Контрольная работа по истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

содержит 5 заданий

Файлы: 1 файл

В различное время предлагалась различная периодизация человеческого общества.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

На протяжении большого исторического периода  народные диалекты и языки Западной Европы, будучи средствами устного общения людей, не могли овладеть сферой письменности - она оставалась всецело под властью латыни - языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской истории и являвшегося официальным и профессиональным языком единственно образованного и монополизировавшего образование слоя общества - духовенства. Быть грамотным означало знать латынь. Соответственно, сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней античности деление людей на litterati и illiterati, т.е. на образованных, знающих латынь, и на «идиотов» - неграмотных, довольствующихся данным им от рождения грубым народным языком.

В V-IX в.в. все  школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь  составляла программу обучения, подбирала  учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школах преподавались «унаследованные» от античности, так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых «внешних»  школ, где обучались юноши, не предназначенные  для церковной карьеры. Однако это  были, в основном, дети из знатных  семей.

Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX в.в. развитие умственной жизни в X-начале XI в.в. заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.

В период раннего Нового времени активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.

Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса  прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

Я считаю, что  наиболее важным фактором развития общества в Западной Европе в Раннее Новое время является направленность на образованность населения. Ведь образование, уровень культуры общества, является наиболее важным фактором развития общества, потому что чем население образованнее, чем больше оно просвещено, тем большего развития оно может достигнуть.

Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики.

Ответ.

В настоящее  время существует множество различных  классификаций этапов Российской истории. Есть наиболее стандартная , очень краткая классификация :

  1. Россия с древнейших времён
  2. Революция 1905 - 1917. Гражданская война.
  3. И.В. Сталин. Великая Отечественная Война.
  4. Холодная война и перестройка
  5. Либеральные реформы в России
  6. Правление ВВП
  7. Разоблачения исторических фальсификаций

Но многие историки рассматривают более четкую и  подробную классификацию этапов Российской истории.

Выдающийся историк   С.М.Соловьев выделяет следующие основные этапы:

  1. От Рюрика  до Андрея Боголюбского- период  господства родовых отношений  в политической жизни (IX-XII вв.).        

  2. От Андрея  Боголюбского до начала XVII в. - период  борьбы   родовых и государственных   начал, завершившийся  полным  торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии:       а) от Андрея  Боголюбского до  Ивана  Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений;      

         б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы

(XIV-XVI);

 в) от Ивана  III до начала XVII в.- период  борьбы  за полное   торжество государственного начала.           3. С начала  XVII до середины  XVIII в. - период  вступления   России в систему европейских государств.            4. С середины  XVIII века до реформ 60-х годов XIX в. - новый   период русской истории.

Периодизация  С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности. По другому  подходит В.О. Ключевский, который  определяет  периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:         

1. VIII - XIII вв. - Русь  Днепровская, городовая, торговая;    2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжес-кая, вольно-земледельческая;             3. Сер. XV - второе  десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая;

4. Начало  XVII - вторая  половина  XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства.

    1. В.О. Ключевский  называл  эти  периоды:      1) днепровский;       

2) верхневолжский;       

3) великорусский;

4) всероссийский.

Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный  период развития России.

Большинство современных  отечественных историков выделяют такую 

периодизацию:

    1. IX-XIII вв. - Киевская Русь;         
    2. XIV-XVII вв. - Московская Русь;     
    3. XVIII - начало XX в. - Российская империя;     
    4. 1917г. - н.в. - Советский период.       

Сторонники "двух цивилизаций" в России исходят  из того, что на рубеже ХIII—ХIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, т. е. цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе и особый нормативно-ценностный порядок. В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет. В это же время, согласно «пассионарной» концепции Л. Гумилева, начинается генезис нового — русского — этноса, а затем российского суперэтноса. По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментом в процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части — крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, церкви, . горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, — в единое российское общество. В это время был сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами эконоинки в пользу последних. Следствием чего стадо превращение кратковременного для Западной Европы процесса — колонизации и распашки земель — в длительный и стержневой для истории России процесе. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания» и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом «молись и работай», Главная ценность христианства — спасение души после смерти, — с одной сторейды, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу,

В рамках древнерусской («русско-европейской») цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую», «северо-восточную» и «юго-западную». Киевская субцивилизация прекратила сущеетвование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация — в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая пекле объединения е Польшей вошла в состав западноевропейского цивилизационного ареала. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться в XIV в. «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой российской («евразийской») цивилизации.

В рамках российской («евразийской») цивилизации можно  выделить в качестве субцивилизаций «Московское царство» и «Литовскую Русь», «императорскую Россию», «СССР». После распада СССР начался новый, «постсоциалистический» этап субцивилизационного развития России.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все  те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир, рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время -буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию  капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись  острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся  тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя.

 

Задание 5. Тест:

Установите  соответствие:

1. Первобытная  эпоха

4.экзогамия

2. Древний мир

1.колонат

3. Средневековье

5.промышленный  переворот

4. Новое время

3.коммутация  ренты

5. Новейшее время

2.стагфляция


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. История Отечества: Учебник для вузов./Под. ред. Акад. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. – М., 2008.

2. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для вузов. – М., 2008.

Интернет-ресурсы.

3.Викепедия  :  http://ru.wikipedia.org/wiki/

4.Всемирная история: http://maxbooks.ru/worhi/histos04.htm

 


Информация о работе Контрольная работа по истории