Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:02, реферат
Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписание 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европейского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором миссия сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, повышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяе
Европейский союз (ЕС)
Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписание 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европейского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором миссия сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, повышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет. Конкретные положения договора касаются создания единого рынка товаров, организованного и ограниченного общими правилами и политикой, в особенности в области сельского хозяйства[16] .
Европейское строительство получило новый импульс в начале 70-х годов, когда было выражено пожелание преобразовать совокупность связей между государствами – членами Европейского Союза. Расширение выразилось в присоединении к сообществу Дании, Ирландии и Великобритании (1 января 1973 г.). Углубление интеграции означало выработку поэтапного плана экономического и валютного союзов, который закончился в 1979 г. созданием Европейской валютной системы и претворением в жизнь региональной политики. В это время заработал так называемый «эффект перелива», предсказанный Э. Б. Хаасом, в соответствии с которым решения приобретают характер цепной реакции: «Более ранние решения переливаются в новые функциональные контексты, втягивая все больше и больше людей, требуя расширения межбюрократических контактов и консультаций, тем самым порождая собственную логику, благоприятствующую принятию последующих решений».
Следующий важный этап начался в 80-х годах, когда Европейское сообщество расширилось за счет трех новых государств-членов: Греции – 1 января 1981 г., Испании и Португалии – 1 января 1986 г. В июне 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт, предоставивший юридическую основу для создания единого рынка в течение пяти лет.
В 1992 г. сообщество заключает Союзный договор, провозглашающий создание Европейского Союза, основанного на координации внешней и внутренней политики и гражданства в ЕС (Маастрих). Внутри ЕС оказывается помощь тем государствам, которые не могут продвигаться по пути интеграции с той же скоростью, что остальные. Идея «Европы нескольких скоростей», выдвинутая П. Майе, призывает не задерживать лидеров, но присоединиться к ним через 3-4 года[17] .
1993 г. ознаменовался
созданием единого
Реализуемый сегодня
план наднационального валютно-политического
союза – это третий, после Римского
и Маастрихского договоров, шаг
к созданию единой Европы.
НАФТА
Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими «друзьями-соперниками» и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.
В развитие этих идей и был разработан и 17 декабря 1992 года заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Договор, вступивший в силу 1 января 1994 года, подписали США, Канада и Мексика[18] .
Объединение дало дополнительный импульс взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран - благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены.
Несмотря на эффективные действия по преодолению финансового кризиса в Мексике и успехи, достигнутые в процессе реализации соглашения о создании НАФТА, период 1995-1997 гг. оказался одним из наиболее сложных в недолгой истории этого объединения. Свидетельством тому стали первые торговые споры между участниками НАФТА (по хвойной древесине, автоперевозкам и т.д.). Одной из самых серьезных диспропорций в НАФТА остается громадная разница в уровнях социального развития составляющих ее государств, особенно между Соединенными Штатами и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой. НАФТА не было предназначено для решения социальных проблем, но участие Мексики в соглашении налагает на нее определенные обязательства, касающиеся данной сферы.
Вместе с тем,
создание в 1994 г. НАФТА отражает новый
подход в теории и практике интеграции.
Впервые государство «третьего
мира» добровольно объединилось
с двумя высокоразвитыми
Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать к 2005 г. всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению и неспособность их воплотить эту идею в жизнь.
МЕРКОСУР
Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чем НАФТА, и добились к настоящему времени значительных успехов в экономической и политической областях. Они учредили Общий рынок стран Южного конуса - «Mercado Comun del Sur» (МЕРКОСУР) в 1991 году[19] . Реализация положений Асунсьонского договора в позволила им не только увеличить масштабы взаимной торговли более чем в 3 раза, но и заложить основы экономического союза. В соответствии с соглашением об учреждении МЕРКОСУР (январь 1995 г.) в зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы на 85% импортируемых товаров, налажен механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, в ходе которых осуществляется координация национальных политик. Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.
АСЕАН
В настоящее время полноправными членами
АСЕАН являются 10 государств: Бруней, Вьетнам,
Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма,
Сингапур, Таиланд, Филиппины. Статус партнёра
Ассоциации в рамках регионального диалога
получили США, Япония, Австралия, Новая
Зеландия, Канада, Европейский союз, Южная
Корея, Индия, Китай и Россия (с 1996 г.). Папуа-Новая
Гвинея имеет статус постоянного наблюдателя.
Формально АСЕАН открыта для участия всех
государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих
её цели и принципы. Целями и задачами
АСЕАН провозглашены: ускорение экономического,
социального и культурного развития её
государств-членов на основе сотрудничества
и взаимопомощи; содействие установлению
мира и стабильности в регионе на основе
"соблюдения справедливости и законности
в отношениях между странами" и приверженности
принципам Устава ООН, поддержание взаимовыгодного
сотрудничества с общими и региональными
международными организациями, имеющими
сходные цели. С начала 70-х гг. страны АСЕАН
активно расширяют и укрепляют политическое
сотрудничество. На конференции министров
иностранных дел стран-участниц в Куала-Лумпуре
(Малайзия) 27 ноября 1971 г. была принята
Декларация о превращении Юго-Восточной
Азии в зону мира, свободы и нейтралитета.
В 1976 г. на первой встрече в верхах стран
АСЕАН были подписаны Декларация согласия
АСЕАН и Договор о дружбе и сотрудничестве
в Юго-Восточной Азии, предусматривающие
значительное расширение сферы взаимодействия
и усиление политической солидарности.
Ассоциация является организатором ежегодных
форумов по вопросам региональной безопасности,
играет ведущую роль в регулярном диалоге
Азия - Европа, в организации Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества, имеет
прямые контакты с Китаем, Россией, ЕС,
США, Японией, другими странами. Министр
иностранных дел РФ И.С. Иванов на своей
пресс-конференции в г. Шанхай (24 июля 2000
г.) заявил, что: "важное и всё возрастающее
значение в нашей внешней политике имеет
и будет иметь Азия, что обусловлено прямой
принадлежностью России к этому динамично
развивающемуся региону". Следовательно,
Россия всячески стремиться к расширению
сферы сотрудничества с одной из наиболее
влиятельных политико-экономических организаций
региона, выступающей на международной
политической арене как самостоятельный
актор, а не блок, поддерживающий какого-либо
одного лидера. Начиная с 1991 года Россия
принимала участие в консультативных
совещаниях министров и встречах, которые
следовали за этими совещаниями, в качестве
наблюдателя. На 26 встрече на уровне министров
в 1993 году, министр иностранных дел РФ
- А.В. Козырев - заявил о желании России
создать юридическую базу для установления
отношений по линии АСЕАН-РФ. Страны-члены
ассоциации согласились с тем, что Россия
является одним из важнейших стратегических
партнёров в регионе, и, с учётом пожеланий
самой России, Российской Федерации было
предложено стать членом Регионального
Форума АСЕАН (РФ АСЕАН), когда он был создан
в 1994 году. В апреле 1995 года, в Москве состоялся
Семинар второго трека РФ АСЕАН по вопросам
безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, что явилось важным вкладом со
стороны России в дело поддержания регионального
мира и развития. На 27 сессии АСЕАН на министерском
уровне (июль 1997 г. Джакарта, Индонезия)
России был присвоен статус полноправного
партнёра Ассоциации. Согласно занимаемому
положению Россия принимает участие в
ряде консультативных совещаний АСЕАН
в числе которых Региональный форум (РФ),
постминистерские совещания (ПМС), проходящие
по формуле 9+1 и 9+10 и др. Важным вкладом
в ведении диалога между Россией и АСЕАН
является и Комитет Москва-АСЕАН, который
позволяет сторонам обсуждать вопросы
безопасности, политики и развития взаимовыгодного
сотрудничества. Как участник Регионального
форума АСЕАН Россия имеет возможность
участвовать в выработке подходов АСЕАН
к вопросам политики и безопасности в
Западной Азии. Важнейшим событием в процессе
становления российско-асеановских диалоговых
отношений явилось состоявшееся 5-6 июня
1997 года в Москве учредительное заседание
Совместного комитета сотрудничества
(СКС) Россия-АСЕАН [ASEAN-Russia Joint Cooperation Committee].
В принятом по её итогам совместном протоколе
утверждены приоритетные области российско-асеановского
партнёрства, к которым отнесены научно-технологическое,
торгово-экономическое и инвестиционное
сотрудничество, защита окружающей среды,
туризм, развитие людских ресурсов, контакты
между людьми. В этом же документе установлены
базовые принципы взаимоотношений Россия-АСЕАН
- взаимное уважение и понимание, добрая
воля, дружественная помощь и поддержка,
должный учет национальных приоритетов
и возможностей сторон, взаимная выгода,
деловой настрой и нацеленность на достижение
конкретных практических результатов.
Сессия СКС Россия-АСЕАН также постановила,
что координацией взаимодействия в конкретных
областях будут заниматься следующие
механизмы: Рабочая группа по научно-технологическому
сотрудничеству (РГНТС) [Working Group on Science
and Technology]. Первая сессия была проведена
в Москве 9-10 июня 1997 года и приняла необходимые
документы, регламентирующие деятельность
этого важного диалогового института.
Тогда же было решено, что приоритетными
задачами группы будет кооперация в сфере
науки и технологии, включая биотехнологии,
новые материалы, информационные технологии,
микроэлектронику, метеорологию и геофизику.
В дополнение к этим вопросам Россия предложила
разработать на основе российских технологий
и оборудования совместные проекты в сферах
аэрозонации земной поверхности, слежения
за вулканической и сейсмологической
активностью, предупреждение тайфунов
и других экстремальных ситуаций, а также
развитие межконтинетальной сети железных
дорог. - Рабочая группа по торгово-экономическому
сотрудничеству (РГТЭС). Этот орган необходим
для распространения информации об имеющихся
у сторон кооперационных возможностях,
существующих в России и странах АСЕАН
режимах торгово-экономической и инвестиционной
деятельности для иностранцев и регулирования
партнёрских связей между государствами
и частными структурами. - Деловой совет
(ДС) [Joint Business Council]. Главная задача этого
органа состоит в налаживании связей между
представителями частных предпринимательских,
финансовых и коммерческих кругов России
и стран-членов АСЕАН, и, аналогично РГНТС,
в оказании ми возможной государственной
поддержки. - Московский комитет АСЕАН
(МКА) [ASEAN Moscow Committee]. Этот орган объединяет
асеановских послов в России. Его задача
- установление тесных контактов между
высокими представителями стран-членов
Ассоциации и руковолителями различных
министерств и ведомств, а также общественных
и деловых кругов России. - Фонд сотрудничества
(ФС) [ASEAN-Russia Coopeation Fund]. Это неправительственная
организация некоммерческого партнерства.
Экономические отношения России с АСЕАН
носят взаимодополняющий характер. Россия
вывозит из стран Ассоциации продукты
тропического климата и бытовую электронику,
экспортирует продукцию ВПК, сырьё, энергоносители
и высокие технологии. За период с 1994 по
1996 год двусторонняя торговля между Россией
и АСЕАН возросла на 222% с 1,6 милрд.$ до 5,2%
милрд.$. Очевидна политическая воля обеих
сторон к укреплению взаимного диалога.
АСЕАН отдаёт должное статусу России как
великой державы и признаёт её роль и интересы
в АТР. АСЕАН и Россия также контактируют
в рамках международного форума "Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество"(АТЭС),
в котором принимают участие 21 страна,
как южного, так и западного полушария.
На последнем форуме АТЭС, который проходил
с 16 по 18 ноября 2000 г. в Брунее, отвечая
на вопросы участников Делового саммита
в Брунее, Владимир Путин заявил о том,
что сотрудничество с азиатскими странами
является одним из приоритетов национальной
политики России, что объясняется особенностями
географического положения РФ и структурой
её экономики. Коснувшись внешнеэкономической
политики России, которая "формируется
под воздействием мирового рынка", Владимир
Путин указал, что Россия может предложить
на экспорт свои природные ресурсы, в том
числе энергетические, научные достижения,
продукцию машиностроения, а также предоставить
свои транспортные структуры. В этой связи
президент России отметил большие возможности
Транссибирской магистрали, а также Транскаспийского
коридора, который даёт преимущества "в
10 суток пути" по сравнению с Суэцким
каналом. По его словам, регионы Сибири
и Дальнего Востока России весьма перспективны
для иностранных инвесторов. Интерес России
к АСЕАН обусловлен многими объективными
причинами, в числе которых наиболее значимыми
видятся: 1. Одной из приоритетных задач
экономической и внешней политики России
является включение нашей страны в процесс
взаимодействия Европейского союза и
Восточной Азии, начавшейся во второй
половине 90-х гг., и к сожалению в очень
малой степени затрагивающий РФ. 2. На рубеже
веков РФ должна разрешить задачу восстановления
экономической мощи страны и интеграции
в глобальную экономику. 3. Россия не значится
в списке потенциальных кандидатов на
принятие в ЕС - т.е. наша страна оказывается
вне круга полноправных европейских государств
и превращается для Европы во внешний
фактор, от которого отгораживаются экономическими,
визовыми и прочими барьерами. 4. Хотя интеграционные
процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
пока находятся на начальной стадии и
не продвинулись дальше деклараций и общих
пожеланий, здесь возможно появление мощной
региональной коалиции. 5. Россия, уникальная
по своему георасположению страна, имеет
жизненно важные интересы, как в Европе,
так и в Азии и не может оставаться в стороне
от каких бы то ни было глобальных процессов.
6. Торговля между Европой и Азией удваивается
каждые 5-6 лет, превратившись в наиболее
динамично развивающийся сегмент мировой
экономики. Россия может сыграть уникальную
роль в АСЕМ, поскольку является единственной
"азиатской страной", имеющей Договор
о сотрудничестве с ЕС, и в то же время
- единственной "европейской страной"
являющейся членом АТЭС и регионального
форума АСЕАН. 7. Неизбежно создание трансконтинентального
транспортно-коммуникационного моста.
Транзит по российской территории предпочтителен
для перевозчиков, поскольку максимально
упрощает схему: одна страна - одно таможенное
законодательство. Но при этом сегодня
через Российскую Федерацию проходит
не более 1-2% всей торговли между Востоком
и Западом, в том числе менее 1% контейнерных
перевозок, ежегодный объём которых в
треугольнике НАФТА-ЕС-Восточная Азия
достигает 6 млн. единиц. Это связано с
тем, что результате трансформаций, происшедших
за последние десятилетия на территории
бывшего СССР, торговые потоки переориентировались
на южный маршрут, через Индийский океан.
8. Для России создание такого моста на
её территории является необходимой гарантией
для дальнейшего участия в мировых процессах
в качестве одной из ведущих стран.