Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:20, контрольная работа
XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского. Реформы Петра Великого, "просвещенный абсолютизм" Екатерины II и многое другое обуславливают пристальное внимание историков на этот период. В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России.
В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом.
Введение 3
1. Консервативное направление (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков). 4
2. Буржуазный либерализм (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин). 7
3. Русский «утопический социализм» (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). 13
4. Народническое движение в России 1860–1870-х годов: 15
а) основные идейные направления в народничестве (М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачев); 15
б) народнические организации, их деятельность («Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»). 18
Заключение. 24
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: История
по теме: Общественно-политическая
мысль России
в 60–80-е годы XIX века
Исполнитель: студентка
Направление: Экономика
Профиль: Экономика малого и среднего предпринимательства
Группа:ЭПу-12 КП
Ф.И.О: Нургалеева Р.Р.
Копейск
2012
Оглавление
В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество. Лозунг был подхвачен всеми революционными организациями от народников 70-х до большевиков и эсеров.
В 70-е годы на политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники. Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены. Революционеры-народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму. Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством.
Если перед революционерами-
Двойственность задач
обуславливала двойственность и
противоречие практических действий и
теоретических воззрений
По мере развития революционного движения на первый план попеременной выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное.
Противоречия отразились и на идеологии народничества, а это сказалось и на развитии революционной борьбы. Заслуга народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу за демократическое преобразование страны, за республику и социализм.
Следовательно, все вышесказанной обосновывает актуальность темы.
Цель работы: всестороннее изучение, анализ и обобщение теоретической базы по рассматриваемой теме, сделать выводы.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов, заключения и списка литературы.
Вторая половина XIX в истории общественного развития России стала одним из наиболее трагических и бурных периодов. Отмена крепостного права изменила положение не только самого многочисленного сословия России, отмена крепостного права означала раскрепощение всех сословий, означала, что подданные стали превращаться в граждан, означала начало очень трудного процесса строительства новых отношений общества и власти, общества и государства, общества и монарха, строительства гражданского общества.
И критерием оценки
того или иного общественного
движения стало именно
Можно разграничить
все общественные движения, прежде
всего на два противостоящих
друг другу лагеря: с одной
стороны, видимо, с правой стороны
по отношению к трону,
Остановимся сначала
на правом лагере. Это даст
возможность более объективно
оценить тех, стоящих слева,
которых на протяжении почти
75-летнего правления большевик
М.Н.Катков.
В лагере сторонников монархии можно выделить консерваторов и либералов. Консерваторы даже к освобождению крестьян относились с сомнением, считали, что российский мужик не готов к освобождению, что государство должно продолжить опеку над неразумным нашим мужиком. Что сам он не справится, что его рано еще отпускать на свободу. Но главное, что консерваторы считали незыблемой абсолютную монархию. Они резко осуждали любые попытки ограничения власти императора. Эта идея объединяла их, эти идеи стали главными в творчестве таких столпов консерватизма как К.П.Победоносцев и М.Н.Катков.
Катков вместе с
Победоносцевым представляли
«Истинно прогрессивное направление должно быть в сущности консервативным, - писал Катков, - ибо чем глубже преобразование, чем решительнее движение, тем крепче должно держаться общество тех начал, на которых основано».
К.П.Победоносцев
Обладая публицистическим
даром и огромным влиянием на Александра
III, Победоносцев, после убийства народовольцами Александра
II, сорвал либерализаторские планы М.Т.
Лорис-Меликова, став одним из ведущих
представителей консерваторов-
Именно о нем Блок написал: "В те годы дальние глухие в стране царили сон и мгла: Победоносцев над Россией простер совиные крыла".
Независимо от различных философских позиций именно по проблеме взаимосвязи личности-собственности и государства у К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина во многом обнаруживается единство. Для них отношение личность - общество, личность - государство, право - этика, социальная философия-политика стали центральной тематикой их исследований. Они решали ее глубоко с позиции теоретического либерализма.
Несмотря на принципиальные
расхождения позиций по
В определении свободы русский либерализм в лице Кавелина и Чичерина воспринял не только западные идеи, но и дополнил его отечественной гуманистической традицией, сочетавшей принципы равенства и справедливости, вносящей в гражданское общество (общество частных интересов и равных возможностей) высокий нравственный потенциал.
Они же воспитывали
и подготавливали народ к
Последовательно отстаивая
приоритет права, либералы
Государство в их
понимании есть высшая форма
организации, своеобразный "страховой
полис" нации (Чичерин). Но оно
не может подменять
Оценивая настоящее
России, Кавелин и Чичерин
Консервативный элемент
имманентно был присущ и
Консерватизм, как принцип, стоит за существующее не во имя какого-нибудь идеала или начала, а потому только, что нет ввиду лучшего, или не выяснилось, как к нему перейти. Великая сила, о которой говорит Кавелин, заключается в том, что "отрицательная" сторона консерватизма, будучи направленной на зарождающееся новое, как бы "высвечивает" это новое, способствуя тем самым его "выяснению и вызреванию”.
Интересно, что
в то время как Чичерин
Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885)
Общие вопросы истории освещал через призму правовых отношений и придавал изложению публицистическую форму. Наряду с Б.Н.Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть — инициатором и гарантом прогресса. К трудам философского характера относятся «Задачи психологии» и «Задачи этики». Исторические взгляды Кавелина сформулированы в работах: «Взгляд на юридический быт Древней России», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории».
Информация о работе Общественно-политическая мысль России в 60–80-е годы XIX века