Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:46, реферат
НТР очень сильно повлияла на улучшение быта людей. Взять на примере даже самую элементарную бытовую технику, компьютеры, средства массовой информации. Ведь действительно, как улучшается быт человека! Человек стал намного меньше тратить физических сил, всё стало автоматизировано. Даже если взять во внимание сельское хозяйство, неправда ли, что на поле, с появлением техники, стало намного лучше работать, ну а если идёт хорошо работа на поле, мы ведь даже можем видеть какие-то перспективы.
Введение
Социально-экономическое положение стран мира накануне НТР
1.1 Первое появление научного и технического прогресса.
1.2 Предпосылки НТР
Научно-техническая революция и её значение.
2.1 НТР
2.2 Составляющие НТР:
а) Процесс интеграции науки и производства.
б) Революция в подготовке кадров.
в) Революция в организации производства труда в системе управления.
2.3 Требования НТР.
2.4 Повышение темпов экономического роста.
2.5 Привод НТР к эпохе массового потребления.
2.6 Универсальность НТР.
а) Смысл универсальности.
б) Факторы производства.
в) Составная часть воспроизводства.
2.7 Значение НТР.
3. Проблемы НТР.
3.1 Проблема первая: демографический взрыв.
3.2 Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на демографический рост и пути решения.
3.3 Проблема третья: Война и мир.
3.4 Проблема четвёртая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
4. НТР в обществе и искусстве.
4.1 Технический прогресс и нравственное развитие общества.
4.2 НТР, личность, искусство.
4.3 Влияние на искусство.
5. Новейшая революция в естествознании.
5.1 НТР в естествознании.
5.2 Революционный сдвиг в технике.
5.3 Основные черты НТР на современном этапе своего развития.
5.4 НТР и труд.
6. Всемирный характер.
6.1 Мировой характер.
6.2 Первоначальное толкование НТР буржуазно-реформистскими теоретиками.
6.3 Распространение “технофобии”.
Заключение
Список литературы
образа ''я''. Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности, индивидуализирует требования к любви, дружбе.
НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей. Но успехи НТР вызывают у ее творцов чувство превосходства над искусством. Тем более что в искусстве подобного прогресса нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным. Кроме того, современны формы искусства во многом зависят от техники. Но именно в этом постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностями и душевными привязанностями. Искусство реагирует на изменение жизни и вбирает в себя явления современности.
НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство же увеличивает меру его внутренних потребностей. Очевидно, что искусство должно не расцвечивать НТР, а помочь осознать ее не как самоцель, а как средство.
НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру. Человек фиксирует информацию, полученную от произведения, но диалог с произведением не возникает. Так в романе М. Фриша ''Homo Фабер'' представляется этот новый тип человека — преуспевающий инженер Вльтер Фабер за три месяца успевает облететь полмира. Эти постоянные перемещения – способ автора раскрыть характер человека деловитого, преуспевающего и равнодушного к таким понятиям, как семья, дом, родина.
Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию. В иных убеждениях, иных духовны ценностях он не нуждается. Характерно то, что Фабер не читал Толстого. В картинных галереях Парижа и Рима ему скучно. Но гораздо серьезнее жизненная позиция Фабера, определяемая по формуле ''это меня не касается''. Мораль книги: ''Технократ отчужден от живого мира''.
В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоценима — ''Красота спасает мир''.
4.3 Влияние на искусство.
НТР часто порождает смешение и взаимопроникновение жанров. В отдельных случаях, границы между точными и гуманитарными науками становятся практически неразличимы. Творческого человека не может удовлетворить его узкопрофессиональная деятельность. Математические методы проникают в чисто гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить явление, обнаружить в нем важные закономерности. При этом применение математического аппарата само по себе не придает точности и достоверности научному исследованию. С помощью этого аппарата исследуется не само явление, а его математическая модель, которая может быть как удачной, так и не удачной (что в гуманитарных науках встречается чаще).
На грани науки и искусства стоит такая форма творчества, как педагогическое мастерство. Хороший педагог — всегда не только ученый, но и художник, артист.
Огромную роль здесь играет искусство отбора — из необозримого объема информации необходимо отобрать нужную и в каком виде донести до слушателя. Через педагогическое творчество происходит вовлечение людей в сферу научных идей концепций, в сферу научной этики и эстетики.
Этические и эстетические вопросы все чаще проникают в научные исследования, т.к. ответственность науки перед природой и человечеством за последнее время сильно возросла. (Главный герой пьесы ''Физики'' убежден — ''нынешний гений обязан быть непризнанным'').
Еще одно соединение науки
и искусства — научно-
Значимость науки в жизни общества резко повышается. Совершенно закономерно стремление искусства проникнуть в мир научных проблем, отразить жизнь и быт, взаимоотношения и столкновения людей, связанных с наукой. Для того чтобы писатель мог достоверно передать мир науки и его людей, он должен, прежде всего, знать эту область жизни, и не в общих чертах, а довольно близко.
Писатель не должен благоговеть перед ''таинством'' и величием науки, именно прозаичность и обыденность придает произведению достоверность и силу.
Искусственный интеллект и творчество. ЭВМ, как единый из продуктов НТР, по моему мнению, должна занимать отдельную нишу. Насколько применим компьютер к творческому процессу — вопрос неоднозначный и сложный.
Всякое познание действительности — в той или Инной степени ее моделирование. Современные машины способны не только моделировать окружающую действительность, но и в определенной мере ее интерпретировать. Однако творчество на сегодняшний день остается прерогативой человека.
Сторонники машинного творчества утверждают — если машина способна создать произведение, которое будет восприниматься людьми, как искусство, то уже не существенно, каким путем достигнут этот эффект. Кроме того, наука не терпит никаких запретов, кроме наложенных самой природой. Поэтому утверждать, что машинное творчество никогда не возникнет, нельзя.
Человек не способен выдумать ничего, что не было бы комбинацией уже существующих в природе элементов. Применительно к искусству это верно лишь наполовину. В искусстве все решает не состав, а контекст, взаимодействие.
Машина способна создать произведение, отвечающее всем заложенным требованиям, но это произведение не будет нести никакой идеи. Машина может создать заготовку, но окончательный отбор останется за человеком. Отбор — главнейший элемент всякого творчества.
Без человека творчество превращается в имитацию, подражание существующему.
Образ индивидуален и неповторим, он не конструируется, а рождается, в нем концентрируется опыт всего человечества, преломленный через индивидуальный опыт сознания, через особенности характера и темперамента личности. Если в будущем машина обретет личность, она сможет творить. Жизненность любого творческого метода может быть подтверждена только одним способом — созданием шедевров. Только шедевры заставляют человека пересмотреть свои эстетические принципы. Версификация ничего не доказывает, это лишь переживание уже существующих шедевров. И поэтому новое произведение, созданное в стиле какого-то старого мастера, может вызывать лишь поверхностный интерес.
Произведения искусства не изоморфны своим схемам, как продукты точных наук.
Однажды В. И. Немирович-Данченко добросовестно изложил одному драматургу некую схему построения драмы. В ответ на удивленный вопрос ''Что же из этого может получиться?'' он ответил: ''Смотря у кого. У Грибоедова — «Горе от ума»''.
Особенность художественного синтеза — подчиненность не четко сформулированному заданию, каковым является всякий алгоритм, а ''сверхзадаче''. Термин этот, введенный К. С. Станиславским, по мнению многих, может относится ко всем видам искусства. В своем понимании ''сверхзадачи'' Станиславский исходил из неразрывности сферы мышления и эмоциональной жизни художника.
Искусственный интеллект может (пока) выступать лишь в роли инструмента художника. Машина существенно облегчает работу творца, сводя к минимуму рутину в его деятельности, дает новые возможности. Возникают новые формы искусства, обязанные своим появлением НТР, но творческая инициатива остается за человеком.
5. Новейшая революция в естествознании
5.1 НТР в естествознании.
Научно-техническая революция - длительный процесс, который имеет две главные предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце 19 - начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю , и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал "новейшей революцией в естествознании". Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается генетика, формируется хромосомная теория.
Естествознание — система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание — одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении.
Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
Материя включает в себя
не только все непосредственно
Наследственность (биол.) — присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития; обусловлено передачей в процессе размножения от одного поколения к другому материальных структур клетки, содержащих программы развития из них новых особей.
5.2 Революционный сдвиг в технике.
Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики.
Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью.
Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и полу-чают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.
В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством.
Так, в 40-50-е гг. человечество вступает в период НТР.
5.3 Основные черты НТР на современном этапе своего развития.
На современном этапе своего развития НТР. характеризуется следующими основными чертами:
1) Превращением науки
в непосредственную
2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер.
3) Качественным преобразованием
всех элементов
4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства ". из простого процесса труда в научный процесс. " (Маркс К. и Энгельс Ф.).
5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой.
Кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления, от kybernáo — правлю рулём, управляю), наука об управлении, связи и переработке информации.
6) Созданием новых, потенциально
безграничных источников
7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.