Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:46, реферат
НТР очень сильно повлияла на улучшение быта людей. Взять на примере даже самую элементарную бытовую технику, компьютеры, средства массовой информации. Ведь действительно, как улучшается быт человека! Человек стал намного меньше тратить физических сил, всё стало автоматизировано. Даже если взять во внимание сельское хозяйство, неправда ли, что на поле, с появлением техники, стало намного лучше работать, ну а если идёт хорошо работа на поле, мы ведь даже можем видеть какие-то перспективы.
Введение
Социально-экономическое положение стран мира накануне НТР
1.1 Первое появление научного и технического прогресса.
1.2 Предпосылки НТР
Научно-техническая революция и её значение.
2.1 НТР
2.2 Составляющие НТР:
а) Процесс интеграции науки и производства.
б) Революция в подготовке кадров.
в) Революция в организации производства труда в системе управления.
2.3 Требования НТР.
2.4 Повышение темпов экономического роста.
2.5 Привод НТР к эпохе массового потребления.
2.6 Универсальность НТР.
а) Смысл универсальности.
б) Факторы производства.
в) Составная часть воспроизводства.
2.7 Значение НТР.
3. Проблемы НТР.
3.1 Проблема первая: демографический взрыв.
3.2 Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на демографический рост и пути решения.
3.3 Проблема третья: Война и мир.
3.4 Проблема четвёртая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
4. НТР в обществе и искусстве.
4.1 Технический прогресс и нравственное развитие общества.
4.2 НТР, личность, искусство.
4.3 Влияние на искусство.
5. Новейшая революция в естествознании.
5.1 НТР в естествознании.
5.2 Революционный сдвиг в технике.
5.3 Основные черты НТР на современном этапе своего развития.
5.4 НТР и труд.
6. Всемирный характер.
6.1 Мировой характер.
6.2 Первоначальное толкование НТР буржуазно-реформистскими теоретиками.
6.3 Распространение “технофобии”.
Заключение
Список литературы
Универсальность, а лучше сказать, системность и комплексность современной НТР проявляются и в том, что она преобразует весь процесс производства того или иного продукта — от начала и до конца, охватывая и вспомогательные работы.
Каждый производственный процесс постепенно становится объектом целостной технологической системы, которая базируется на группе взаимосвязанных машин, оборудования и приборов, на сочетании частных технологий.
Даже поверхностное наблюдение показывает, что производство представляет собой не единовременный акт, а непрерывный процесс. Этот процесс, протекающий в постоянном повторении и возобновлении, называется воспроизводством. Чтобы оно осуществлялось, надо постоянно иметь в наличии все факторы производства.
б) Факторы производства;
Первый и главный из них — рабочая сила. Отдав определенную порцию труда, работник должен восстановить рабочую силу для последующего выполнения трудовых функций. В более широком смысле проблема воспроизводства рабочей силы связана с тем, что на смену уходящим поколениям работников должны прийти новые, причем обладающие всеми необходимыми для осуществления трудового процесса профессиональными качествами.
К началу каждого следующего производственного цикла нужно иметь и необходимые средства производства. Изношенные машины, механизмы и приборы, здания и сооружения должны быть заменены новыми или отремонтированы. Воспроизводство не может быть осуществлено и без восстановления запасов материалов и топлива.
При этом для повторения
производственного цикла
в) Составная часть
Составной частью процесса воспроизводства и предпосылкой устойчивого, долговременного экономического роста выступает воспроизводство природных ресурсов и среды обитания человека. Как ни богата природа, ее кладовые небеспредельные. Для непрерывного возобновления производства, как в данное время, так и в будущем необходимо постоянно воспроизводить природные ресурсы: восстанавливать плодородие почвы и лесных массивов, поддерживать чистоту водного и воздушного бассейнов. Особенно важно бережное использование не воспроизводимых ресурсов: запасов нефти, газа, металлических руд и т. д., их замещение на основе научно-технического прогресса другими источниками энергии и сырых материалов.
Постоянное возобновление рабочей силы и средств производства, а также природных ресурсов означает воспроизводство производительных сил. В месте с ними и воспроизводятся соответствующие производственные отношения между людьми, как социально экономические формы производства.
2.7 Значение НТР.
Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п.
В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.
Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта.
Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.
Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас - 5 000000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либо живших на планете - наши современники. Процесс дифференциации научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин.
Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров - мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона. Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.
В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближе подводит к платоновско - августиновским представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки.
Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.
«С того момента,
как наука стала
С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.
Массовая коммуникация (англ. mass communication) – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
3. Проблемы НТР
3.1 Проблема первая: Демографический взрыв.
В 40-х и 50-х годах шло
активное изобретение новых
После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание. Массовые дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности. Но в Европе смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века. Рождаемость приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей численности населения не очень сильно.
Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века. Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в странах третьего мира (а это - ни много, ни мало, почти четыре пятых жителей современного мира) привело к небывалому за всю историю человечества росту народонаселения (см. таблицу).
Динамика роста населения по категориям стран, млн. чел. 1900 1950 1975 2000(прогноз) Весь мир 1656 2513 4033 6200 Развитые страны 506 751 985 1152 Страны Азии 950 1379 2318 3611 Лат. Америка 64 164 323 608 Африка 130 219 406 828
Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсов Земли.
Очевидно, что рост не может быть бесконечным в конечном пространстве. Если темпы роста населения сейчас хоть медленно, но снижаются, то абсолютный прирост населения растет: в 1988 году прирост составил 86 млн. человек, а уже в 1991 90млн. В наше время переживает второе рождение мальтузианство, которое рисует мрачные картины грядущего истощения ресурсов и экологической катастрофы (Вот пример, подтверждающий выводы мальтузианцев: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в 2.6 раза и достигший максимального значения на душу населения (346 кг), с тех пор почти не растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т. А в расчете на душу населения он упал на 9%)
Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего роста потребления ресурсов просто самоубийственно (этот путь ведет к экологической катастрофе), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты, необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь определенном уровне.
Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему мнению, рано или поздно придется создать, к примеру, на базе ООН или другой международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем более что эффективную политику снижения рождаемости можно получить, изучив пример Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать деятельности этого комитета (им не выгоден рост нищеты в собственных странах), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из бедных стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могут сыграть соображения религиозного и политического характера, так что очень важно повышение уровня образования в развивающихся странах.
Существенной особенностью
современной демографической
Если средний американец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец, кошка в Англии
потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то виновниками возможных экологических и социальных катастроф будут, прежде всего, развитые страны (загрязняющие окружающую среду и не помогающие бедным странам) и отсталость стран 3-его мира. Именно нищета и отсталость порождают во многом демографический рост.
3.2 Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на
демографический рост и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают, что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей, регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира совершенно иная, ибо более половины человечества живет в нищете и бедности, а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в день.
От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой страны, как Испания. В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными странами составляет 10 - 20 раз. Вот некоторые данные характеризующие диспропорции развития стран.
Показатели социально-
Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран?
Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими факторами. Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны третьего мира. Монокультурная направленность сельского хозяйства (к примеру, выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане), отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитие инфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в развитии бывших колоний. К тому же, весьма заметное влияние внешнего фактора в лице США и СССР, а также проведение политики неоколониализма, очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным конфликтам (Корея, Вьетнам).
Во всех развивающихся странах (кроме стран Латинской Америки) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость, когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценности противоречили местным патриархальным устоям.
Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует, прежде всего, выделить перенаселенность. Прямая связь между нищетой и демографическим взрывом видна в глобальном масштабе. Африка - континент, находящийся в самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы роста населения, и, в отличие от других континентов, они там пока не снижаются.
При среднегодовых темпах роста населения 3% производство продовольствия там растет лишь на 2% в год. Если учесть, что в большинстве стран не так давно закончились социалистические эксперименты, вызвавшие спад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий в африканском городе безработный, то становится понятна глубина кризиса охватившего континент.