Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:53, контрольная работа
Цель моей работы – выяснить к каким последствиям привело крещение Руси, и какое влияние оно имело на ход истории нашего государства.
К задачам моей работы относится:
Определить предпосылки и причины принятия Русью христианства.
Изучить процесс христианизации Руси при Владимире Святославовиче
Ознакомится с историей создания церковной организации
Ведение………………………………………………………………………...3
1 Причины принятия христианства на Руси……………………………….5
2 Принятие христианства при Владимире Святославовиче………………7
3 Создание церковной организации………………………………………..9
4 Историческое значение христианизации Древнерусского государства...13
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………...18
Содержание
Ведение…………………………………………………………… |
3 |
1 Причины принятия христианства на Руси………………………………. |
5 |
2 Принятие христианства
при Владимире Святославовиче…… |
7 |
3 Создание церковной |
9 |
4 Историческое значение христианизации Древнерусского государства... |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
17 |
Список использованной литературы………………………………………... |
18 |
Введение
Выбор этой темы я могу обосновать тем, что это событие оказало огромное влияние на историю государства. От Крещения Руси и до революции христианство было вплотную связано с государством и пронизывало все слои жизни и культуры народа. Церкви всегда уделялось особое внимание как народа, так и самого государства. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер, так как это помогло укрепить связи с Византией, что имело огромное значение для государства.
Актуальность данной темы состоит в том, что христианство на Руси выходит из далекого прошлого, а также показывает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с религией в целом, ее ролью для каждой исторической эпохи.
С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием "Крещение Руси". Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси.
С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры. Из поколения в поколение переходили традиции. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, а ведь это самое начало, самое интересное и неизведанное в жизни наших предков. Воссоздание этой истории позволит нам представит полную картину происходящего.
Цель моей работы – выяснить к каким последствиям привело крещение Руси, и какое влияние оно имело на ход истории нашего государства.
К задачам моей работы относится:
1 Причины принятия христианства на Руси
В 988 г. по инициативе великого
киевского князя Владимира
Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов.
Современные историки говорят о целом комплексе факторов.
Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология – отсутствовал. Поэтому великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов во главе с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта “языческая реформа” не была принята народом. Как справедливо отмечает А.Д. Сухов, религии, в отличие от юридических актов, не создаются законодательством.
Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное верование у соседних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата – иудаизм. В Западной Европе – католицизм, как одна и ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве.
2 Принятие христианства при Владимире Святославовиче
Владимиру, нужно было решить вопрос, какое христианство принять - западное или восточное. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь "из варяг в греки", с Византией существовали давнишние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Также Владимир искал религию, способную подкрепить государственную власть. Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на Востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах.
Крещению Руси предшествовало заключение
брака князя Владимира и
Таким образом Владимир, принимая новую веру, не стал подчинённым греческих императоров. Больше того, так как греческие императоры были в родстве с другими европейскими императорами и королями, то Владимир породнился с тремя самыми сильными царями того времени. Конечно, по своим размерам и силе Киевская Русь была равна им. И всё-таки это было большим достижением Владимира, которому тогда было всего лишь 25 лет1.
Крещение Владимира и его
приближенных было совершено в г.
Корсуни - центре византийских владений
в Крыму (Херсонес располагается
в черте нынешнего Севастополя)
Свергнув идолов Перуна и других
языческих богов, крестившись сам
и крестив дружину, детей, киевлян,
князь Владимир осуществил важнейшую
по значению и последствиям реформу.
Из Киева новая религия — мирно
или насильственно — в течение
многих десятилетий и даже столетий
распространялась по всей территории
Древнерусского государства. Киев стал
центром русской митрополии, которая
подчинялась
3 Создание церковной организации
Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.
Важным свидетельством появления митрополии на Руси в первые годы после принятия христианства, является упоминание русской митрополичьей кафедры в византийском перечне кафедр (Notitia episcopatuum).
В нескольких редакциях перечня митрополий, который относится к концу XI в., кафедра «Росиа» занимает постоянное место с номером 60 после митрополии Серры и Помпейуполиса и перед митрополией Алании2.
Для обоснования существования митрополии со времени вскоре после принятия христианства существенна также общая оценка характера взаимоотношений Руси и Византии до 1037 — 1039гг. и после них.
Время правления Ярослава
отмечено значительным возрастанием политического
авторитета страны, что находит выражение
в установлении торговых связей и
брачных союзов со многими странами,
в подъеме национального
Поскольку в этом акте создания церкви и в назначении в нее Анастаса Корсунянина и херсонских и царицыных попов участие митрополита никак не отмечено, но всячески подчеркивается роль Владимира, можно считать, что тогда этого высшего церковного института на Руси еще не существовало. И сама организация княжеской Десятинной церкви предполагает другой статус церковной организации без того единого административного центра, входящего в компетенцию патриархии, каким стала софийская кафедра. Таким образом, учреждение Десятинной церкви предшествовало учреждению митрополии, но, как показывают данные перечня митрополий, ненамного.
Тесно связанный с