Наука и техника в древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:07, реферат

Краткое описание

Актуальность работы. Многие изобретения древнего Кита используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас, незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области науки актуальны как сегодня, так и в будущем.
Целью работы является изучение науки и техники древнего Китая.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Развитие науки в древнем Китае ……………………………………………..5
1.1. Научные достижения китайского народа…………………………………..5
1.2. Религиозно-философские учения………………………………………….10
1.3 Медицина Китая…………………………………………………………….15
1.4 Четыре великих изобретения древнего Китая…………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…24

Файлы: 1 файл

история науки и техники.docx

— 51.59 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально – педагогический университет»

Институт электроэнергетики  и информатики

Кафедра “Электрооборудования и автоматизации промышленных предприятий”

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА

по дисциплине "История науки и техники"

на тему: «Наука и техника в древнем Китае»

 

 

 

 

Выполнил:

студент  группы ЗЭП-101С                                                              Плешков А.Д.  Проверил:                                                                         

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Развитие науки в древнем Китае ……………………………………………..5

1.1. Научные достижения китайского народа…………………………………..5

1.2. Религиозно-философские учения………………………………………….10

1.3 Медицина Китая…………………………………………………………….15

1.4 Четыре великих изобретения древнего Китая…………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 История Древнего Китая  начинается со времён легендарного  правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая. Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история Китая. Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая "Ицзин", из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. В исторических источниках не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Правители Шан были свергнуты династией Чжоу, которая поначалу выстроила свою столицу близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном. В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название "Сражающихся царств". В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу. Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства - Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ. После падения династии Суй, в эпоху Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Доминировали конфуцианская этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке – преимущественно в астрономии и географии.

Актуальность работы. Многие изобретения древнего Кита используются и в наше время. И возможно, что  плоды некоторых научных и  культурных открытий, которые могли  бы использоваться сейчас, незаслуженно остались в тени, а возможно, что  и еще неизвестны. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области  науки актуальны как сегодня, так и в будущем.

Целью работы является изучение науки и техники древнего Китая.

 

1. Развитие науки в древнем Китае

1.1. Научные достижения китайского народа

 Китаю принадлежит  приоритет во многих технических  открытиях и изобретениях. В частности,  высокого совершенства достигла  технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении  сплавов, например, бронзы. С I тыс.  до н.э. китайцы знали обработку  железа. В IV в. до н.э. делали  специальные печи для плавки  железной руды и умели получать  чугун; китайцы ранее других  народов мира подошли к плавке  стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

 В Китае значительное  внимание уделялось строительству  ирригационной системы. Наиболее  выдающимся гидротехническим сооружением  является Великий Китайский канал,  построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров.

 Впечатляющи достижения  древних китайцев в архитектуре,  что является результатом высокой  развитости строительной техники.  Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска.

 Особенностями китайской  строительной техники является  каркасный метод: возводились  столбы, или колонны, образующие  каркас; на них клались продольные  балки, и на них устанавливалась  двухскатная крыша. В IV в. до  н.э. был изобретен кронштейн,  позволивший делать крыши с  загнутыми углами; так был создан  новый тип архитектурной постройки  – пагода. Крыша пагоды создавала  идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

 Строительство дорог  также было важным показателем  развитости китайской цивилизации.  В Циньскую эпоху было построено 8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д.

 Становление системы  образования в Китае восходит  к VI в. до н.э. Первой общедоступной  школой была Жу-цзя – "Школа образованных людей", основанная в 532 г. до н.э. Кун Фу-цзы. Здесь изучались история ("Шу-цзин"), поэзия ("Ши-цзин"), ритуалы ("Ли-цзи"), «Канон сыновьей почтительности» ("Сяо-цзин") и "Канон музыки" ("Юэ-цзин"); финалом образования считалось усвоение "Книги перемен" ("И-цзин"), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями.

 Науки и знания в  Древнем Китае также отличались  значительным своеобразием. Существовало  представление о пяти сторонах  пространства: помимо Севера, Юга,  Запада и Востока, выделялся  Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы – как Центра страны. В Иньскую эпоху создавались карты Китая, в центре которого помещалась культовая столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни.

 Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура.

 Годовой цикл разделялся  на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина  года, которая приходилась на  день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня  у древних китайцев начинался  год. В летоисчислении использовалось  несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

 Естественнонаучные знания  основывались на идее пяти  первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

 Основой космологических  знаний была идея взаимодействия  двух противоположных начал –  Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

 Особое значение получили  эзотерические геометрия и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

 Особое развитие в  Древнем Китае получила философия.  Первым известным философом считается  Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

 Младшим современником  Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син).

 Другим выдающимся  мудрецом Древнего Китая был  Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают написание трактата «Мо цзы», в котором даны основные принципы философии моизма. Мо Ди исходил из естественного равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными».

 В VI в. до н.э. в  Китае зародилась историческая  наука. Первым историческим сочинением  является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и комментированная Конфуцием. Само понятие "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.

 Образование, науки,  как и культура вообще, немыслимы  без культа слова и его образного  выражения в письме. В Древнем  Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага.

1.2. Религиозно-философские учения

 Специфика религиозной  структуры и психологических  особенностей мышления, всей духовной  ориентации в Китае видна во  многом. Здесь тоже есть высшее  божественное начало – Небо. Но  китайское Небо – это не  Яхве, не Иисус, не Аллах, не  Брахман и не Будда. Это высшая  верховная всеобщность, абстрактная  и холодная, строгая и безразличная  к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей  невозможно подражать, как и  нет смысла ею восхищаться.  Правда, и системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда {представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале пашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причем Дао в его даосской трактовке (существовала и конфуцианская интерпретация Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индуистскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

 Для традиционной китайской  культуры не характерна связь  типа бог – личность, прямая  или опосредованная фигурой жреца  (богослова), как это было присуще  иным культурам. Здесь связь  принципиально иного типа: "Небо  как символ высшего порядка  – земное общество, основанное  на добродетели, опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя"3. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия развитие Китая.

Информация о работе Наука и техника в древнем Китае