Международные организации как механизмы регулирования международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:31, реферат

Краткое описание

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных
механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности
международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего
количества, является одним из примечательных феноменов современного
международного развития. Поэтому я считаю необходимым рассмотрение данной
темы.

Оглавление

Введение. 2
Организация Объединенных Наций (ООН) 3
Международный валютный фонд (МВФ) 4
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 5
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 5
Организация Североатлантического договора (НАТО) 6
Европейский союз (ЕС) 7
Совет Европы.. 7
Другие региональные структуры.. 8
Заключение. 10
Литература. 11

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 28.16 Кб (Скачать)

Содержание 

                     Введение. 2                    

     Организация  Объединенных Наций (ООН) 3

     Международный  валютный фонд (МВФ) 4

     Международный  банк реконструкции и развития (МБРР) 5

     Организация  по безопасности и сотрудничеству  в Европе (ОБСЕ) 5

     Организация  Североатлантического договора (НАТО) 6

     Европейский  союз (ЕС) 7

     Совет  Европы.. 7

     Другие  региональные структуры.. 8

     Заключение. 10

     Литература. 11

    

Введение 

Международные организации  относятся к числу наиболее развитых и разнообразных

механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение  активности

международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего

количества, является одним из примечательных феноменов  современного

международного развития. Поэтому я считаю необходимым рассмотрение данной

темы.

Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020

международных организаций; за последние два десятилетия  их общее число

возросло более  чем вдвое.

Международные организации  разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации  учреждаются на

основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций

осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на

приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем

вопросам, которые  являются предметом деятельности соответствующей  организации.

2. Международные  неправительственные организации  возникают не на основе

договора между  государствами, а путем объединения  физических и/или юридических

лиц, деятельность которых  осуществляется вне рамок официальной  внешней политики

государств.

Межгосударственные  организации оказывают более  ощутимое воздействие на

международно-политическое развитие. Международных неправительственных

организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет

наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899

международных неправительственных  организаций, в 1978 г. - 2420, в 1987 г. -

4235, в 1998г.- 5766. В  этом находит свое проявление  усиливающаяся

глобализация мировой  системы с отчетливо выраженным возрастанием объема

разнообразных транснациональных  взаимодействий.

В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Они  различаются по

кругу участников (универсальные и региональные), функциональному

предназначению (общей  и специальной компетенции), порядку  вступления новых

членов (открытые и  закрытые), характеру полномочий (основанные на

традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-членов и

содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями в развитии

межгосударственных  организаций можно считать следующие: а) относительное

усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее  сфокусироваться

на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание  числа организаций

специальной компетенции  для  регулирования специфических  сфер международного

взаимодействия; в) более  частое и более широкое наделение  межгосударственных

организаций наднациональными полномочиями.

Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на

международно-политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах.

Деятельность некоторых  из них имеет особое значение для современных

международных отношений, по моему мнению, и заслуживает  специального

рассмотрения.

    

Организация Объединенных Наций (ООН) 

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное  место в системе

межгосударственных  организаций, но и играет исключительную роль в современном

международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная

международная организация, имеющая своей целью поддержание  мира и

международной безопасности и развитие сотрудничества между  государствами, ООН

объединяет в настоящее  время 185 стран мира.

Воздействие ООН  на современные международные отношения  весомо и многогранно.

Оно определяется следующими основными факторами:

æ     ООН  является самым представительным форумом  для дискуссий между

государствами по актуальным проблемам международного развития.

æ     Устав  ООН является фундаментом современного международного права,

своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и  их взаимоотношений;

по нему сверяют  другие международные договоры и  соглашения.

æ     ООН  сама стала важным механизмом международного нормотворчества и

занимает совершенно особое место среди других организаций - источников

международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены  сотни

международных конвенций  и договоров, регулирующих положение  дел в самых

разнообразных сферах общественной жизни.

æ     В  принципах построения ООН (прежде всего  в предоставлении особого

статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли  свое отражение объективные

реалии международно-политической системы, а их изменение стало  главным стимулом

для ведущейся работы по реформированию этой организации.

æ     В  ООН существует большое число  межправительственных организаций,

осуществляющих регулирование  международной жизни в рамках функционального

предназначения.

æ     ООН  наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны

и мира, в том числе  и путем использования вооруженной  силы.

Штаб-квартира ООН  находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее

главных органов.

В «семью» Организации  Объединенных Наций входят 14 специализированных

учреждений ООН - межправительственных организаций  универсального характера,

имеющих специальное функциональное предназначение. Некоторые из них возникли

задолго до создания ООН. С точки зрения масштабности воздействия на современные

международные отношения  имеет смысл особо отметить Международный  валютный фонд

(МВФ) и Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют

исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики

государств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п., а также

Международное агентство  по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями

в плане нераспространения  ядерного оружия.

    

Международный валютный фонд (МВФ) 

Межправительственная  организация, регулирующая валютно-кредитные  отношения

между государствами-членами.

МВФ оказывает своим  членам финансовую помощь при валютных затруднениях,

вызванных дефицитом платежного баланса, предоставляя им краткосрочные и

среднесроч-

ные кредиты в иностранной валюте. Фонд проводит операции лишь с официальными

финансовыми органами государств.

Конференция ООН  по валютам и финансам в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г.

приняла устав ("Статьи Соглашения") МВФ, который вступил  в действие в декабре

1945 г.

Реальная деятельность фонда началась в 1946-47 г. Позже устав  организации

несколько раз пересматривался  по мере эволюции мировой финансовой системы.

     Цели  МВФ:

±    поощрение  международного сотрудничества в области  валютной политики;

±    содействие сбалансированному росту мировой  торговли для стимулирования и

поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития

производственного потенциала всех членов в качестве главной цели

экономической политики;

±    поддержание  стабильности валют и упорядочение валютных отношений между

государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации  валют из

соображений конкуренции;

±    участие  в создании многосторонней системы  платежей, устранение

ограничений на трансферт  валюты;

±    предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных

балансов стран-членов.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время фонд

объединяет 183 государства. Его капитал образуется из взносов  государств-

членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой. Квота

определяет количество голосов, имеющихся у государства-члена  МВФ - каждая

страна имеет 250 голосов, плюс по одному голосу за каждые 100 тыс. SDR

(Special Drawing Rights, специальные права заимствования).

Высший орган фонда - совет управляющих, в котором  каждая страна-член

представлена назначаемыми на пять лет управляющим и его  заместителем (обычно

это министр финансов или глава центрального банка  и его заместитель).

    

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 

Мировой банк или  Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя

группа Всемирного банка включает в себя Международную  ассоциацию развития

(МАР), Международную  финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее  агентство по

гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению

инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным  кооперативом, который

принадлежит государствам-членам. МБРР является самым крупным кредитором

проектов развития в развивающихся странах со средним  уровнем доходов на душу

населения. На 2000 год  его владельцами являются 182 страны-члена  Банка.

Страны, подающие заявку на вступление в члены Банка, должны сначала быть

принятыми в родственную  организацию МБРР - Международный  валютный фонд. Все

займы банка должны гарантироваться правительствами  стран-членов. Банк

выделяет займы  развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется

каждые 6 месяцев (составляет около 6%) .

Основные направления  деятельности МБРР:

ð    среднесрочное  и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

ð    подготовка, техническое и финансово-экономическое  обоснование

инвестиционных проектов;

ð    финансирование программ структурной перестройки  в развивающихся и

Информация о работе Международные организации как механизмы регулирования международных отношений