Чичерин Борис Николаевич
(1828-1904)
Русский правовед,
философ и историк. Почётный
член Петербургской Академии
наук (1893). Б.Н.Чичерин происходил
из старинного дворянского рода.
Среди учителей был К.Н.Бестужев-Рюмин.
В 1857 году познакомился
с Л.Н.Толстым, с которым у
него на несколько лет установились
близкие отношения. В 1858-61 годах
Чичерин совершил заграничное
путешествие, во время которого
знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается
с А.И.Герценом, который опубликовал «Современные
задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах
из России». Чичерин имел в русском обществе
уже в ранние свои годы репутацию консерватора.
В 1861-1867 годах Чичерин - экстраординарный
профессор Московского университета по
кафедре государственного права; вместе
с рядом других профессоров вышел в отставку
в знак протеста против курса Министерства
народного просвещения.
Вернувшись в Караул,
Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ
по философии, а также по химии и биологии,
которые дали основание Д.И.Менделееву
рекомендовать Чичерина к избранию почётным
членом Русского физико-химического общества.
Чичерин принимает деятельное и плодотворное
участие в работах тамбовского земства.
В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями»,
значительная часть которых посвящена
Москве и Московскому университету 1840-х
годах.
Твердо и неуступчиво
защищая права личности, Чичерин
связывал с этим идею «порядка»
— он очень сознательно стоял за твёрдую власть,
решительно и резко осуждал все проявления
революционного духа. Это отталкивало
от Чичерина русское общество и, наоборот,
делало его ценным в глазах правительства.
Письма Чичерина к брату, служившему в
Петербурге, докладывались Александру
II, настолько их ценили консервативные
круги, группировавшиеся тогда вокруг
молодого Царя.
Не случайно поэтому
было приглашение Чичерина, только
что получившего кафедру в
Московском университете, в преподаватели
наследника Николая Александровича. Но репутация консерватора,
очень рано сложившаяся относительно
Чичерина, была, конечно, лишь отчасти
верна: как не случайны были у Чичерина
резкие осуждения революционного движения,
так же не случайно было и то, что он явился
в Московском университете лидером (тогда
немногочисленной) группы либеральных
профессоров.
В то же время
Чичерин был сторонником либерализации
общественной жизни в России:
выступал за отмену крепостного
права, считал необходимым введение
представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских
свобод всех сословий и каждого человека.
Либеральные воззрения
Чичерина нашли выражение в
его работах 1860-х годов: О
народном представительстве, Курс
государственной науки, Собственность
и государство и др.
В духе гегельянства
он считал, что Абсолют направляет
процесс развития мира и человечества.
При этом человеческая свобода
сохраняет своё значение, так
как человек изначально причастен
к Абсолюту, будучи одновременно
конечным и бесконечным существом.
«Абсолютность» и «бесконечность» человека
определяются в первую очередь его разумом
как формой абсолютного духа. «Верховной
наукой», постигающей смысл происходящего
в мире, оказывается, согласно Чичерину,
метафизика истории. В историческом процессе
философ-метафизик обнаруживает логику
развития идей, поэтому особое значение
среди исторических дисциплин имеет история
человеческой мысли, история философии.
Русский «утопический социализм» (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов).
Наиболее значительную роль в развитии политической мысли
50-60-х годов сыграл А. И. Герцен (1812-1870). Он
находил социализм способным обеспечить
наиболее правильную и разумную организацию
экономической жизни, связывал утверждение
социализма с уничтожением частной собственности.
Формой перехода российского
общества к социализму Герцен
считал сельскую общину, она —
зародыш будущего социалистического
строя. Герцен видел и слабые
стороны сельской общины: она
ограничивала свободу личности,
но одновременно создавала условия
для коллективного труда. Для развития
общины в ячейку социалистического общества
необходимо воздействие на нее передовой
социалистической мысли; социалистическое
устройство России может стать результатом
взаимодействия передовой мысли Запада
и сельской общины.
Признавая желательным «переворот
без кровавых средств», Герцен
приходит к пониманию необходимости
социального переворота, став тем
самым одним из родоначальников
идеи народной революции в
революционно-демократическом лагере,
одним из создателей народничества.
Своего наивысшего расцвета
общественно-политическая мысль
революционных демократов России
достигла в творчестве Н.Г.
Чернышевского (1828-1889). В своих
художественно-публицистических произведениях
«Что делать?», «Пролог», «Письма
без адреса» и др. Чернышевский
последовательно отстаивал идеи ликвидации
последствий крепостного права, радикального
обновления российского общества. Вслед
за Герценом и петрашевцами, он считал
возможным при переходе к социализму использовать
сохранившуюся крестьянскую общину, чтобы
ликвидировать буржуазную частную собственность,
организовать планируемое в масштабах
всей страны крупное промышленное производство,
уничтожить разделение труда, свойственное
феодализму и капитализму, и на этой основе
добиться развития личности и ее способностей.
Переоценивая социально-экономические
возможности сельской общины, Чернышевский
считал ее способной устоять против капитализма,
а после свержения самодержавно-крепостнического
строя воспринять достижения техники,
науки, культуры, сократив тем самым путь
России к социализму.
В центре общественно-политической
борьбы пореформенной России
стал вопрос о форме государственного
устройства. Основной формой революционного
движения, стремившегося к разрешению
его революционными средствами,
было народничество. С народничеством
— идеологией крестьянского радикализма
— связана целая страница политической
истории, многие политические и экономические
идеи народнических лидеров оказались
живучими и были взяты на вооружение большевиками.
Так, народники отстаивали тезис об уничтожении
частной собственности на землю, передачу
ее во владение обществу. Формой такой
передачи народники считали раз дел земли
поровну между крестьянами, ведение «трудового
хозяйства» без эксплуатации. Центральной
идеей народнического социализма стала
идея уравнительности, а политической
ос новой ее реализации идея социальной
революции.
Народническое движение в России 1860–1870-х годов:
Революционное народничество
1870-х гг. Преемниками революционеров-шестидесятников
стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было характерно
негативное отношение к капитализму, признание
самобытности исторического развития
России, вера в народ как носителя социальной
правды, в общину как основу для переустройства
общества на социалистических началах.
У истоков народнической идеологии стояли
А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Приверженность
народников социалистическим идеалам
во многом обусловливалась моральными
соображениями, нравственным максимализмом,
сознанием необходимости возвращения
долга "культурных классов" народу,
тяжкий труд которого давал образованным
слоям средства к существованию, стремлением
засыпать ров, прорытый в эпоху петровских
реформ между этими слоями и народом. Будучи
атеистами, порвав с официальным православием,
народники не отвергали христианскую
этику. Проницательный наблюдатель не
без оснований видел в народническом максимализме,
жертвенности, готовности пострадать
за свои убеждения "стихийное безумие
религиозного голода, неутоленного целые
века", а в представителях этого движения
- преемников "мучеников двоеперстия",
приверженцев неистового протопопа Аввакума,
который, воскреснув в обличьи радикального
интеллигента 1870-х гг., начал расшатывать
основы созданной Петром I империи.
а) основные идейные направления в народничестве
(М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачев);
В рамках народнической
идеологии существовали различные
направления - бунтарское (анархистское),
пропагандистское и заговорщическое (бланкистское). Их вдохновителями
являлись соответственно М.А. Бакунин,
П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.
Взгляды Бакунина
в значительной степени представляли
собой измененные в радикальном
направлении анархические идеи
французского социалиста П.Ж.
Прудона. Призывая к революционному свержению
существующего строя, Бакунин видел главное
"исторически необходимое зло" в
государственной власти, любые формы которой
должны быть уничтожены. Решающую роль
в этом, по его мнению, должны будут играть
народные массы, которых толкает на борьбу
инстинкт свободы. В России такой революционной
силой может стать постоянно готовое к
выступлению крестьянство. Его нужно только
объединить и поднять на борьбу практическим,
боевым бунтарским призывом. Бакунин отвергал
необходимость революционной пропаганды
в массы. Основной целью революции, по
его мнению, должно было стать установление
равенства между людьми. При этом в новом,
безгосударственном обществе возникнет
"свободная федерация" рабочих ассоциаций,
как земледельческих, так и фабрично-ремесленных.
Взгляды Бакунина, его призывы "идти
в народ" находили немало приверженцев,
особенно среди революционной молодежи.
Другое теоретическое
направление в народничестве
("пропагандистское") возглавлял
Лавров. В отличие от Бакунина
Лавров не считал, что русский народ готов
к революции. Только систематическая пропаганда,
воспитание руководителей из среды самого
народа могли, по его мнению, обеспечить
необходимые условия для революционного
выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал
роль интеллигенции в истории, считая
"критически мыслящую личность" двигателем
общественного прогресса.
Еще одним направлением
в революционном движении 1870-х
гг. явилась деятельность народников-бланкистов
("заговорщическое" направление)
во главе с Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести
в жизнь идеи социальной революции, на
это способен только заговор интеллигентов
- "революционного меньшинства". По
его мнению, в России деятельность заговорщиков
значительно облегчалась тем, что самодержавие
является фикцией, "висит в воздухе",
не имея опоры и поддержки. Несколько ударов
по "всеми покинутому правительству"
должны привести к его падению, после чего
захваченный государственный аппарат
будет использован революционерами. Сторонники
Ткачева думали, что коммунистический
инстинкт, присущий, как они полагали,
русскому крестьянству, позволит затем
реализовать в стране социалистические
идеи и превратить Россию в образцовую
социалистическую страну.
Первые организации
народнического толка начали
возникать еще в конце 1860-х гг. В 1869 г. в столице был
образован влиятельный в среде студенческой
молодежи народнический кружок "чайковцев"
(М.А. Натансон, Н.В. Чайковский и др.). К
1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда
университетских городов, он составил
ядро так называемого Большого общества
пропаганды (А.И. Желябов, С.М. Кравчинский,
П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская
и др.). Члены организации распространяли
революционные идеи среди учащейся молодежи,
рабочих (позднее крестьян), занимались
издательской деятельностью. Наиболее
популярными здесь были идеи П.Л. Лазарева.
Осенью 1874 г. организация, ослабленная
арестами, прекратила свое существование.
"Большое общество пропаганды" воспитало
целое поколение революционеров-народников,
сыгравших важную роль в дальнейшем развитии
народнического движения.
В 1872 г. в Петербурге
был создан кружок А.В. Долгушина,
имевший тайную типографию. Здесь
печатали и распространяли брошюры
и прокламации для народа. Этот
народнический кружок, придерживавшийся
бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.
Весной 1874 г. около
40 губерний России оказались охваченными
новым массовым движением революционной
молодежи, получившей название "хождение
в народ". Это движение (среди
его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным,
ни централизованным. Попытки создать
зимой 1873- 1874 гг. единый координационный
центр не дали видимых результатов. Народники
ходили по деревням, вели беседы с крестьянами,
старались вызвать волнения и неповиновение
властям. Крестьяне не пожелали, однако,
признать "своими" выходцев из "культурных
классов". Не давала результатов и более
длительная пропаганда в деревнях, которую
вела часть народников.
Уже летом 1874 г.
правительство провело массовые
аресты среди участников "хождения в народ"
(было арестовано около тысячи человек).
Длительное следствие закончилось политическим
"Процессом 193-х", центральным событием
которого стала речь одного из подсудимых,
И.Н. Мышкина, в которой он выразил веру
в неизбежность народного восстания в
стране.
б) народнические организации, их деятельность
(«Земля и воля», «Народная воля», «Черный
передел»).
«Земля и воля» была
первая крупная революционно-демократическая
организация. В нее входило несколько
сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры,
литераторы, студенты. Организацию возглавлял
Русский центральный народный комитет.
Отделения общества были созданы в Петербурге,
Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде,
Харькове и других городах. В конце 1862
г. к ней примкнула русская военно-революционная
организация, созданная в Царстве Польском.
Однако первые тайные организации просуществовали
недолго. Спад крестьянского движения,
поражение восстания в Царстве Польском
(1863), усиление полицейского режима все
это привело к их самороспуску или разгрому.
Одни участники организаций (в том числе
Н.Г.Чернышевский) были арестованы, другие
эмигрировали. Правительству удалось
отбить натиск радикалов первой половины
60-х годов. В общественном мнении наметился
резкий поворот против радикалов и их
революционных устремлений. Многие общественные
деятели, прежде стоявшие на демократических
или либеральных позициях, перешли в лагерь
консерваторов.
"Хождение в народ"
стало первой попыткой широкого
непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно
показало, что народ не готов к немедленному
революционному выступлению, и стимулировало
поиск новых организационных форм борьбы.
Успех революции связывался теперь с созданием
в 1876 г. нового тайного общества "Земля
и воля", ставшего крупнейшей организацией
народников 1870-х гг.