Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:21, курсовая работа
оставленная мной цель предполагает последовательное решение следующих задач:
анализ периода предшествующего заключению договора о дипломатическом признании СССР
анализ отношения стран к установлению двусторонних отношений.
Введение …...........................................................................................................2
Глава I. “Новый курс»
1.1 Причины и цели политики “нового курса” Ф.-Д.Рузвельта..….............4
1.2 "Новый курс" Рузвельта.......................................................................6
1.3 «Новый курс» в канун войны..............................................................14
Глава II. Новая международная ситуация
2.1 Установление дипломатических взаимоотношений СССР и США.......16
2.2 Значения и последствия восстановления дипломатических отношений.......................................................................................................28
Заключение......................................................................................................32
Список источников и литературы ….............................................................34
Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %. После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт
издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %.
Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.
Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наем работников.
Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932-1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937-1938 годов.
Весна 1933 года вынудила новую администрацию
действовать решительно. Стало известно,
что во многих штатах, объявив о банкротстве,
закрылись все банки. Деловая жизнь едва
теплилась. Закрытие банков грозило полным
экономическим крахом. Страх перед будущим
охватил миллионы людей. Огромные толпы
осаждали банки, требуя возврата вкладов.
Закрывались предприятия, школы, муниципалитеты.
Первоочередной задачей кабинета был
банковский кризис. Декретом
президента объявлено о четырехдневном принудительном закрытии банков, запрете вывоза из США золота, серебра и бумажных денег. Через несколько дней стабильность банковской системы была восстановлена.
В марте президент направил Конгрессу
послание, предусматривавшее ряд мер помощи
безработным, организацию специальных
трудовых лагерей для безработной молодежи,
широкое развитие общественных работ
по всей стране, финансовую помощь штатам
для оказания прямой материальной поддержки
голодающих семей безработных.
Чтобы предупредить массовые выступления
фермеров, доведенных до отчаяния разорением,
распродажей за долги имущества и земли,
Рузвельт издал закон о моратории на фермерскую
задолженность, а также закон о восстановлении
сельского хозяйства, известный как закон
ААА (the Agricultural Adjustment Act). Главная его идея
- ликвидировать "ножницы" между ценой,
затрачиваемой фермером на производство
продукции, и той, которую он получал при
ее реализации. Чтобы сбалансировать спрос
и предложение и поднять цену сельхозпродуктов,
часть земли изымалась из сельскохозяйственного
оборота, за что фермерам выплачивались
субсидии.
В июне принят закон о создании федеральной
службы занятости и закон о рефинансировании
задолженности по жилищному кредиту. Далее
последовал закон о кредитовании фермерских
хозяйств, принесший облегчение фермерству,
задавленному долгами.
Но самым важным и далеко идущим мероприятием
стал Закон о восстановлении промышленности
НИРА (The National Industrial Recovery Act). Целями регулирования
промышленности объявлялись: обеспечение
"всеобщего благоденствия" путем
кооперации между отдельными группами
предпринимателей, путем достижения сотрудничества
между рабочими и работодателями при содействии
правительства, устранения "разрушительной
конкуренции", ведущей к снижению прибылей,
подрыву деловой устойчивости, сокращению
инвестиций и занятости.
Упорядочивание
отношений между
покупательной
способности и стабилизации товарного
рынка различные отрасли должны
были ограничить себя "кодексами
честной конкуренции". Предполагалось,
что в каждой отрасли под наблюдением
правительства можно будет
Основная масса законов начального
периода "нового курса" была принята
в чрезвычайной спешке, за первые три месяца
пребывания Рузвельта у власти. Это были
сто дней, которые помогли американскому
капитализму избежать своего Ватерлоо.
Самым важным итогом было то, что экономика
прошла фазу кризиса, все признаки восстановления
были налицо.
Но если в области восстановления деловой
активности меры, принятые правительством,
привели к улучшению, то в плане проблемы
касающейся миллионов людей, - проблемы
занятости - достижения были более скромными.
Более того, в 1940 году, незадолго до очередных
президентских выборов безработных было
больше, чем в 1931 году, в апогее краха. Только
война спасла экономику США от очередного
спада и новой массовой безработицы.
Законодательства
первых "ста дней" вопреки заявлениям
о преобладании в нем чисто экономических
задач, призвано было прежде всего создать
психологический
перелом, внести успокоение, выпустить
пар из котла, давление в котором достигло
критического предела.
Рузвельту ближе всего
была умеренная разновидность реформаторства,
которая к 1912 году выкристаллизовалась в политической философии
президентов
Теодора Рузвельта и Вудро
Вильсона, воплотив в себе идеи государственного
регулирования экономики и
Уловив решимость
миллионов людей добиваться перемен, Рузвельт
делает шаг на встречу их чаяниям, провозглашая
знаменем национальной политики курс
на реформы, но реформы постепенные, верхушечные,
устраняющие только самые вопиющие проявления
социального неравенства и сохраняющие
в неприкосновенности устои.
Новый импульс
для поворота от созерцательности и проволочек
к поддержке самого радикального в истории
американского государства социального
законодательства, включая законы о социальном
страховании, о трудовых отношениях, о
налогообложении крупных состояний, о
беспрецедентном расширении прав профсоюзов
дала новая предвыборная кампания 1935 года.
"Новый курс" претерпел новую эволюцию,
стал еще более радикальным. Публичные
выступления президента полны обличений
беспредельной алчности имущих классов
и хищничества монополистов в духе самого
низкопробного популизма. Тем самым Рузвельт
решал главную задачу буржуазного прогрессизма
- подчинить себе массы и удерживать их
под контролем подновленной двухпартийной
системы.
Испытывая давление
со стороны монополий и их прессы, Рузвельт
тормозил осуществление провозглашенных
реформ, предусмотрительно не связывал
себя никакими жесткими обязательствами.
К концу третьего срока пребывания
Рузвельта на посту президента реакция
и движение к контр реформе набрали силу.
Одной из причин этого был верхушечный,
элитарный характер либерализма, подчиненного
всецело классовым интересам буржуазии.
Спонтанность, непоследовательность были
его отличительной чертой, а боязнь почина демократических масс - родовым
его признаком.
Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939-1941 годах на волне активного наращивания военных приготовлений.
Выборы 1936 года принесли триумф демократической
коалиции "Нового курса", аморфному
блоку лево центристских сил, опирающемся
на движение рабочего класса, фермерства,
средние городские слои, интеллигенцию,
молодежь.
В стане оппозиции, тех, кто правее "нового
курса" царило состояние уныния и ожидания
новой ломки. На страницах печати, отражавшей
эти настроения, о реформах говорилось
только как об орудии чужеземного влияния,
о "ползучем социализме".
Рузвельт, напротив, стремился сохранить
"новому курсу" ореол надпартийности,
всенародности. Социальные и политические
размежевания в стране углублялись. Ожесточенные
нападки на президента и его курс из стана
правых усиливались. В окружении президента
опасались покушения на его жизнь.
Правые силы подняли
голову. Однако и президент был сам убежден,
что его реформаторство должно носить
строго ограниченный характер, не затрагивая
основ социально-экономической системы.
К 1936 году "новый курс" выдохся, попытка
подновить экономическую систему без
фундаментальных перемен достигла своего
предела. Как признавал в 1937
году сам президент: "Огромное число американцев оставались плохо
одетыми,
голодными, не имеющими достойного человека
жилища". Но Рузвельт не оставлял мысль
о дальнейших преобразованиях, чтобы,
как он однажды выразился: "Сделать
США современным государством где ни будь
к концу сороковых годов". В преддверии
новых выборов 1940 года Рузвельт вновь
обратился к испытанному пропагандистскому
способу - апелляции к "забытому человеку".
Весной и летом 1937 года рабочее движение
начинает решительную борьбу за свои права,
против "открытого цеха". Стачки сотрясают
промышленность. Высшей точки достигло
движение безработных, активизировалась
борьба черных американцев.
Реакция подняла крик о "провокационной
роли" реформистской деятельности администрации
"нового курса". Между тем все острее
вставал вопрос о том, "возможно ли в
условиях нашего общественного уклада
обеспечить каждой семье безопасность
и освободить ее от гнета нищеты и нужды".
Пришлось признать, что безработица - вечный
спутник современного капитализма. Мечта
либералов - запустить на полный ход производственный
механизм, пораженный кризисом - оказалась
неосуществимой. Экономическая система
ставит жесткие пределы способности правительства
управлять механизмом
общественного
производства. В 1937 году проявились признаки
нового надвигающегося кризиса.
В условиях постоянно
высокой безработицы система общественных
работ превращалась в постоянно действующий
сектор экономики, то есть частичное огосударствление
рынка наемного труда. Этот сектор играл
роль предохранительного клапана для
системы и не составлял конкуренции частному
сектору, так как ставки заработной платы
были в два - три раза ниже, чем на частных
предприятиях. Наиболее последовательные
апологеты "нового курса" считали,
что спасение капитализма - в далеко идущем
"приспособлении
к реальности жизни, на
решиться
как в своей повседневной деятельности,
так и в мировоззрении".
Резкое обострение классовой борьбы и
вновь обретенное буржуазией чувство
уверенности в прочности ее экономических
и политических позиций создавали благоприятную
среду для реакции и свертывания "нового
курса".
Рузвельт всегда был предрасположен к
компромиссу и интриганству. В преддверии
президентских выборов 1940 года он стремился
удержать левые и прогрессистские силы
под своим влиянием и укрепить в тоже время
свои позиции на правом фланге социального
спектра. Определилась новая линия на
сближение администрации "нового курса"
с крупным капиталом. Было дано понять,
что президент не будет больше тревожить
капитал реформами.
Глава II. Новая международная
ситуация
2.1 Установление дипломатических отношений
СССР и США
Международная ситуация, как она складывалась в начале 30-х годов, вызывала тревогу новой американской администрации. США в первую очередь были озабочены экспансией Японии, которая начинала угрожать обширным американским экономическим интересам в Китае. Администрация Рузвельта отказалась признать захват Японией Маньчжурии и встала на путь последовательной поддержки правительства Чан Кайши. Однако в политических кругах США укреплялось мнение о невозможности эффективно сдержать Японию в Азии без сотрудничества с СССР.
Вашингтон беспокоила и ситуация в Европе. Американская политическая элита с раздражением следила за политикой Великобритании и Франции, которые, как считали в США, следуя собственным национально-эгоистическим интересам, препятствуют попыткам США добиться стабилизации мировой экономики, прежде всего такой важнейшей сферы, как валютно-кредитная.