Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
профессионально – педагогический
университет»
Институт электроэнергетики
и информатики
Кафедра “Электрооборудования
и автоматизации промышленных предприятий”
РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
по дисциплине "История
науки и техники"
на тему: «Наука
и техника в древнем Китае»
Выполнил:
студент группы ЗЭП-101С
Плешков А.Д. Проверил:
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Развитие науки в древнем
Китае ……………………………………………..5
1.1. Научные достижения китайского
народа…………………………………..5
1.2. Религиозно-философские
учения………………………………………….10
1.3 Медицина Китая…………………………………………………………….15
1.4 Четыре великих изобретения
древнего Китая…………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…24
ВВЕДЕНИЕ
История Древнего Китая
начинается со времён легендарного
правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до
начала нашей эры. Предположительно боги
вдохновили его на написание священной
книги Древнего Китая «Ицзин», из которой
проистекла теория о том, что физическая
Вселенная возникла и развивается благодаря
чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается
мифологическим отцом-основателем и наиболее
почитаемым древним правителем Китая.
Если же не брать в расчет мифологические
персонажи, что касается официальных письменных
исторических источников, то в них не упоминается
никаких правителей Китая, предшествующих
династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). Именно
с правителей династии Шан начинается
достоверная, письменно подтвержденная
история Китая. Древнейшие упоминания
о Китае относятся ко временам правителя
Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей
эры. Предположительно боги вдохновили
его на написание священной книги древнего
Китая "Ицзин", из которой проистекла
теория о том, что физическая Вселенная
возникла и развивается благодаря чередованию
инь и ян. В исторических источниках не
упоминается никаких правителей Китая,
предшествующих Шан (1766-1122 гг. до н. э.).
Правители Шан были свергнуты династией
Чжоу, которая поначалу выстроила свою
столицу близ современного Сианя, а позднее,
приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от
вторгшихся в страну варваров и обосновалась
рядом с нынешним Ляояном. В ранний период
правления династии власть была сосредоточена
в руках императора, но позднее местные
правители образовали почти независимые
государства. С 770 г. до н. э. эти правители
вели друг с другом ожесточенные войны,
и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил
название "Сражающихся царств". В
то же время Китай подвергался нападениям
варваров с севера и северо-востока. Тогда
и было решено построить громадные стены
для защиты территории. В конце концов
основная власть сосредоточилась в руках
принца Цинь, войско которого свергло
правителя Чжоу. Новый император Цинь
Ши-Хуан-ди стал основателем династии
Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее
прославленных императоров в истории
Китая и первым объединил китайскую империю.
После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди
в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть
между губернаторами провинций, и победитель,
Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до
н. э. - 220 г. н. э.). При правлении династии
Хань территория Китая значительно расширилась.
После падения династии Хань борьбу за
власть развернули 3 царства - Вэй, Шу и
У. Спустя краткое время в войну вступили
16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель
династии Суй захватил власть и приложил
усилия к объединению империи. Работа
началась с Великого канала, соединяющего
низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.
После падения династии Суй, в эпоху Тан,
история Китая достигла расцвета. Именно
в этот период Китай стал самым могущественным
государством мира и представлял основную
силу в Восточной Азии. Население Сианя,
столицы империи, превышало 1 млн. человек,
процветала культура: развивалась классическая
живопись, такие искусства, как музыка,
танец и опера, производились великолепные
керамические изделия, был открыт секрет
белого полупрозрачного фарфора. Доминировали
конфуцианская этика и буддизм, наблюдался
прогресс в науке – преимущественно в
астрономии и географии.
Актуальность работы. Многие
изобретения древнего Кита используются
и в наше время. И возможно, что
плоды некоторых научных и
культурных открытий, которые могли
бы использоваться сейчас, незаслуженно
остались в тени, а возможно, что
и еще неизвестны. Поэтому изучение
древнекитайских достижений в области
науки актуальны как сегодня, так и
в будущем.
Целью работы является изучение
науки и техники древнего Китая.
1. Развитие науки в древнем
Китае
1.1. Научные достижения китайского
народа
Китаю принадлежит
приоритет во многих технических
открытиях и изобретениях. В частности,
высокого совершенства достигла
технология плавки медной руды,
руд цветных металлов, в получении
сплавов, например, бронзы. С I тыс.
до н.э. китайцы знали обработку
железа. В IV в. до н.э. делали
специальные печи для плавки
железной руды и умели получать
чугун; китайцы ранее других
народов мира подошли к плавке
стали. Высокого уровня достигло
кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат
к самым развитым морским народам древности.
Китайские мореходы совершали плавания
на своих судах в Тихом и Индийском океанах.
В Китае значительное
внимание уделялось строительству
ирригационной системы. Наиболее
выдающимся гидротехническим сооружением
является Великий Китайский канал,
построенный в Циньскую эпоху. Этот
канал достигал 32 километра и соединял
реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось
круглогодичное судоходство по внутренним
водным путям суммарной протяженностью
более 2000 километров.
Впечатляющи достижения
древних китайцев в архитектуре,
что является результатом высокой
развитости строительной техники.
Здесь прежде всего нужно сказать о Великой
Китайской стене. Она возводилась в III
в. до н.э. на основе древних укреплений
в виде рва и вала, существовавших с V в.
до н.э. Стена делалась из глины, смешанной
с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем.
На ее возведении одновременно работали
300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет
было построено 750 километров стены. В
дальнейшем ее протяженность превысила
4000 километров. Великая Китайская стена
достигала 8 метров в высоту и 10 метров
в ширину. Через каждые 100 метров высились
башни, имелись проходы с вратами. Стена
должна была защитить от варваров-кочевников,
враждебных духов, надвигающейся пустыни
и степи на окультуренные земли Китая,
должна продемонстрировать величие империи
и императора. Кроме того, стена служила
уникальной системой коммуникаций, соединявшей
Приморские провинции Китая с Тибетом.
По ней доставлялась государственная
почта, императорские указы; по ней перебрасывались
войска.
Особенностями китайской
строительной техники является
каркасный метод: возводились
столбы, или колонны, образующие
каркас; на них клались продольные
балки, и на них устанавливалась
двухскатная крыша. В IV в. до
н.э. был изобретен кронштейн,
позволивший делать крыши с
загнутыми углами; так был создан
новый тип архитектурной постройки
– пагода. Крыша пагоды создавала
идеальный воздухообмен в жилище,
а также обеспечивала наилучший
сток дождевой воды.
Строительство дорог
также было важным показателем
развитости китайской цивилизации.
В Циньскую эпоху было построено 8000
километров дорог. Большая часть дорог
вела к столице, считавшейся мистическим
центром страны. Чудом древней китайской
техники было использование нефти и природного
газа. Строились деревянные резервуары
для хранения углеводородного сырья. Делались
бамбуковые газопроводы. В городах существовали
газовые фонари. Использовалось газовое
отопление жилищ. Не меньшее удивление
способно вызвать знакомство древних
китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми
и пороховыми смесями, которые использовались
для устройства фейерверков. Еще шире
пиротехнические средства использовались
в ритуальной практике, в священных церемониях,
жертвоприношениях и т.д.
Становление системы
образования в Китае восходит
к VI в. до н.э. Первой общедоступной
школой была Жу-цзя – "Школа образованных
людей", основанная в 532 г. до н.э. Кун
Фу-цзы. Здесь изучались история ("Шу-цзин"),
поэзия ("Ши-цзин"), ритуалы ("Ли-цзи"),
«Канон сыновьей почтительности» ("Сяо-цзин")
и "Канон музыки" ("Юэ-цзин");
финалом образования считалось усвоение
"Книги перемен" ("И-цзин"), правил
гадания и истолкования гексаграмм. За
годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили
прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии
ставших выдающимися учеными, политиками,
учителями.
Науки и знания в
Древнем Китае также отличались
значительным своеобразием. Существовало
представление о пяти сторонах
пространства: помимо Севера, Юга,
Запада и Востока, выделялся
Центр (Чжун). Отсюда особые географические
и картографические познания. Отсюда особое
осмысление Китая как Центра Вселенной,
а его столицы – как Центра страны. В Иньскую
эпоху создавались карты Китая, в центре
которого помещалась культовая столица
– Великий город Шан, где хранились инсигнии
вана. Небо представлялось в форме круга,
а земля – в форме квадрата. Отражением
Неба на Земле представлялся Китай, единственная
цивилизованная страна, окруженная варварами.
Особое значение имел Юг; умерших клали
в гробницах лицом к Югу; император во
время официальных церемоний поворачивался
лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом;
Восток находился слева от зрителя и мыслился
как место рождения новой жизни.
Пяти сторонам пространства
соответствовала цветовая символика:
желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый
цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) –
Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) –
Север. Желтый цвет считался привилегией
государя. Черный цвет был знаком ученых.
Белый цвет был атрибутом траура.
Годовой цикл разделялся
на 5 сезонов: помимо осени, зимы,
весны и лета, выделялась Середина
года, которая приходилась на
день летнего солнцестояния, на
22 июня. Не случайно, с этого дня
у древних китайцев начинался
год. В летоисчислении использовалось
несколько систем. Древнейший Иньский
календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху
Чжоу использовали лунный календарь из
12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев.
Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось
звоном колоколов столицы.
Естественнонаучные знания
основывались на идее пяти
первоэлементов (у син), оформившейся
в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му),
огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось,
что эти стихии находятся в непрерывном
движении, взаимопереходе, определяя многообразие
мира.
Основой космологических
знаний была идея взаимодействия
двух противоположных начал –
Ян, мужское начало, абсолютный верх,
солнце, и Инь, женское начало, абсолютный
низ, вода.
Особое значение получили
эзотерические геометрия и математика.
Известны "магический квадрат" (Ло
шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их
составлял девятиклеточный квадрат, который
использовался в политико-административной
и социально-экономической практике, достаточно
вспомнить систему девяти полей, а также
в геомантии, медицине и алхимии. Цифра
1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание
(Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп
(пространство-время); 5 – стороны света;
6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали;
10 – солнце; 12 – знаки зодиака.
Особое развитие в
Древнем Китае получила философия.
Первым известным философом считается
Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию,
был составлен трактат "Дао дэ цзин".
Здесь даются основные принципы философии
дао, или даосизма. Дао – путь, достижение
личного духовного совершенства; идея
дао отрицает нравственные, эстетические,
социальные ценности – добро и зло, красоту
и уродство, славу и позор, богатство и
нищету. Целью жизни провозглашается достижение
идентичности индивида и мира, обретение
естественности (цзы-жань). Основным средством
для этого оказывается недеяние (у-вэй).
В даосизме сложилась особая практика
психотренинга, диеты, физических упражнений,
призванная раскрыть естественные задатки.
Младшим современником
Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный
под европеизированным именем Конфуций.
Им было разработано учение о благородном
муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен
был обладать пятью добродетелями: гуманностью
(жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью
(и), мудростью (чжи) и верностью (син).
Другим выдающимся
мудрецом Древнего Китая был
Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают написание
трактата «Мо цзы», в котором даны основные
принципы философии моизма. Мо Ди исходил
из естественного равенства возможностей
человека. «Сановники не вечно должны
быть знатными, простолюдины не вечно
должны быть незнатными».
В VI в. до н.э. в
Китае зародилась историческая
наука. Первым историческим сочинением
является летопись “Чунь Цю” (“Весны
и осени”), редактированная и комментированная
Конфуцием. Само понятие "история"
(шу) впервые вводится в сочинении "Шу
цзин" ("Книга истории"), создание
которого приписывается Конфуцию. Здесь
воспроизводятся мифические и легендарные
предания о первопредках, совершенномудрых
государях, приводятся документы, обращения
государей, поучения сановников; события
доводятся до VIII в. до н.э.
Образование, науки,
как и культура вообще, немыслимы
без культа слова и его образного
выражения в письме. В Древнем
Китае различают протописьменность
в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику.
Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита
в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов
на керамических изделиях. Согласно преданиям,
иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник
Хуан-ди. В качестве писчего материала
применялись бронзовые таблички. В III в.
до н.э. появились книги на бамбуковых
планках, соединявшиеся в связки. Чернилами
служил сок лакового дерева, а ручкой –
бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э.
была изобретена бумага.
1.2. Религиозно-философские
учения
Специфика религиозной
структуры и психологических
особенностей мышления, всей духовной
ориентации в Китае видна во
многом. Здесь тоже есть высшее
божественное начало – Небо. Но
китайское Небо – это не
Яхве, не Иисус, не Аллах, не
Брахман и не Будда. Это высшая
верховная всеобщность, абстрактная
и холодная, строгая и безразличная
к человеку. Ее нельзя любить,
с ней нельзя слиться, ей
невозможно подражать, как и
нет смысла ею восхищаться.
Правда, и системе китайской религиозно-философской
мысли существовали, кроме Неба, и Будда
{представление о нем проникло в Китай
вместе с буддизмом из Индии в начале пашей
эры), и Дао (основная категория религиозного
и философского даосизма). Причем Дао в
его даосской трактовке (существовала
и конфуцианская интерпретация Дао в виде
Великого Пути Истины и Добродетели) близко
к индуистскому Брахману. Однако не Будда
и не Дао, а именно Небо всегда было центральной
категорией верховной всеобщности в Китае.
Для традиционной китайской
культуры не характерна связь
типа бог – личность, прямая
или опосредованная фигурой жреца
(богослова), как это было присуще
иным культурам. Здесь связь
принципиально иного типа: "Небо
как символ высшего порядка
– земное общество, основанное
на добродетели, опосредованная
личностью осененного небесной благодатью
правителя"3. Этот императив, стократно
усиленный конфуцианством, определил
на тысячелетия развитие Китая.