Николай Иванович Пирогов – великий русский анатом и хирург

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 13:12, реферат

Краткое описание

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881 гг.) – легендарная личность во всех отношениях. Его по праву считают гением русской науки, основоположником российской медицинской науки в целом, а в частности – анатомии и хирургии. Научные труды Николая Ивановича и его достижения имеют важнейшее историческое значение. Общая хирургия, военно-полевая хирургия – это те немногие отрасли медицины, в развитие которых он сделал большой вклад. Также Н. И. Пирогов считается основателем новой медицинской дисциплины – топографическая анатомия. Помимо этого, он активно занимался изучением проблем педагогики и общественной жизни.

Оглавление

Введение__________________________________________________3-5
Глава 1. Биография_________________________________________6-17
Глава 2. Вклад Н.И.Пирогова в развитии анатомии и мировой хирургии
2.1 Эфирный наркоз________________________________________17-21
2.2 Изобретение гипсовой повязки____________________________21-22
2.3 История создание Крестовоздвиженской общины____________22-24
2.4 Приоритеты Н.И. Пирогова в создании военно-полевой хирургии: этапного лечения и сортировки раненых_______________________24-30
2.5 «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова________________________31-42
Глава 3. Вклад Н.И. Пирогова в педагогическую науку___________42-44
Заключение________________________________________________45
Список используемой литературы_____________________________46

Файлы: 1 файл

ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВА РОССИИ.docx

— 83.65 Кб (Скачать)

Николай Иванович постоянно оказывал медицинскую помощь местному населению   и многочисленным. больным, которые шли к нему в село Вишня из разных городов и деревень России. Для приема посетителей он устроил небольшую больницу, где почти ежедневно оперировал и делал перевязки.

Для приготовления лекарств на территории усадьбы был выстроен небольшой одноэтажный домик — аптека. Он сам занимался выращиванием растений, необходимых для приготовления лекарств. Многие лекарства отпускались бесплатно: pro pauper (лат. — для бедного)—значилось на рецепте.

Как и всегда, Н. И. Пирогов придавал большое значение гигиеническим мероприятиям и распространению гигиенических знаний, среди населения. «Я верю в гигиену,— утверждал он.— Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственною, принесет несомненную пользу человечеству». Он видел тесную связь между ликвидацией болезней и борьбой с голодом, нищетой и невежеством.

В своем имении в селе Вишня Н. И. Пирогов прожил почти 15 лет. Он много работал и редко выезжал (в 1870 г.—на театр франко-прусской войны и в 1877—1878 гг.—на Балканский фронт). Результатом этих поездок явились его работа «Отчет о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и. Эльзасе в 1870 году» и труд по военно-полевой хирургии «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877—1878 гг.». В этих работах, а также в своем капитальном труде «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и Кавказской экспедиции» (1865—1866)    Н. И. Пирогов заложил   основы организационных тактических и методических   принципов военной медицины. Последней работой Н. И. Пирогова был незаконченный «Дневник старого врача».

Глава 3. Вклад Н.И. Пирогова в педагогическую науку

В 1885 году Н. И. Пирогов покинул Медико-хирургическую академию и посвятил себя общественно-педагогической деятельности, внеся большой вклад на посту инспектора народного просвещения Одесской и Киевской губерний. И. А, Добролюбов писал: "Если бы от Пирогова остались только его педагогические сочинения, он и тогда навсегда бы остался в истории науки".

В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным. В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его «красным» (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

В своей статье «Вопросы жизни» рассмотрел проблемы российского воспитания.  Он показал несовершенство сословного воспитания и профессионального образования, сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки. Он также выступал против ранней преждевременной специализации детей, против произвола, казарменного режима в школах, бездумного отношения к детям.

В то время с воспитательной целью были распространены телесные наказания и благодаря Пирогову, который первым поднял этот вопрос, «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены. Он считал, что телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносило непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков.

«Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке: «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Он считал, что в основе профессионального образования должно лежать хорошее общее образование. Пирогов боролся за привлечение в преподавательский состав крупных ученых, за постоянные занятия студентов с профессорами, за автономию высшей школы, за светское общее образование, за применение в обучении новых методов, за привлечение внимания и интереса учащегося к сообщаемому материалу и прививание навыков самостоятельной работы.

Система народного образования по Н. И. Пирогову:

  1. Элементарная (начальная) школа (2 года) - изучается арифметика, грамматика;
  2. Неполная средняя школа двух типов: классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года);
  3. Средняя школа двух типов: классическая гимназия (5 лет общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  4. Высшая школа: университеты высшие учебные заведения.

Он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Наряду с большими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов в своих литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения.

Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся.

К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работ.

Заключение

 

Николай Иванович Пирогов — основоположник военно-полевой хирургии, великий педагог, общественный деятель и пламенный патриот своей Родины— наша национальная гордость. Пирогов, как Бурденко, как Сеченов и Павлов, как Боткин и Захарьин, как Мечников и Бехтерев, как Тимирязев и Мичурин, как Ломоносов и Менделеев, как Суворов и Кутузов — с полным правом может быть назван новатором и воином науки.

 

В заключении хотелось бы сказать, что воспитанный на лучших традициях русской медицинской школы Николай Иванович Пирогов развернул широкую творческую научную деятельность, продолжавшуюся более 45 лет. Не случайно И.В. Давыдовский поставил такой вопрос: «Кто был Пирогов по специальности?».  На это ответить непросто. Прежде всего, Пирогов был широко образованный врач. В то же время он был анатомом, хирургом, патологом, организатором.

Из всего вышесказанного вытекает, что труды Н. И. Пирогова оказали и продолжают оказывать влияние на дальнейшее развитие топографической анатомии и хирургии.

Н. И. Пирогов органично сочетал черты великого мыслителя и гражданина, воплощая собой идеальный образ врача. Таким он остался в истории, таким он живет в нашем представлении сегодня, являя пример для новых и новых поколений врачей.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. История медицины: учебник для студ. высш. мед. заведений/ Сорокина Т.С.- 7-е изд., испр. –М.:Издательский центр «Академия», 2008.-стр.434-447
  2. Лисицын Ю.П. - История медицины: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2008-стр.138-144
  3. Н.Н. Бурденко, Н.И. Пирогов –основоположник военно-полевой хирургии. Начал общей военно-полевой хирургии, ч.1, 1941 год.
  4. Н.И. Пирогов, Начала общей военно-полевой хирургии, часть 2, 1944 год. Стр. 456-457
  5. Е.И. Смирнов, Идеи Н.И. Пирогова в дни Великой Отечественной войны, "Хирургия", 1943г., №2-3
  6. С.Д. Штрайх, Комментарии к "Севастопольским письмам и воспоминаниями Н.И. Пирогова", Издательство Академии наук СССР, 1950 год, стр. 551
  7. И.С. Коган "Н.И. Пирогов", 1946 год.
  8. Островерхов Г.Е., Д.Н. Лубоцкий, Ю.М. Бомаш. Оперативная хирургия и топографическая анатомия, Медицина, Москва, 1972г.
  9. Г. Гезер, Основы истории медицины, Казань, 1890г.
  10. История медицины, под редакцией Б.Д. Петрова, М., Медицина, 1954г.
  11. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и вспоминания, М. Изд. Академии наук СССР, 1950.
  12. М.Д. Злотников. Великий русский хирург Николай Иванович Пирогов. Облгиз, Иваново, 1950 год.
  13. А.Брежнев. Пирогов., М., "Молодая гвардия", 1990.

 

 

 

 


Информация о работе Николай Иванович Пирогов – великий русский анатом и хирург