центральной  России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось  создать хорошо организованный петербургский центр (О.В. Аптекман, Д.А. Лизогуб, А.Д. Михайлов, В.А. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок "Земля и воля".

 Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота". Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных". Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность землевольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.

 Главные силы и  средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склонялась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу средствами индивидуального террора.

Учредителями «Народной  воли» были профессиональные революционеры  — сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали  централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для  разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А.Д.Михайлов, А.А.Квятковский, А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, А.В.Якимова, М.Н.Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп.

В 1879-83 гг. народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине  и в Поволжье. Число членов организации  не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.

Программа «Народной  воли» содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего  избирательного права и постоянного  народного представительства, свободы  слова, совести, печати, сходок; общинного  самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения.

Как и предшествующие народнические программы, она смешивала  задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое  определение именно демократических задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд.

Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической идеологии и, прежде всего веру в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.

«Народная воля» проводила  революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты «Народная  воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом «Теперь или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как заговор.

С развитием и обострением  политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Народная воля» подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил правительство, заставил его пойти на некоторые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло в наступление. В террористической борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили организацию. В 1879-83 прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. человек. После убийства 1 марта 1881 Александра II «Народная воля» переживала идейный и организационный кризис.

Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая  фракция «Народной воли» А.И.Ульянова, стремившаяся внести в программу  «Народной воли» отдельные марксистские положения.

Деятельность «Народной воли» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879-80 гг. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

«Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с распространённым среди  крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.

Первоначально члены  организации разделяли программу  «Земли и воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли», считали, что революцию может совершить только народ. Организация не была построена на принципе централизма и единой внутренней дисциплины, а конспирации не придавалось особого значения. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Чёрный передел» и газеты «Зерно», издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В.Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе; установил связи со студентами и рабочими.

Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость  завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного  самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.

Г.В.Плеханов допускал возможность  развития капитализма и формирования рабочего класса в России из разорившегося крестьянства. Одновременно признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества.

Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным  установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.

Аресты 1880-81 гг. ослабили организацию. После событий 1 марта 1881 г. многие члены «Черного передела» перешли на народовольческие позиции, часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. К концу 1881 «Черный передел» как организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до 2-й половины 1880-х гг.

Наиболее известные деятели «Черного передела» - В.Плеханов, В.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 Что ж, подведем  итоги. Мы видим зарождение  в России мощнейшего движения, мощнейшей мысли. Виднейшие общественные  деятели указывают на отсталость  России как в экономическом  , ток и социальном плане. Важно, что они обращают пристальное внимание на истоки этой проблемы, совершенно верно указывая на две важнейших причины этих негативных явлений - крепостничество и ничем неограниченную абсолютную монархию. Столь мощное движение не могло остаться только на бумаге. И век XIX - тому свидетельство.

Политические воззрения  народничества, его стратегия и  тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством. Оно совершило значительный шаг  вперёд по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы.

Народники стремились к  организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и  воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.

Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е  гг. были Бакунин, Лавров, Ткачёв. Они  разработали три основные теории народничества - бунтарско-анархическую, пропагандистскую и заговорщическую. Различия между ними определялись в основном разницей в понимании вопроса о главной движущей силе революции, степени готовности этой силы к революции, средствах ее свершения.

Считая русского крестьянина  «прирождённым» социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Задача интеллигенции - идти в народ, «бунтовать» народ, способствовать слиянию отдельных бунтов в единую революцию.

Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров.

После неудачных попыток  хождения в народ с целью установления связи с крестьянством и возможности  его организации на восстание, возникла идея создания тайной революционной организации, объединившей всех народников. Такая организация была создана в 1876 г. и стала называться «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам, введение мирского самоуправления в деревне и городе.

Не достигнув существенных результатов и убедившись в необходимости  политической борьбы, среди народовольцев  начались споры по программным и  тактическим вопросам о методах борьбы, которые привели к расколу. Меньшая часть народовольцев создала организацию «Черный передел», которая сохранила верность основным программным принципам. Большой роли эта организация не сыграла. Более значительную работу проделала другая организация «Народная воля». Программа народовольцев предусматривала подготовку политического переворота, свержения самодержавия, установления в стране демократического строя, уничтожение частной собственности.

Важнейшим средством  политической борьбы считали террор, а главной целью - убийство царя. Они рассчитывали, что это разбудит народные низы и подтолкнет их к восстанию. Народовольцы организовали 8 покушений на царя. 1 марта 1881 г. Александр 1 был убит.

Это событие вызвало  конец «Народной воли» - правительство усилило репрессии, переворота не произошло. Большинство членов организации было арестовано и повешены.

В 80-90-ые годы возросло влияние  либеральных народников. Это течение  отличалось неприятием ненасильственных методов борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьянства, требовали уничтожения остатков крепостничества и помещичьего землевладения, призывали к постепенным реформам для улучшения жизни народов.

В 80-90-ые годы революционное  движение распалось на два течения: первое сохранило верность идее крестьянского социализма, второе главной силой общественного процесса считало рабочий класс.

Некоторые народники  обратились к марксизму. В Женеве они образовали группу «Освобождение  труда».

Ее программа: полный разрыв с народничеством, пропаганда социализма, опора на рабочий класс, создание рабочей партии.

Группа «Освобождение  труда» резко критиковала народнические  теории и занималась пропагандой, распространением марксизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. История России с начала XVIII до конца XIX века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв.ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев.-М.: Издательство АСТ, 1996.

2. История России с древности до наших дней: пособие для поступающих в вузы/ И.В. Волкова, М.М. Горинова, А.А. Горский и др.;под ред. М.Н. Зуева.-М.:Высш. шк. 1997

3.  История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 352с.

4.Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского (К анализу мировоззрения российской народнической интеллигенции XIX века) / В.В.Блохин. - М.: ПРОБЕЛ-2000, 2001.- 268 с.

Информация о работе Общественно-политическая мысль России в 60–80-е годы XIX века