Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:42, контрольная работа
Петр Великий, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Оценка современников……………………………………………………5
2. Пётр I, как политический деятель и полководец………………………8
3. Внутриклассовая и классовая борьба
в первой четверти XVIII века……………………………..10
4. Обострение классовой борьбы. Астраханское
восстание………………………………………….10
5. Народное движение 1707 - 1708 годов…………………………………...11
I. РЕФОРМЫ
1.1 Предпосылки петровских реформ.........................................................12
1.2 Военная реформа………………………………………………………….13
1.3 Реформы в области культуры и быта………………………………....14
1.4 Церковная реформа……………………………………………………...15
1.5 Реформа органов власти и управления……………………………….17
1.6 Экономическое развитие……………………………………………….18
1.7 Реформа сословного устройства русского обществ………………..19
1.8 Итоги……………………………………………………………………...20
II. ПОЛИТИКА
2.1 Россия накануне петровских преобразований………………………21
2.2 Внешняя политика Петра I
$ 1 Великое посольство………………………………………………23
$ 2 Северная война …………………………………………………..24
$ 3 Прутский поход……………………………………………………26
$ 4 Каспийский (Персидский) поход……………………………….27
$ 5 Азовские походы. "Кумпанства"………………………………28
$ 6 Ништадский мирный договор………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
Тест ………….…………………………………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………32
Литература…………………………………………………………………….34
Библиографический список использованной лит-ры в Интернете……34
Эти недостатки
правления отчасти
Пётр был безразличен к нарядам и не любил официальных приёмов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где присутствующие обращались друг к другу запросто, без титулов и званий, пили водку, черпая её глиняными кружками из банных ушатов, курили, играли в шахматы и танцевали. Царь даже не имел собственных выездных экипажей: если требовалось организовать торжественный выезд августейшей четы, он заимствовал коляску у известных придворных щёголей – Меньшикова или Ягужинского. До конца дней своих Петру приходилось заниматься самообразованием; новые политические и военные задачи заставляли его постоянно искать учителей за пределами России.
После поражения под Нарвой в 1700г., когда русская армия лишилась всей артиллерии, Пётр не потерял присутствия духа и сказал Меньшикову: «Вот Карл XII-достойный учитель; без него я остался бы плохим политиком в делах ратных». В память «Нарвской конфузии» была отлита специальная медаль с девизом: « Учителю от достойного ученика». Царь собирался вручить её шведскому королю после того, как одержит над ним победу. По окончании Полтавского сражения, несмотря на то, что Карлу и Мазепе удалось бежать в Турцию, Пётр устроил пир, на котором произнёс тост в честь «учителей- шведов». Присутствовавший на торжестве пленный военноначальник Реншильд заметил: «Хорошо же отблагодарили вы своих учителей»!
Пётр I обладал выдающимся дипломатическим талантом. Он искусно владел всеми классическими приёмами европейской политики, которые в нужный момент легко «забывал», вдруг перевоплощаясь в загадочного восточного царя. Он мог неожиданно поцеловать в лоб ошеломлённого собеседника, любил использовать в своей речи народные прибаутки, ставя в тупик переводчиков, или же внезапно прекращал аудиенцию, сославшись на то, сто его ожидает… жена. Внешне искренний и доброжелательный, русский царь, по мнению европейских дипломатов, никогда не рассказывал своих истинных намерений и потому неизменно добивался желаемого.
Петр никогда не преувеличивал своих полководческих способностей. После Нарвы он предпочел командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверил профессиональным полководцам. В совершенстве зная основы кораблестроения, царь не брал на себя командование всей эскадрой, поручая это Апраксину, Галицину и даже Меньшикову.
Страха в бою он никогда не показывал. В решающий момент Полтавского сражения 1709г. царь лично повел в атаку свежие силы. Когда адмирал Крюйс во время похода на Гельсингфорс в 1713г. упрашивал Петра сойти на берег ввиду опасности встретить шведский флот, царь с улыбкой ответил: «Бояться пульки – не идти в солдаты», - и остался на флагманском корабле. На упрек Меньшикова, заметившего, что царь не бережет себя, лично спасая тонущих в ледяной воде во время наводнения в Петербурге, он сказал: «За мое отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею».
В российской
истории трудно найти деятеля, равного
Петру Ш по масштабам интересов и уменьшению
видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный
из противоречий, император был под стать
своей огромной державе, напоминающий
гигантский корабль, который он выводил
из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая
тину и обрубая наросты на бортах и днище.
3. Внутриклассовая и классовая борьба
в первой четверти XVIII
века
Борьба внутри господствующего класса. После устранения Софьи знаменем всех реакционных сил стал сын Петра I царевич Алексей.
Попытки Петра привлечь сына к участию в его деятельности и преобразованиях потерпели полную неудачу. К Aлексею сходились все нити заговора, направленного на свержение Петра. Расчитывая использовать иноземную помощь для достижения своих планов, Алексей в 1716 году бежал в Австрию, что значительно осложнило положение России в Северной войне. Однако Петру удалось добиться его возвращения. В 1718 году началось следствие. Алексей признался в заговоре и выдал всех своих помощников, которые после жестоких пыток были казнены. 24 июня 1718 года составленный из высших сановников суд приговорил Алексея к смертной казни, но тот при неясных обстоятельствах умер в каземате Петропавловской крепости. Именно дело царевича Алексея явилось причиной издания в качестве законодательного акта “Правды воли монаршей”. В ней обосновывалось право монарха назначать по своему усмотрению преёмника престола.
Замена принципов
породы принципом
выслуги, выдвижение
на первый план
дворянства и чиновной
бюрократии, ликвидация
патриаршества, утрата
церковью политической
самостоятельности,
изъятие части
её доходов вызвали
резкое недовольство
боярства, церковной
иерархии и монастырей.
4. Обострение классовой борьбы. Астраханское
Классовая борьба в то время была направлена не против преобразований, а против того, что эти преобразования сопровождались усилением крепостного гнёта и крепостнической эксплуатации.
Астраханское восстание 1705-
5.
Народное движение 1707 - 1708
годов
Едва закончилось Астраханское
восстание, как началось
Восстание началось в районе
Дона, куда в этот период устремился
один из главных потоков
С тех пор всякая
В первом десятилетии XVIII века в Поволжье и Приуралье прокатывается волна восстаний башкир, марийцев, татар, чувашей, которые участвуют в народном движении 1707-1708 годов. Помимо общей причины, вызвавшей эти восстания, установление в этих районах крепостнических порядков, сказывались резкий рост государственных налогов и повинностей, проникновение помещичьего землевладения и насильственная христианизация. Наиболее крупным из них было восстание башкир, которое продолжалось с 105 по 1711 год. Несмотря на участие в них феодалов, оно было борьбой башкирских масс против колонизаторской политики царизма и резкого роста налогового гнёта.
Обострение классовой
борьбы было вызвано:
распространением крепостнических
отношений на новые
территории и категории
населения, насаждением
тяжёлых форм крепостничества,
произволом чиновничье-бюрократического
аппарата и помещиков.
Сильное влияние имел
также значительный
рост налогов и повинностей.
I. РЕФОРМЫ
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.
Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"
XVII век был
временем, когда Россия установила
постоянное общение с Западной
Европой, завязала с ней более
тесные торговые и
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.