Модернизация России при Петре Великом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:42, контрольная работа

Краткое описание

Петр Великий, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Оценка современников……………………………………………………5
2. Пётр I, как политический деятель и полководец………………………8
3. Внутриклассовая и классовая борьба
в первой четверти XVIII века……………………………..10
4. Обострение классовой борьбы. Астраханское
восстание………………………………………….10
5. Народное движение 1707 - 1708 годов…………………………………...11
I. РЕФОРМЫ
1.1 Предпосылки петровских реформ.........................................................12
1.2 Военная реформа………………………………………………………….13
1.3 Реформы в области культуры и быта………………………………....14
1.4 Церковная реформа……………………………………………………...15
1.5 Реформа органов власти и управления……………………………….17
1.6 Экономическое развитие……………………………………………….18
1.7 Реформа сословного устройства русского обществ………………..19
1.8 Итоги……………………………………………………………………...20
II. ПОЛИТИКА
2.1 Россия накануне петровских преобразований………………………21
2.2 Внешняя политика Петра I
$ 1 Великое посольство………………………………………………23
$ 2 Северная война …………………………………………………..24
$ 3 Прутский поход……………………………………………………26
$ 4 Каспийский (Персидский) поход……………………………….27
$ 5 Азовские походы. "Кумпанства"………………………………28
$ 6 Ништадский мирный договор………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
Тест ………….…………………………………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………32

Литература…………………………………………………………………….34
Библиографический список использованной лит-ры в Интернете……34

Файлы: 1 файл

Пётр.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

   Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников,  тем  более  что  для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

    Реформа церкви осуществлялась параллельно с  податной  реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%).

      Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение патриаршества  отражало  стремление  Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии  петровского  времени  "княжескую" систему церковной  власти. Объявив  себя  фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко  использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь  и каяться на  исповеди  священнику  в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем  противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь  стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и  на  ее  гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. 
 

          1.5         Реформа органов власти и управления 

      Из всех преобразований Петра  центральное положение занимала  имеено эта реформа. Старый  приказной аппарат был не в  состоянии справиться с усложнившиися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

      С 1708 года начинается ломка  старых учреждений и замена  их новыми. В результате к концу  первой четверти XVIII века складывается следующая система органов власти и управления.

      Вся полнота законодательной,  исполнительной и судебной власти  сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять функции “ока и уха государева”. Этот контроль он выполнял через прокуроров, назначаемых во всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение о всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушении ими “казенного интереса”.

      В 1717-1718 годах устаревшая система  приказов была сменена коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой отраслью или сферой управления. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии. Последняя из них ведала металлургией и горной промышленностью. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, Вотчинная, учреждённая несколько позднее, - дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат. Особое место занимала Духовная коллегия, или Синод, управляющая церковью. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которыми они ведали.

      Кроме коллегий было создано  известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, которые  ведали чётко определёнными вопросами,  Одни из них - ведавшая службой  и производством в чины дворян  Герольдмейстерская контора; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях; Академия наук - подчинялись непоредственно Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

      В 1708 году Пётр впервые ввёл  в России деление губернии. Несколько прежних уездов соединялись в “провинцию”, а несколько провинций - в “губернию”. Сначала было образовано 8 губерний, а затем их число стало постепенно расти. Во главе губернии стоял губернатор (или генерал-губернатор), подчинённый Сенату; во главе провинций и уездов - воеводы. При них состояли выборные от дворян ландраты, позже - земские комиссары, помогавшие им в управлении общим советом и в уездах. В губерниях действовали новые “надворные суды”. Петру не удалось установить в управлении губерниями однорлдный порядок, поэтому при нём и после его смерти в местном управлении господствовал некоторый хаос.

      Новая система  управления закрепила  активное участие  дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно расширила объём и формы службы дворян, что вызвало его недовольство.

      Таким образом,  после реформы  государство управлялось  вверху чиновниками,  а внизу выборными  властями, как и  до Петра. Самоуправление было подчинено бюрократии. В целом дело управления значительно усложнилось и не во всех частях было достаточно выработано. 
 

     1.6      Экономическое развитие 

      Основа основ жизни всякого государства – труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов потратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

      Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал, например, узаконения 1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу. Широко известен акт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого  производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего Уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов VIII-XIX вв.

      Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства.

Мастеров-ремесленников  и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старейшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146 цехов с 6,8 тысячи членов.

        Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом  начале века повелением Петра на Урале появились заводы – Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии – Петровский (там, где сейчас Петразаводск), Алексеевский, Повелецкий; в Воронежском  крае – Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например И. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось – возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна поднялась со 150 тысяч пудов в 1700г. до 800 тысяч пудов в год кончины Петра.

       В Москве и других районах центра возникли суконные, парусно-полотняные, кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.

       В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы, Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году дал первое серебро. В Петербурге – детище Петра Алексеевича – выросли Адмиралтейская верфь, Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работали 10 тысяч человек, с 1706 по 1725г. с ее страпелей сошли 59 крупных и более 200 мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга,  в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к началу  следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, обойная фабрика.

Всего при Петре I существовало около 200 предприятий. Как правило

это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур – преимущественно купцы, дворяне (Меньшиков, князь Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.

     Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали разные привилегии, субсидии, оборудование, сырье.

      В итоге принятых правительством мер зависимость России от импорта существенно сократилась. В 1724 г. ввели покровительственный таможенный тариф – высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

      На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах в привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур. Однако все большее значение получал труд принудительный – крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных), крестьян, которых «приписывали к заводам, заставляли работать на них.

Изменения в  сельском хозяйстве были менее заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным – прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило  весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли.

      1.7 Реформа сословного устройства русского     

        общества.

      Серьезные изменения произошли в системе феодальной  собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более  укрепилось  власть  помещиков  над крестьянами. В первой четверти XVIII в.  завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714)  все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и  укрепление  феодального  землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских  повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии  завершил консолидацию класса  феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение.

       Но здесь  имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии  и  флоте, в аппарате власти   и  управлении. Это  была  постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство  дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

Петр ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,  которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

     Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а  затем  должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

     Указами 1712, 1714  и  1719 гг.  был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность  и  прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели  возможность получить  любой  военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

Информация о работе Модернизация России при Петре Великом