Крещение руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы – выяснить к каким последствиям привело крещение Руси, и какое влияние оно имело на ход истории нашего государства.
К задачам моей работы относится:
Определить предпосылки и причины принятия Русью христианства.
Изучить процесс христианизации Руси при Владимире Святославовиче
Ознакомится с историей создания церковной организации

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………...3
1 Причины принятия христианства на Руси……………………………….5
2 Принятие христианства при Владимире Святославовиче………………7
3 Создание церковной организации………………………………………..9
4 Историческое значение христианизации Древнерусского государства...13
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

история контрольная.docx

— 41.14 Кб (Скачать)

Содержание

 

Ведение………………………………………………………………………...

3

1 Причины принятия христианства  на Руси……………………………….

5

2 Принятие христианства  при Владимире Святославовиче………………

7

3 Создание церковной организации………………………………………..

9

4 Историческое значение  христианизации Древнерусского  государства...

13

Заключение…………………………………………………………………….

17

Список использованной литературы………………………………………...

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выбор этой темы я могу обосновать тем, что это событие оказало  огромное влияние на историю государства. От Крещения Руси и до революции  христианство было вплотную связано  с государством и пронизывало  все слои жизни и культуры народа. Церкви всегда уделялось особое внимание как народа, так и самого государства. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер, так как это помогло укрепить связи с Византией, что имело огромное значение для государства.

Актуальность данной темы состоит в том, что христианство на Руси выходит из далекого прошлого, а также показывает немало современных  проблем, непосредственно соотносимых  с религией в целом, ее ролью для  каждой исторической эпохи.

С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием "Крещение Руси". Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного  приобщения к христианству всего  народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная  история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в  качестве государственной религии  централизованной Киевской державы. Официальное  начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население  ряда других городов Киевской Руси.

С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры. Из поколения  в поколение переходили традиции. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, а ведь это самое начало, самое интересное и неизведанное в жизни наших предков. Воссоздание этой истории позволит нам представит полную картину происходящего.

Цель моей работы – выяснить к каким последствиям привело крещение Руси, и какое влияние оно имело на ход истории нашего государства.

К задачам моей работы относится:

  • Определить предпосылки и причины принятия Русью христианства.
  • Изучить процесс христианизации Руси при Владимире Святославовиче
  • Ознакомится с историей создания церковной организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Причины принятия христианства на Руси

 

В 988 г. по инициативе великого киевского князя Владимира Святославовича Киевская Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Этот год и считается датой  крещения Руси. Следует, однако, отметить, что христианство у восточных  славян появилось задолго до их официального крещения, и не один десяток лет  прошел от фактической христианизации до формального провозглашения Руси христианской державой. Тем не менее, в 1988 г. в СССР и за рубежом торжественно праздновалось 1000-летие со дня крещения Руси. По решению ЮНЕСКО, это событие  отмечалось как юбилейная дата мировой  культуры. Принятие православной христианской веры стало важным и во многом переломным моментом в истории Древнерусского государства.

Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению русской  цивилизации, было вызвано целым  комплексом факторов.

Современные историки говорят  о целом комплексе факторов.

  • во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
  • во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;
  • в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;
  • в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял  авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
  • в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология – отсутствовал. Поэтому великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов во главе с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта “языческая реформа” не была принята народом. Как справедливо отмечает А.Д. Сухов, религии, в отличие от юридических актов, не создаются законодательством.

Если реформировать язычество  оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное  верование у соседних государств. Причем такое верование, которое  отвечало бы потребностям феодального  общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских  булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата –  иудаизм. В Западной Европе – католицизм, как одна и ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует  отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Принятие христианства при Владимире Святославовиче

 

Владимиру, нужно было решить вопрос, какое христианство принять - западное или восточное. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь "из варяг в греки", с Византией существовали давнишние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Также Владимир искал религию, способную подкрепить государственную власть. Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на Востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах.

Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны. В 987 г. в малоазиатских провинциях Византии вспыхнуло восстание под руководством военачальника Варды Фоки. В ответ на просьбу императора Василия II об оказании военной помощи в борьбе против восставших Владимир потребовал заключения брака с византийской принцессой Анной (породниться с византийским правящим домом в то время считалось высочайшей честью и резко поднимало международный престиж вступившего в такой брак правителя и его государства); условием же брака являлось крещение Владимира. В Византию был послан 6-тысячный русский отряд, активно способствовавший подавлению восстания Фоки. Владимир, принял христианство, однако империя нарушила соглашение, отказавшись отправить Анну на Русь. Тогда Владимир занял центр византийских владений в Крыму - г. Херсонес (Корсунь), и в обмен нa возвращение Византии Херсонеса Василий II вынужден был дать согласие на брак Анны с русским князем.

Таким образом Владимир, принимая новую  веру, не стал подчинённым греческих  императоров. Больше того, так как  греческие императоры были в родстве с другими европейскими императорами и королями, то Владимир породнился с тремя самыми сильными царями того времени. Конечно, по своим размерам и силе Киевская Русь была равна им. И всё-таки это было большим достижением Владимира, которому тогда было всего лишь 25 лет1.

Крещение Владимира и его  приближенных было совершено в г. Корсуни - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается  в черте нынешнего Севастополя). По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. После этого Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня". Все киевляне собрались к реке и в 988 г. состоялось Крещение Руси, положившее начало православию на Руси. За последующие три года вера Христова распространилась по всему "великому пути из варяг в греки".

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам  и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую  по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно  или насильственно — в течение  многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая  подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные  округа — епископства, строились  церкви, создавались монастыри. Была так же учреждена русская митрополия с центром в Киеве, в важнейших центрах страны (Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.) создаются епископства.

 

 

 

3 Создание церковной  организации

 

Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в  русских источниках с большим  трудом позволяют восстановить ее историю  в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.

Важным свидетельством появления  митрополии на Руси в первые годы после принятия христианства, является упоминание русской митрополичьей кафедры в византийском перечне кафедр (Notitia episcopatuum).

В нескольких редакциях перечня  митрополий, который относится к  концу XI в., кафедра «Росиа» занимает постоянное место с номером 60 после митрополии Серры и Помпейуполиса и перед митрополией Алании2.

Для обоснования существования  митрополии со времени вскоре после  принятия христианства существенна  также общая оценка характера  взаимоотношений Руси и Византии до 1037 — 1039гг. и после них.

Время правления Ярослава отмечено значительным возрастанием политического  авторитета страны, что находит выражение  в установлении торговых связей и  брачных союзов со многими странами, в подъеме национального самосознания, что прекрасно проявлялось в  «Слове о законе и благодати» митрополита  Илариона. Это видно также по определенной свободе, как политических, так и церковных отношений с самой Византией, заметно и по русско-византийской войне 1043г., и по княжескому поставлению Илариона на Киевскую митрополию в 1051г. Обязательства князя, только что учредившего у себя в стране церковную епархию, подчиненную Константинополю, по отношению к императору и патриарху не позволяли бы ему так поступать. Византийские перечни митрополичьих кафедр содержат косвенные указания на то, что Киевская митрополия была основана не ранее 970г. и не позднее 997/98г. Принятие христианства на Руси в 988—990гг. сужает этот промежуток времени до 990—997/98гг. Есть возможность сделать его еще более узким. Это указание Повести временных лет на освящение княжеской Десятинной церкви в Киеве, что, по Повести временных лет, произошло в 6504 (996/97) г., а по Памяти и похвале князю Владимиру — на девятый год после его крещения и за 19 лет до смерти, т. е. в том же 996г.

Поскольку в этом акте создания церкви и в назначении в нее  Анастаса Корсунянина и херсонских и царицыных попов участие митрополита никак не отмечено, но всячески подчеркивается роль Владимира, можно считать, что тогда этого высшего церковного института на Руси еще не существовало. И сама организация княжеской Десятинной церкви предполагает другой статус церковной организации без того единого административного центра, входящего в компетенцию патриархии, каким стала софийская кафедра. Таким образом, учреждение Десятинной церкви предшествовало учреждению митрополии, но, как показывают данные перечня митрополий, ненамного.

Тесно связанный с константинопольским  двором через княгиню Анну, сестру императора, Владимир в поисках оптимального решения вопроса об административной структуре местной церковной  организации через несколько  лет после смены государственной  религии принял в принципе ту форму  управления церковью, которая существовала в империи и принадлежащих  к ее культурному кругу странах. В связи с формированием ранней церковной организации в Киеве  вскоре после принятия христианства встает вопрос о роли Десятинной церкви Богородицы, как до возникновения  митрополии, так и после него. По своему характеру это была княжеская  церковь, через которую осуществлялась инициатива князя в христианизации населения и проведении той политической и экономической программы, которая  была с ней связана. Церковь официально была посвящена Богородице и явилась, вероятно, первым на Руси христианским храмом, посвященным этому распространенному  и имеющему глубокие языческие традиции культу.

Информация о работе Крещение руси