Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 16:12, реферат
Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под влияние народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения
Для волочения проволоки предварительно выковывали серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали в самое крупное отверстие волочила. Затем его проволачивали через меньший глазок, и так до тех пор, пока не получали проволоку требуемого диаметра.
Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось получить длиной до 150 см.
В целом ряде областей правобережья Днепра известны бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикреплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное название "минских", они часто встречаются в деревенских курганах дреговичей, древлян и волынян.
Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию, уводящюю нас в неолит. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло.
В раннее время судя по дактилоскопическим отпечаткам, изготовление глиняной посуды было женским делом. Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключительно о гончарах - мужчинах.
Для изготовления горшков использовалась глина, которую называли "скудель", "зьд" или "здень". Глина перед лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась водой, тщательно зарминалась.
Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым способом.
Глина раскатывалась на длинные валики, уплотнялась при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально, сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики сдавливались, швы между ними затирались и производилась окончательная отделка сосуда . Возможно, что плоское днище сосуда лепилось иногда отдельно.
Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так как в это время она уже сменилась гончарной. Предшественником гончарного круга была деревянная доска, на которой лепили горшок и которую можно было поворачивать для удобства обработки сосуда.
Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое место надо поставить горшки, сосуды различных размеров и назначения. Основное назначение горшка - служить для варки пищи в печах, форма горшка сохранилась до наших дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специальными отверстиями на дне, применявшиеся, очевидно, для откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия на дне горшка.
Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие, главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других продуктов.
Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название "крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки, гончарами изготавливалась плоская посуда (мисы, "плоски" - плошки, чаши, блюда).
Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосудов. На маленьких кружках, подкладывавшийся под сосуд при формовке его на круге, гончары вырезали различные значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и являлись клеймами мастеров.
Они делались в виде круга, круга со вписанным крестом, ключа, звезды, квадрата, треугольника.
Разбирая клейма сосудов из какой-либо определенной курганной группы, часто давалось установить, что общая схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема постепенно усложняется дополнением деталей. Так, например, на одном горшке, найденном при раскопках курганного могильника, встречено клеймо в форме круга, в одном из соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в форме круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо круг с крестом внутри и еще с одной линией, в четвертом - к трем линиям добавлена еще одна. Таким образом намечается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и важным в этом усложнении является то, что горшки с наиболее простыми клеймами являются в то же время и наиболее древними, а каждое усложнение соответствует последовательно более поздним погребениям.
Все это позволяет предположить, что усложнение клейм может свидетельствовать о передаче по наследству гончарного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму добавлял "опятныш". в)
При натуральном хозяйстве многое производилось в каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в виде домашнего производства, к которому можно отнести изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря.
Плотничьи работы производились топором, являвшимся универсальным орудием. Топор мог быть как лесорубным, так и плотничным.
Пила и долото в деревенском зодчестве не использовались.
Широкое применение в обработке дерева находило тесло - нечто вроде мотыги. При помощи тесла можно было долбить колоду, лодку, корыто.
Для плотничных и древодельных работ широко применялись гвозди. Гвозди всегда четырехгранные с отогнутым верхом. Применялись и гвозди-шипы.
Мягкая кожаная обувь типа украинских "постолей" из ржи и меха.
вестна по ряду курганов. Овчинные тулупы и меховые шапки изготавливались дома.
На городищах находят железные струги для соскабливания мездры со шкуры. Химическая сторона обработки кожи и меха была известна еще со времен неолита.
Для изготовления тканей использовались лен, конопля, овечья шерсть.
Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное или каменное колечко - "пряслень".
На шиферных пряслицах очень часты значки и надписи, подтверждающие принадлежность его определенной женщине.
С процессом обработки льна и получением пряжи связано много различных поверий, обычаев и песен, имевших в свое время обрядовый характер. Предположительно связывают с прядением имя богини Мокош.
Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани делались не только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным и многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани украшали цветной вышивкой или набойкой.
Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне и в то же время самым необходимым. Станы были, вероятно, в каждой избе.
1.2. Городское ремесло.
В городе широко применялись изделия из кованной меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально выполняли по определенному профилю.
Кровли зданий крыли, наряду со свинцом, листами кованной меди.
Из меди лили колокола, паникадила, кресты, складни, подсвечники, гири весовые, боевые гири, пистолеры, перекрестья для мечей, а в более ранние времена - идолов, подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала, битни для игры в бабки и т.д.
Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей. Образцом плоского литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII в. из города Визижа на Десне.
Литейщикам часто приходилось решать задачу создания объемных вещей, которые нельзя было вынуть из формы, не разломав ее. Для этого использовался так называемый способ "потерянной формы", когда изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапливали воск, наливали металл и для получения вещи разламывали глиняную форму. Именно этим приемом создан ряд бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, бронзовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд других предметов.
Материалом для форм служили песчаник, известняк, жировик, розовый шифер.
Известны формы для котлов, для крестов, для поясных бляшек, для широких запястий6 для бубенчиков, пуговиц, перстней и т.д.
Для литья олова применялись специальные бронзовые литейные формы. Многие литейные формы имитируют дорогие изделия с зернью, сканью, заменяя эти сложные приемы литьем.
В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда - судки, вазы, братины, чары, блюда и т.д.
Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от середины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно принимала полусферическую форму.
Усиливая удары в определенных зонах и оставляя некоторые места менее прокованными, мастер достигал желаемого контура.
Образцом кованной серебряной посуды может служить чара черниговского князя Владимира Давидовича, найденная в столице Золотой Орды - Сарае.
С ковкой серебра и меди связана чеканка этих металлов. Простейший вид чеканки представляет нанесение рисунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансонами. Орнаментируемую пластину клали на жесткую подкладку и наносили узор, уплотняя металл в месте удара. Узоры наносились пуансонами различной формы: одни имели вид маленького долотца, другие давали отпечаток в виде кольца, круга, треугольника. Встречаются профильные пуансоны для фигурной чеканки. Таким способом украшены оковки турьих рогов в курганах Х в. Большей частью рисунок этих оковок геометричен, поражает своим фантастическим орнаментом из фигур людей и причудливых драконов и птиц.
Эта техника господствует до XII-XII вв., когда появляется техника выпуклой чеканки, при которой сначала орнаментированную серебряную пластинку чеканят с обратной стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом наружу. После этого лицевая сторона подвергается более детальной обработке: разделывают одежды, лицо, волосы, подправляют общий рельеф.
Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой глубокой выпуклой чеканке, работу производили на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно так же и при обработке лицевой стороны обратную сторону заливают подобной же упругой смесью- чтобы не нарушить полученного рельефа ударом пуансона.
Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная, золотая проволока шла на самые различные изделия. Проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого - на височные кольца, цепочки, а наитончайшие проволочные нити украшали поверхности различных предметов сложным и причудливым узором филиграни.
Филигрань, русская скань представляют собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами проволоки образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в том, и в другом случае для скрепления нитей между собой или с пластиной требуется паяние.
Вся работа производится так: сначала скручивается проволока, затем, при помощи миниатюрных щипцов, сканные нити изгибаются по задуманному рисунку и складываются друг с другом или кладутся на пластину. После этого на пластину насыпается припой в виде порошка легкоплавкого металла, и пластина с уложенными на нее сканными нитями ставится в жаровню. Припой расплавляется и соединяет скань с пластиной. Если работа должна быть ажурной, то нити собирали на какой-нибудь плитке, присыпали припоем лишь для того, чтобы они скрепились друг с другом, но не с основой.
На пластину напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна серебра и золота заготавливали заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывали при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее ее посыпали припоем и ставили в жаровню.
В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы, на которые напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых меньше в 5-6 раз булавочной головки. На 1 кв.см 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходило до 5000.
Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластину напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, наплавлялась вся сразу.
Скань применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов.
Инкрустация производилась по раскаленному металлу. сначала на орнаментируемую поверхность наносился рисунок, затем этот рисунок прорезался резцом несколько наискосок. После этого предмет нагревали и накладывали на углубление серебряную или золотую проволоку. Маленьким долотцом и легкими ударами молотка ее вгоняли в углубление, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки. Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью.
В тех случаях, когда нужно было получить сплошное золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных бороздок, укладывал на них проволоку и затем на огне расплющивал проволоку так, чтобы отдельные нити слились в сплошную золотую поверхность: здесь инкрустация превращается в золочение. - чернь и эмаль.
Чернь применялась для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором.
В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Серебряная пластинка под чернь должна быть изготовлена чеканкой или тиснением таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки. Затем пластину ставили в жаровню, и чернь очень прочно соединялась с серебром. Получив черный фон, мастер подправлял края его резцом и им же добавлял выступающие части узора.
Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладает такой степенью ковкости и легкоплавкости, которые требовались для создания основы под эмаль.
На поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета. Массы бывают прозрачные и непрозрачные.
Для эмалевых вещей применялось золото с примесью 20-30% серебра. Изготавливалась тонкая золотая пластинка, на которой выдавливался вглубь общий контур рисунка, а затем на дне получившегося углубления ювелир намечал места, где должны быть припаяны перегородки. Перегородки делались из тончайших полосок золота в 0,5-2 мм высотой. Полоски изгибали по рисунку и напаивали на ребро на пластинку. Для каждой цветной точки приходилось делать отдельную золотую ячейку.
После окончания работы по золоту в каждую ячейку насыпали эмалевый порошок разных цветов, и вся пластинка ставилась в жаровню. Эмаль плавлением прочно соединялась с золотом. Нужно было вынуть вещь тогда, когда эмаль расплавлена, но еще не потеряла желаемого цвета от перегрева. Остудив вещь, мастер осторожно проковывал выступающие края золотых перегородок и шлифовал поверхность эмали.
Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбрую, седла, колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переплеты книг и пергамент - все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их подшивки.