Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:24, контрольная работа
Цель работы: изучить особенности возникновения государства на Востоке, номовую государственность.
Задачи:
- рассмотреть особенности образования государств в Южном Двуречье, Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай.
- определить особенности номовой государственности.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Образование государств в Южном Двуречье. Аккада и Шумер…………..4
2. Древний Египет………………………………………………………………..6
3. Древний Вавилон…………………………………………………………….10
4. Древняя Индия………………………………………………………………..14
5. Древний Китай……………………………………………………………….16
6. Номовая государственность…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..23
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Образование государств в Южном Двуречье. Аккада и Шумер…………..4
2. Древний Египет…………………………………………
3. Древний Вавилон………………………………………
4. Древняя Индия……………………………………………
5. Древний Китай……………………………………………………………….
6. Номовая государственность……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..23
Введение
«Восточный» путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как Нил, Ганг, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огромных усилий по объему работ: устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Вместе с тем сохранились сельскохозяйственные общины, а, следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производство - землю. Оной из главных предпосылок образования государства и классов по «восточному» типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления различных форм контроля над экономическими, политическими и военными функциями.
Тема возникновение государства на Востоке актуальна в наши дни, потому что повышенный интерес к вопросам становления государства проявляется именно в период становления государственности РФ. Шумеры, вавилоняне, и египтяне, были первыми, кто сумели реализовать свой потенциал становления государства таким образом, что ещё долгие годы ни одно государство, не могло достигнуть таких поразительных результатов, в столь короткие сроки.
Цель работы: изучить особенности возникновения государства на Востоке, номовую государственность.
Задачи:
- рассмотреть
особенности образования
- определить особенности номовой государственности.
1. Образование государств в Южном Двуречье. Аккада и Шумер
Южное Двуречье раньше называлось Сеннаром, в приморской его части жили шумеры, некоторые племена которых проникли в северную часть и основали город и царство Мари на Евфрате. Позднее на север Сеннара пришло кочевое скотоводческое племя из Аравии и основало город Аккада. Эти племена принесли с собой отличную от шумерской культуру быта. По физическому типу шумеры резко отличались от аккадийцев. Шумеры - круглолицые люди с косой постановкой глаз, голова и лицо всегда выбриты. Напротив, аккадийцы высокие бородатые люди с длинным узким лицом и орлиным носом. Так образовались два общественных строя, которые впоследствии стали Шуммеро – Аккадийским царством.
Поселенцы шумеров жили родовым строем. Основой земледелия были оросительные каналы, пруды, водохранилища и каждая родовая община обеспечивала себе запасы воды. Однако, точно определить нужное количество воды для полива было сложно: излишек или недостаток были одинаково плохи, разумнее всего в этих условиях было руководство орошением с одного места. И не доверять его каждой общине, прорывать каналы как вздумается, таким центром управления сельским хозяйством становятся храмы. Постепенно храмы стали управлять жизнью соседних городов и деревень. Собирать налоги, а в трудное время распределять провизию. Историки назвали такое управление храмовой общиной. Обычно и город возникал вокруг храма, посвященного местному богу. И как было сказано ранее, городом управляли жрецы храма. Самым известным городами Шуммера были: Ур, Урук, Ниппур, Кши, Лагаш и Умма1.
Тогда Шуммер не был единым государством, а представлял собой области отделенные друг от друга Евфратом и болотами, что делало города Шуммера незащищенными от набегов воинственных соседей. Центром каждой области был самый сильный и богатый город. Чтобы защищаться от набегов недоброжелателей – соседей набиралось городское ополчение, руководил войнами «лугаль». Постепенно путем обмана или военных действий власть в шумерских городах перешла к военным вождям. Используя богатства городских храмов лугали вели войны с соседними городами, разрушали плотины, гибли тысячи людей и незадолго до 2300 г. до н. э. Беспорядки в шумерских городах приобрели разрушительный характер. Но семь веков шумерской истории оставили богатейшую культуру, которая стала образцом для всей территории Междуречья.
2. Древний Египет
В Египте раньше,
чем в других странах, сложилось
классовое рабовладельческое
Первоначально номы объединились
в два самостоятельных
История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
История Раннего царства известна довольно мало. Египетское государство этого периода еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Население состояло главным образом из свободных крестьян-общинников.
Во главе государства
стоял царь. Его окружал многочисленный
двор, состоявший из множества придворных
чинов и различных
Древнее царство охватывает период около 2700—2400 гг. до н. э. В это время в Египте образовалось первое сильное централизованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стояла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении.
Особую роль в египетском обществе играли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием, поскольку считалось, что жрецы обладают знаниями о загробном мире. Наиболее важные из этих знаний были записаны в «Книге мертвых», священной для египтян. Кроме того, значение жрецов увеличивалось в связи с тем, что они владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов; последние, в свою очередь, освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство.
Государственный строй Древнего
царства характеризуется
С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. продолжается эпоха Среднего царства. Во второй половине эпохи Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок. Освобождение областей от центральной власти вызвало оживление хозяйственной деятельности на местах.
Общественные отношения в эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) отмечены двумя важными чертами: с одной стороны, происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев, с другой стороны, расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников — неджесов («маленьких»)3.
С поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575—1087 гг. до н. э.). В результате войн территория Египта увеличивается, и он становится огромной державой. Это был второй золотой век Египта. Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Рабовладельческие отношения в Египте в период Нового царства сравнительно глубоко проникли в общество. Рабами владели даже люди скромного общественного положения — пастухи, ремесленники, садовники и т. п. Особенностью общественных отношений в Новом царстве является возвышение жречества. С ростом богатства высшего жречества происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.
Государственный строй характеризуется
укреплением системы
3. Древний Вавилон
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье
было захвачено кочевниками-
Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.
Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую его смерть,— половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
Информация о работе Образование государств в Южном Двуречье. Аккада и Шумер