Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:36, реферат

Краткое описание

Крещение Руси не следует представлять себе, как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до 15-ти) . В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги были принесены на Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители свв. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.

Оглавление

1. Предисловие
2. Введение
3. Русь, до крещения
4. Крещение Руси «Культурный переворот»
5. «Наши дни»
6. Историческое значение «Крещение Руси»
7. Список литературы, источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 69.57 Кб (Скачать)

Затем просветительное влияние  оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники  искусства, которые церковь создала  на Руси с помощью греческих художников.

Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирские, так  и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после  крещения стал добрым и миростивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. В среде простых людей на первых же порах после принятия новой веры являются христиане в самом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. Таков инок св. Феодосий, игумен Печерского Киевского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оставивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.

Вокруг них собирались их последователи и ученики и  образовывали целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри  не всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен.

Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во все необходимом до той поры, пока не получала известности и не привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братии, - все это очень сильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили монастырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности.

Скромная община монахов  превращалась в богатый и благоустроенный  монастырь и делалась религиозным  и просветительным средоточием  для своей области. Монастырь  учил не только вере, но и «книжному  почитанию», и хозяйственным приемам. В монастырях образовывались целые  библиотеки, и процветала грамотность; почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хозяйство  монастырей устраивалось по византийским образцам и руководилось византийскими  законами и правилами. В этом хозяйстве  не было рабов, потому что церковь  не допускала у себя рабства, и  рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был прикреплен к  церковной земле. На обширных землях монастырей все хозяйственные порядки  установлялись сообразно указаниям  греческого закона и отличались правильностью  и стройностью. Поэтому монастырское (и вообще церковное) землевладение  становилось образцом не только для  частных, но даже и для княжеских  земельных хозяйств.

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с  крещением, представляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей  книги и т.п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась  и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими  исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем  не менее, их произведения оказывали  заметное влияние на духовную жизнь  наших предков и содействовали  смягчению нравов на Руси.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в  области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и  довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных  каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его  содержание «десятину» (то есть десятую  часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Каменные храмы  в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы  вслед за Десятинною церковью. Они  строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками  и фресками. Архитектурное дело и  живопись под влиянием церковного строительства  достигли в Киеве значительного  развития. А с ними вместе развились  и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось таким образом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

Митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и благодати" находит заслуживающим удивление то, что Владимир решился принять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом в состоянии был понять, что, христианство лучше язычества, «Како верова! Како разгореся в любовь Христову?» Монах Иаков написал «Похвалу князю Русскому Володимеру».

Он объясняет его поступок, во-первых, тем, что сам Бог «просветил сердце его», во-вторых, тем, что, «слышав о бабке своей Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми делы украсившися», возгорел желанием подражать ей.

Нестор Печерский дает знать, что Владимиру было особенное, сверхъестественное откровение.

В вопросе о принятии Владимиром христианской православной веры содержатся два отдельные вопроса, во-первых: кем он обращен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение.

Для проповеди православного  христианства к Владимиру не приходили  ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонний миссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома, и, следовательно, ясно, что таковыми были те варяги-христиане, которые в  большом числе находились в Киеве  со времени Игоря.

Эти варяги-христиане расположили  принять христианство Ольгу, они  же обратили в христианство и Владимира.

Россия в продолжение  долгого времени после крещения Владимирова оставалась без митрополита  и без церковного управления.

Но если бы Владимир крестился  от греков, то какие причины могли  бы воспрепятствовать последнем дать нам митрополита и ввести церковное управление вскоре после крещения? Возможное из сего заключение есть то, что Владимир крестился не от греков и в продолжение того или другого времени не завязывал с ними сношений.

Дело о крещении Владимира  обыкновенно представляется так, что, решившись принять христианство и крестившись сам, он тотчас же приступил  к крещению своего народа. В действительности это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка, что мы как раз и наблюдали.

Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир мог  находить благоразумным подготовить  народ к перемене веры.

Владимир не вступал в  сношения с греками потому, что  его собственное крещение было делом  частным.

Язычество не было религией в современном понимании. Это  была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных  обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение  людей разных племен, в чем так  нуждались восточные славяне  в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

Время и события требовали  познания мира и истории в широких  масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое  давалось язычеством, сказывалось, прежде всего, по торговым и военным дорогам  Руси, там, где вырастали первые государственные  образования. Стремление к государственности  не было, разумеется, принесено извне, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым  ознаменовался Х век.

Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир 1 Святославович  в 980 году делает первую попытку объединения  язычества на всей территории от восточных  склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волхвом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

Христианизация Руси и  родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских  народов на совершенно равных основаниях. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии  с высокой культурой. Та церковная  письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению  сознания единства человечества.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской  и языческой Азии, сблизив ее с  христианской Европой.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать  в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной  даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считаю как раз самой обоснованной можно  считать 988 год.

Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Как  мы ведем крещению Руси уделено большое  место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о  принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или «испытании» различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но конечно всё же нельзя не отметить, что некоторые из них явно вымышлены, что и даёт возможность вглядываться в источники под названием «легенды», но конечно только для сравнительного представлении о происходящем.

 

«Наши дни»

На данном этапе, изложенных выше событий, можно закрывать тему про «Крещение Руси», но я хотел  бы ещё чуть заметить и привести примеры уже попытки «современного  общества» переломить устой людей  и попытки сломить их веру, которая  как мы увидели устанавливалась не один десяток лет.

Крещение пришло и были разноглася, но время показало, что вера принялась Русским народом и как сказал выше, если бы она была «не люба» для людей, то не смогла бы она укрепиться и продержаться долго на насилии.

И для такого примера уже  на надо обращаться к таким далёким историческим источникам. Это можно уже увидеть в истории XX века.

Культурная политика советского государства

В 20-х годах проводились  массовые кампании по ликвидации неграмотности. В 1927 г. в стране работали 119 тыс. школ, в несколько раз выросло число  учителей. В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование, а в городах  и рабочих поселках – семилетнее. В результате этого число грамотных  к концу 30-х гг. увеличилось почти  на треть и достигло более 80% населения. Большое внимание уделялось развитию высшей школы. Число вузов по сравнению  с дореволюционным временем выросло  в несколько раз.

Всё вроде идёт на благо  народу.

Художественная жизнь 20-х  гг. развивалась в борьбе различных  взглядов и систем (движение за пролетарскую культуру – РАПП, РАПМ, РАПХ; футуристы, лефовцы, конструктивисты и многие др. которые лично я даже не встречал и не сразу понимаю о чём реч), но с конца 20-х гг. усилился партийно-государственный контроль за духовной жизнью общества.

И тут начинается то, что  происходит попытка просто уничтожению  вековых традиций и культурных ценностей. Только в 1928-1934 гг. было принято около 60 постановлений, посвященных различным  сторонам культурного строительства. Все организации, не поддерживавшие Советскую власть и критически настроенные  по отношению к ней, были ликвидированы. В середине 30-х гг. создаются союзы  советских писателей и композиторов. Основным творческим методом литературы и искусства становится социалистический реализм с его ведущим принципом  партийности.

Атеистические воззрения  большевистских лидеров привели  к тому, что одним из основных направлений деятельности власти стали  гонения на церковь. Для борьбы с  религией был создан Союз воинствующих безбожников, по инициативе которого началось массовое закрытие церквей.

На основе этих событий  дав людям какое то благо видно, что при этом забирается очень ценная для большинства и не заменимая вера, которую люди выбрали сами.

Но это не могло долго  продолжаться. Если даже в древней  Руси до принятия всеобщего христианства и верование в своих Богов  так же были и отдельные люди принявшие  христианство, взять к примеру даже Ольгу и это позволялось. То конечно понятно, что полностью переломить и сбить людей с их пути верования было просто нельзя. И уже В середине 80-х годов, когда к власти в стране пришла группа новых работников, что привело к новым реформам и нельзя не заметить изменение отношения к религии.

Информация о работе Крещение Руси