Крещение руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы – выяснить к каким последствиям привело крещение Руси, и какое влияние оно имело на ход истории нашего государства.
К задачам моей работы относится:
Определить предпосылки и причины принятия Русью христианства.
Изучить процесс христианизации Руси при Владимире Святославовиче
Ознакомится с историей создания церковной организации

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………...3
1 Причины принятия христианства на Руси……………………………….5
2 Принятие христианства при Владимире Святославовиче………………7
3 Создание церковной организации………………………………………..9
4 Историческое значение христианизации Древнерусского государства...13
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

история контрольная.docx

— 41.14 Кб (Скачать)

Система епископских кафедр на Руси тесно связана с возникновением митрополичьей кафедры в Киеве. Сам этот титул кафедры – митрополия - в Византии предполагал подчинение митрополиту других иерархов, епископов, главой которых он был. Митрополия, не имевшая подчиненных ей епископских кафедр, была только титулярной, т.е. отличавшейся от епископии титулом, а не объемом и содержанием власти. Соответственно митрополичья епархия включала в себя все епархии епископских кафедр.

Учреждение митрополии на Руси предполагало, таким образом, и  одновременное создание епископских  кафедр. Летописи XVI—XVII вв. указывают  на то, что на Русь вместе с митрополитом пришли четыре или шесть (в разных летописях по-разному) епископов.

Вопрос о числе и  месте организации епископских  кафедр должен решаться с учетом того, что ко времени завершения первого  этапа формирования церковной структуры, к концу княжения Ярослава, их ведением практически или лишь теоретически, идеально, должна была быть охвачена вся  территория государства. Вне созданных  епархий, хотя бы их дальних периферий, не должно было оставаться древнерусских  земель. В процессе развития государственной  структуры и расширения христианизации территории некоторых больших епископских  епархий делились и создавались  новые кафедры, которым эти епархии  подчинялись. По правилам, принятым в  восточной церкви, создание новых  епископий, подчиненных митрополиту, находилось в ведении последнего, а не патриарха с синодом. Практически оно зависело от желания и материального обеспечения местных князей. Вместе с тем сама организация системы епископий с их епархиями не могла быть единовременным актом, например, одного года. Она формировалась в течение нескольких десятилетий и продолжала развиваться и позднее.

Процесс включения в орбиту церковной власти и связанного с  ней суда основной территории государства  и складывающейся древнерусской  народности в середине и во второй половине XI в. был дополнен другим, также  очень важным в условиях государственно-этнического  развития страны. Было важно формировать епархии во главе с епископами на территориях, которые осваивались киевскими князьями и где миссионерская деятельность была очень актуальной.

К середине XIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части  соответствующих крупным русским  княжествам, равным по территории западноевропейским государствам3.

Сравнение этой церковной  структуры с византийской, которая  не могла не быть отправным пунктом  при ее формировании, показывает, что  условия Руси не позволяли прямо  воплощать здесь иноземные образцы, но заставляли исходить из местных  нужд.

Таким образом, формирование церковной структуры на Руси в  конце X—XII в. явилось процессом внутреннего развития государственного строя Руси. Сама митрополия в Киеве, объединявшая (за исключением короткого времени во второй половине XI в.) всю государственную территорию Древней Руси, была центром национальной (в смысле народности) церкви. Основанные великокняжеской властью и местными князьями епископии представляли собой централизованную структуру, которая в основном соответствовала политической структуре. В пору феодальной раздробленности и существования самостоятельных княжеств церковная система из 11 —16 епископии, подчиненных как местным князьям, так и Киеву, в определенной степени компенсировала недостаток политической централизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Историческое значение христианизации Древнерусского государства

 

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению  богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи. Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные. Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как  известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав  вменял в обязанность каждому  монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, писанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженик этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович, снабжавший "книгами церкви Божьи"; "богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век).

Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в  большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских  книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом  новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.

Преподобный Нестор, монах  Киево-Печерского монастыря, написал  жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и  преподобного Феодосия Печерского, положив  начало русской житийной литературе.

Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть  временных лет", которая, по определению  академика Д.С.Лихачева, является "цельной  литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

Эти памятники русской  канонической мысли поражают мягкостью  и терпимостью, снисхождением к  человеческой природе. Так, наряду со строгой  требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном  этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью  в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным  противодействием по отношению к  другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для  культовых целей), ново утвердившаяся  церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр, (скоморошество), подвергалось осуждению  устное народное творчество, истреблялись как “языческое наследие” памятники  дохристианской славянской культуры. Итак, подведем итоги.

Принятие христианства в  качестве государственной религии  является одним из наиболее важных событий в истории Руси. Княжеская  власть получила в новой религии  и исповедовавшей ее церкви надежную опору -духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны среди христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность - из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее многовековое древо русского летописания. Здесь истоки русской литературы, профессиональной архитектуры, живописи, музыкального искусства. Воспринятое, «трансплантированное», сливалось христианство с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки не только русской, но, в той же мере и степени, украинской, белорусской культур. В исторической перспективе мы видим, и нам следует это видеть, что христианская нива давала не только зерно. Она, если прибегнуть к евангельским образам, выращивала и плевелы: человек должен был осознавать себя греховным и ничтожным, обреченным на «коловращение», в котором земные заботы признавались тщетными в своем существе. Церковь, слитая с государством, авторитетом Евангелия однозначно оправдывала социальное неравенство, порядки феодального общества. Так и в наши дни религиозное миропонимание ставит осуществление высших идеалов и надежд человечества в зависимость от воли сверхъестественных сил, Провидения, а высшие истины ставит вне сферы человеческого разума. И вместе с тем и, несмотря на это, христиане - реальная и большая сила современного мира, своим, евангельским путем идущая по пути социального прогресса, выступающая ныне против войн, против расовых и национальных предрассудков.

По поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать  однозначно только одно: она стала  новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

«Крещение Руси» это одна из тем школьной программы, но учась  в школе, мы часто не обращаем внимание на столь важные и интересные темы. Вот и я, как и многие, не помнила всех подробностей Крещения Руси. Поэтому я и выбрала эту тему. Изучив ее, я вынесла для себя много интересного, определила ход событий, связанных с крещением Руси, так же вывела причины и значение принятия Русью христианства.

Так же я считаю, что справилась с поставленной целью, я выяснила значение принятия христианства. Заканчивая свою работу, я могу подвести итог, что введение христианства на Руси дало большой толчок для большего развития культуры. Изменились все стороны жизни древнерусского общества. Потребовалось большое количество священнослужителей, а значит, нужны школы, нужны богослужебные книги - значит, необходимо создать условия для работы писцов, подготовить этих людей. Массовая подготовка их приводит к распространению грамотности. Для украшения церквей (а их к концу правления Владимира было только в одном Киеве несколько сот) нужны иконы, мозаики, нужны мастера каменного зодчества. Все это свидетельствует о развитии древнерусского искусства и ремесла.

Христианство требует  соблюдения большого количества постов, нужна растительная пища, поэтому  развивается быстрыми темпами огородничество.

Русских людей стали волновать  и проблемы более высокого порядка, можно сказать, философские, правда, облечены они были в богословскую форму. Своеобразными научными центрами стали монастыри, которые появились  на Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром. Здесь пишутся летописи, создаются произведения, имеющие  важное богословское и политическое значение.

Итак, можно сказать, что  христианизация Руси была огромным прогрессивным  переворотом во всех областях жизни  древнерусского общества.

 

Список использованной литературы

 

  1. Ключевский, В.О. Православие в России. – М.: Мысль, 2000. – 621 с.
  2. Перевезенцев, С.В. Тайна русской веры. – М.: Вече, 2001. – 432 с.
  3. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII вв.: Принятие христианства. М.: 1988 – 361 с.
  4. Русское православие: Вехи истории. М.: 1989.
  5. Щапов, Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М.: 1989.
  6. Фроянов, И.Я. Киевская Русь. – М.: ОЛМА – Пресс, 2001. – 306 с.

 

 


Информация о работе Крещение руси