Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:46, реферат
НТР очень сильно повлияла на улучшение быта людей. Взять на примере даже самую элементарную бытовую технику, компьютеры, средства массовой информации. Ведь действительно, как улучшается быт человека! Человек стал намного меньше тратить физических сил, всё стало автоматизировано. Даже если взять во внимание сельское хозяйство, неправда ли, что на поле, с появлением техники, стало намного лучше работать, ну а если идёт хорошо работа на поле, мы ведь даже можем видеть какие-то перспективы.
Введение
Социально-экономическое положение стран мира накануне НТР
1.1 Первое появление научного и технического прогресса.
1.2 Предпосылки НТР
Научно-техническая революция и её значение.
2.1 НТР
2.2 Составляющие НТР:
а) Процесс интеграции науки и производства.
б) Революция в подготовке кадров.
в) Революция в организации производства труда в системе управления.
2.3 Требования НТР.
2.4 Повышение темпов экономического роста.
2.5 Привод НТР к эпохе массового потребления.
2.6 Универсальность НТР.
а) Смысл универсальности.
б) Факторы производства.
в) Составная часть воспроизводства.
2.7 Значение НТР.
3. Проблемы НТР.
3.1 Проблема первая: демографический взрыв.
3.2 Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на демографический рост и пути решения.
3.3 Проблема третья: Война и мир.
3.4 Проблема четвёртая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
4. НТР в обществе и искусстве.
4.1 Технический прогресс и нравственное развитие общества.
4.2 НТР, личность, искусство.
4.3 Влияние на искусство.
5. Новейшая революция в естествознании.
5.1 НТР в естествознании.
5.2 Революционный сдвиг в технике.
5.3 Основные черты НТР на современном этапе своего развития.
5.4 НТР и труд.
6. Всемирный характер.
6.1 Мировой характер.
6.2 Первоначальное толкование НТР буржуазно-реформистскими теоретиками.
6.3 Распространение “технофобии”.
Заключение
Список литературы
Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население сокращается на 1 млн. человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызвать рост населения. Но дело в том, что Россия и Африка относятся к разным цивилизационным системам и уровню социально-экономического развития, и одни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположным результатам. В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь большее число детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они с малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы. Как это на первый взгляд ни странно, детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу, чем взрослым, так как их труд оплачивается гораздо дешевле. При отсутствии какого либо социального обеспечения со стороны государства, дети - это единственная опора родителей в старости. Так замыкается порочный круг: нищета - быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения. На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического и научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшем случае, одной трети населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность - одна из проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с 75% мирового населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти цели. В эпоху НТР, когда наука превратилась в ведущий фактор развития производства, низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей, учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и сельского хозяйства, медицины и культуры.
Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Для сравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в США - 3% Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования, связанные с применением удобрений, различной спецтехники и новейших достижений селекции и генетики2, а в отсталых странах сохраняется мотыжное земледелие, то США являются крупнейшим в мире производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии. Но НТР не обошла стороной и ряд стран третьего мира: благодаря комплексу мер по мелиорации, механизации и внедрению новых видов сельскохозяйственных культур, получившему название «зеленая революция», в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила угроза голода.
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье в долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких технологий, в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся страны.
Впрочем, бывают и исключения: предпринятое организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК) в 1973 и в 1979 годах повышение цен на нефть привело к резкому росту доходов этих стран. Однако более всего от « нефтяного кризиса » пострадали не развитые страны, а другие страны 3-его мира, поскольку сокращение спроса на сырье больнее всего ударило именно по ним. Это привело к тому, что внешний долг этих стран начал расти. Огромная внешняя задолженность - одна из причин отсталости, так как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру, на выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60% госбюджета этой страны), развивающиеся страны не могут направить значительные средства на развитие медицины и образования, вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это подтверждает статистика: если в среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы экономического роста составили 3,9%, то в странах с большой задолженностью этот показатель составил лишь 1,1%.
Генетика (от греч. génesis — происхождение) — наука о законах
наследственности и
Некоторые страны с крупным внешним долгом (конец 80-х годов) Страна Размер внешнего долга Отношение внеш. долга к ВНП,% Бразилия 111 32 Мексика 102 63 Чили 21 101 Филиппины 28 66.
Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его мира, проблема внешней задолженности), по моему мнению, развивающимся странам можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации стран 3 - его мира (например, они обладают лишь одной третью голосов в различных международных экономических организациях). Да, конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без благотворительности развитых стран, но чего бы стоили эти «азиатские драконы» без многомиллиардных иностранных инвестиций. Но, к примеру, большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать условия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность, дешевая, но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной экономики. То есть, без значительной помощи развитых стран не обойтись. В настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но, учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд. долларов, что равно всему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет ситуацию. И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то можно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и социальных диспропорций между странами.
3.3 Проблема третья: Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек,40% зданий превращено в пепел, а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости.
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз. Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью, после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР, а также по причине распада последнего, угроза ядерной войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю, что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже в состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у власти. Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой области.
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и усовершенствованные « классические » виды вооружений. После второй мировой войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них – в развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим жертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли Мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем введения в район нестабильности «голубых касок» пресекать набирающие обороты сепаратизм и межнациональные столкновения. Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются демократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные перевороты и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические методы борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политической культуры, а это опять упирается в проблему отсталости.
3.4 Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойные ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора, защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально разрушены. На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные элементы, которые невозможно обезвредить никакими способами. Переносимые ветром и дождями, они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не менее 800 тысяч человек! Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики, инженеры, создавшие далеко не совершенный реактор, операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из Минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею. Говоря конкретнее, виноваты были все мы. На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами, цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля 1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры). Человек – царь природы. Это «мудрое » изречение привело к осушению Арала и наступлению пустынь. В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя земли. Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой. В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами. В 1984 году во Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5 млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины.
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее хим. вещество, вызывающее удушье и потерю зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек. Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире. Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4
раза больше человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.
4. НТР в обществе и искусстве
4.1 Технический прогресс
и нравственное развитие
В начале XX века возник ряд ''антиутопий'',
в которых описываются
В машинной цивилизации К. Воннегута ('Завтрак для чемпионов'') ясно видны уже ставшие реальностью проблемы — умирание природы, рост преступности, духовное обнищание. Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общества вызывает мнимую альтернативу: либо прогресс науки и техники, либо прогресс человека. Так, например, английский культур-философ А. Тойнби считает: мораль статична, я техника динамична, и разрыв между техническим развитием и нравственным развитием человечества постоянно увеличивается. Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы. Ключ к решению – в комплексном решении: единство и неразрывность научно-технического, социального и нравственного прогресса. Если процессы НТР не контролировать, это может вызывать серьезные диспропорции и противоречия в общественном развитии.
НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в связи с тем, что созданные ими силы могут угрожать существованию самого человечества. Проблема свободы встает не только как проблема личного выбора, но и как проблема общей ответственности людей за определение путей развития человеческой цивилизации, способной обеспечить не просто выживание, но и оптимальные условия жизни будущих поколений.
4.2 НТР, личность, искусство.
В истории человечества индивидульно-личностное мироощущение и самоощущение обычно усиливалось в кривизне эпохи. Индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы, к которым неприменимы старые подходы. Человеческое ''я'' приспосабливается к новым факторам. Информационные перегрузки вызывают необходимость индивидуального отбора усваиваемой информации. Множественность и сменяемость социальных ролей личности создают необходимость их осознания и интеграции в определенной системе личных ценностей, в рамках целостного