Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:50, реферат
Цель работы - изучить время правления Николая II, проследить ход исторических событий, связанных с отречением от престола и расстрелом императорской семьи, понять каким на самом деле был Николай II.
Задачи работы:
— выявить ключевые моменты в воспитании и образовании Николая II.
— определить причины, которые привели императора к отречению от престола.
— изучить события самого отречения и убийства царской семьи.
Введение.
Николай II. Что мы знаем о нем? «Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами…» - так рассказывали о нем раньше. Но так ли это на самом деле? «Коварный и лживый византиец, недалекий и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная, деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдальное», «искренний и любящий отец и муж» - все эти столь поразительно отличающиеся мнения – оценка современников и приближенных одного и того же человека – Николая II. Император был действительно человеком удивительных противоположностей.
Но нельзя не отметить его отношение к семье и близким людям. Вступив почти одновременно и на престол, и в брак, он тяготился своими высокими обязанностями, а натура его больше стремилась к тихим прелестям семейной жизни. Для него семья была чем-то гораздо большим, чем она бывает обычно. В ней было его спасение, его уход от тяжкого времени, которое легло на него с восшествием на престол.
Царя обвиняли в малодушии к окружавшим его людям. Это было справедливо: он действительно многого просто не чувствовал, и при хорошем воспитании ему недоставало ни знания людей, ни интуиции, а порой чисто человеческого такта и здравомыслия. Николай оказался не в состоянии уловить влияния времени или понять свой народ, будучи слишком далеким от него. Он был замечательным человеком, отцом, мужем, но царем ли? В отношении своего семейного очага Николай был безупречен. Но он не был таким блестящим правителем, каким хотелось бы его видеть.
Главное обвинение же, которое пытаются вынести Николаю II от имени истории – политическое безволие, в результате которого в России наступил развал государственности и крах самодержавной власти.
Актуальность темы работы связана с тем, что в последние годы личность Николая II оказалась в центре внимания общественной и религиозной жизни. Император стал тех бед и несчастий, которые выпали на долю нашей страны после 1917 года, а для православных людей – символом масштабной духовной драмы. Личность последнего царя, занимавшего трон с 1894 по 1917 год, до сих пор привлекает пристальное внимание и вызывает бурные споры.
В исторической науке совсем не много работ, в которых бы раскрывалось своеобразие личности Николая II, описывался бы характер и его повседневная жизнь, а не только события его правления.
Индивидуальность императора
Таким образом, современники, лично знавшие Николая II, и историки дают взаимоисключающие оценки деятельности последнего царя.
Цель работы - изучить время правления Николая II, проследить ход исторических событий, связанных с отречением от престола и расстрелом императорской семьи, понять каким на самом деле был Николай II.
Задачи работы:
— выявить ключевые моменты в воспитании и образовании Николая II.
— определить причины, которые привели императора к отречению от престола.
— изучить события самого отречения и убийства царской семьи.
Часть I. Воспитание и образование Николая II.
До сих пор биография императора Николая II окутана разными слухами, противоречивыми утверждениями, и даже историкам порой трудно отделить вымысел от правды, и, не смотря на обилие сохранившихся свидетельств и документов, точно установить, где заканчивается вымысел и начинается подлинность истории.
Император Николай II родился 6 мая 1868 года в Александровском дворце Царского Села. С того времени 6 мая был государственным праздником вплоть до последнего, 1917 года. Его отец, Александр Александрович, тогда еще цесаревич; мать – цесаревна Мария Федоровна, урожденная датская принцесса Дагмар1, дочь короля Христиана IX. Это был их первый ребенок. Через две недели, 20 мая, состоялись крестины.
Прошел еще год. И 20 мая 1869 г. Мария Федоровна родила второго сына, которому дали имя Александр. Но в апреле 1870 г. он заболел и умер на руках у матери. Мария Федоровна долго переживала это несчастье, но вскоре главным центром внимания и забот для матери стал старший сын. У Марии Федоровны и Александра Александровича родилось еще четверо детей: Георгий, Ксения, Михаил и Ольга.
Старший мальчик был живым, любознательным и с ранних лет отличался воспитанностью. Он, как и другие, шалил, но всегда беспрекословно подчинялся отцу и матери. Мария Федоровна с малолетства приучала Николая к неукоснительному выполнению своих обязанностей, и под ее постоянным контролем сын вырос аккуратным, даже педантичным человеком.
Общественный статус семьи обязывал быть великодушным, этому учила мать, и Николай сумел усвоить подобные истины. Воспитывали его по нормам, принятым в то время в высшем свете, давали образование в соответствии с порядком и традицией, установленными в императорской фамилии.
Регулярные занятия великого князя начались в восьмилетнем возрасте. В десятилетнем возрасте Николай Александрович получал еженедельно 24 урока, а к пятнадцати годам их количество превысило 30. Весь день расписывался по минутам. Ежедневно надо было проводить по несколько часов на уроках. Даже летом, когда семья оказывалась вдалеке от дома, в гостях, распорядок мало менялся. Преподаватели не могли ставить оценки высокородному ученику, но все отмечали усидчивость и аккуратность Николая Александровича. Он прекрасно владел английским, французским и немецкими языками, очень грамотно писал по- русски.
Николай Александрович
рос в атмосфере патриархальной
С детства последний русский царь испытывал большой интерес к военному делу. Это было у Романовых в крови. Последний император был прирожденным офицером. Традиции офицерской среды и воинские уставы он неукоснительно соблюдал, чего требовал и от других. Любой командир, запятнавший недостойным поведением мундир офицера, для него переставал существовать. По отношению к солдатам чувствовал себя наставником. Смотры, парады, учения Николая Александровича никогда не утомляли, и он мужественно переносил армейские неудобства на сборах или маневрах. Русская армия была для него олицетворением величия и мощи империи. Согласно традиции, первого внука императора Александра II сразу после рождения зачислили в списки гвардейских полков и назначили шефом 65-го пехотного Московского полка. В декабре 1875 г. Николай Александрович получил свое первое воинское звание – прапорщика, а в 1880 г. – подпоручика. В 1884г. великий князь поступает на действительную военную службу и приносит воинскую присягу в Большой церкви Зимнего дворца. Наследник русского престола получал высшие награды иностранных государств, что служило выражением уважения к России.
С ранних лет Николая Александровича отличала черта, которая с одной стороны, свидетельствовала о нравственном облике, а с другой – предвещала трудную жизнь: он не умел врать. Но монарх находился в центре власти, где перекрещивались все нити скрытых интересов и интриг. Ему трудно давалась дипломатичность, которая была принята на Руси, и к чему давно привыкли и управители, и управляемые. Его отец, император Александр III, «умел поставить на место», мог бездельника назвать бездельником, а труса трусом или выгнать со службы и лишить репутации. Последний царь, в силу природной деликатности и благожелательного характера, подобного никогда не делал. Если даже не любил кого-то, то никогда публичного этого не демонстрировал. Расставаясь с должностным лицом, редко вступал в прямые объяснения, понимая, что это будет неприятно ему и тому, кто потерял должность и расположение.
В январе 1894г. отец Николая простудился и тяжело заболел. 20 октября 1894г. император Александр III умер, и уже через полтора часа после смерти отца, в маленькой ливадийской церкви, императорская свита и другие должностные лица присягали новому императору Николаю II. Ему только в мае исполнилось 26 лет.
Многие говорили о том, что Николай II «не был готов» к царствованию, что «он был слишком молод»3 , «неопытен» для того, чтобы управлять огромной империей и принимать ответственные решения. Он действительно боялся участи правителя, той ответственейшей роли, которой не искал, но в судьбе своей ничего изменить не мог. Для Николая II смерть отца стала глубоким потрясением. Любящий и послушный сын переживал не только потерю близкого человека. Его мучили страхи и опасения, связанные с новой для себя общественной ролью, с той невероятной ношей , которая была возложена судьбой на его плечи. Человек, не принимавший до этого момента никаких ответственных решений, стал центром империи.
Для Николая II самодержавие было символом веры, который не подлежал обсуждению и пересмотру. Россия и самодержавие - вещи неразрывные. В том он никогда не сомневался, и когда уже в конце, под воздействием драматических событий, отрекся от прав на престол, с болью в сердце увидел правоту своего старого убеждения: падения власти царей неизбежно ведет и к крушению самой России.
Часть II.Причины отречения Николая II от престола
2.1.Участие России в Первой мировой войне.
18 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну России. Началась Первая мировая война, которая привела страну к экономическому и политическому кризису и двум революциям.
20 июля 1914 года император опубликовал Манифест, в котором, «не признавая возможным, по причинам общегосударственного характера, стать теперь во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий» назначил Верховным главнокомандующим великого князя Николая Николаевича. 26-го были собраны Государственный Совет и Дума. Николай II обратился к ним с речью о начале войны. В период командования Николая Николаевича царь несколько раз ездил в Ставку для совещаний с командованием (21-23 сентября, 22-24 октября, 18-20 ноября). В ноябре 1914 Николай II также ездил на юг России и Кавказский фронт.
В начале июня 1915 года положение на фронтах резко ухудшилось: был сдан Перемышль, город-крепость, с огромными потерями захваченный в марте. В конце июня был оставлен Львов. Все военные приобретения были утрачены начались потери собственной территории Российской империи. В июле была сдана Варшава, вся Польша и часть Литвы. И противник продолжал наступать. В обществе заговорили о неспособности правительства справиться с положением.
Как со стороны общественных организаций, Государственной думы, так и со стороны других группировок, даже многих великих князей заговорили о создании «министерства общественного доверия».4
В начале 1915 года войска на фронте стали испвытывать большую нужду в оружии и боеприпасах. Стала ясной необходимость полной перестройки экономики в соответствии с требованиями войны. 17(30) августа Николай II утвердил документы об образовании четырёх особых совещаний: по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам. Эти совещания состоявшие из представителей правительства, частных промышленников, госдумы и госсовета и возглавлявшиеся соответствующими министрами должны были объединить усилия правительства, частной промышленности и общественности в мобилизации промышленности под военные нужды. Главнейшим из них было Особое совещание по обороне.
Наряду с созданием особых совещаний, в 1915 стали возникать Военно-промышленные комитеты — общественные организации буржуазии, носившие полуоппозиционный5 характер.
Император Николай II и командующие фронтами на заседании Ставки.
После таких тяжёлых поражений армии, Николай II, не считая для себя возможным оставаться в стороне от военных действий и считая необходимым принять на себя в этих тяжелейших условиях всю ответственность за положение армии, установить необходимое согласие между Ставкой и правительствами, покончить с гибельным обособлением власти, стоящей во главе армии, от власти, управляющей страной, 23 августа 1915 года возложил на себя звание Верховного главнокомандующего. При этом часть членов правительства, высшего армейского командования и общественных кругов выступили против этого решения императора.
Вследствие постоянных переездов Николая II из Ставки в Петербург, а также недостаточного знания вопросов руководства войсками командование русской армии сконцентрировалось в руках его начальника штаба генерала М. В. Алексеева и заменявшего его в конце 1916 — начале 1917 годов генерала В. И. Гурко. Осенний призыв 1916 года поставил под ружьё 13 миллион человек, а потери в войне перевалили за 2 миллиона.
За 1916 года Николай II сменил четырех председателей совета министров (И. Л. Горемыкина, Б. В. Штюрмера, А. Ф. Трепова и кн. Н. Д. Голицына), четырех министров внутренних дел (А. Н. Хвостова, Б. В. Штюрмера, А. А. Хвостова и А. Д. Протопопова), трех министров иностранных дел (С. Д. Сазонова, Б. В. Штюрмера и Покровский, Н. Н. Покровского), двух военных министров (А. А. Поливанова, Д. С. Шуваева) и трех министров юстиции (А. А. Хвостова, А. А. Макарова и Н. А. Добровольского).