Изменение в государственном аппарате в годы первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Начало XX в. связано со значительными переменами в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции привели к важным и существенным сдвигам в российском обществе.

Оглавление

Введение 2
Изменения в государственном аппарате Российской Империи в период Первой мировой войны 5
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

Введение 2

Изменения в государственном аппарате Российской Империи в период Первой мировой войны 5

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

Введение

 

Начало XX в. связано со значительными переменами в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции привели к важным и существенным сдвигам в российском обществе.

В начале XX в. в России сохранялось  сложившееся ранее деление общества на сословные группы, однако небывалый подъём экономики, который Россия пережила в конце XIX в., вызвал к жизни новые слои населения - предпринимательский слой, буржуазия, крупная и средняя, численность и политический вес которой постоянно росли. Былое деление купечества на гильдии, с разными для каждой правами, уходит в прошлое, и принадлежность к буржуа определяется теперь выдаваемыми ежегодно властями «промысловыми свидетельствами». В них указывается сумма капитала, в рамках которого проводится предпринимательство и наступает имущественная ответственность.

По мере укрепления свои позиций  русские предприниматели заявляют о себе присоединением к либеральному движению, формируется оппозиция правительству, которая требует участия в управлении государством.

Другая новая социальная прослойка, которая формируется в России в указанное время, – это промышленный пролетариат. Численность рабочих, занятых в промышленности, торговле, на заработках в различных отраслях сельского хозяйства составляла около 9 миллионов человек, из них рабочими в строгом смысле слова являлись около 3 миллионов. Русские рабочие в большинстве своем оставались в это время рабочими с наделом. 

Крестьянская деревня в России пережила к концу XIX в. бурный прирост населения, численность которого за 40 последних лет века увеличилась на 65 %. Естественным следствием стал более ощутимый недостаток земли в Европейской России, сделавший лишними для деревни около 30 % крестьян. Экономическое развитие села тормозили сохранявшиеся в нем общинные порядки (круговая порука при уплате податей, переделы земли, невозможность распоряжаться ею без согласия общины). Они сдерживали расслоение крестьянства, формирование чувства собственника, хозяина своей земли. «Горе той стране, – писал известный государственный деятель России рубежа веков, С.Ю. Витте, – которая не воспитала в населении чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективное владение».

Российское государство к началу XX в. по форме оставалось самодержавным, абсолютистским, ибо в стране отсутствовали представительные учреждения. В управлении страной абсолютный монарх опирался, с одной стороны, на централизованный бюрократический аппарат, который был строго иерархизирован. Каждое звено его занимало свое, отведенное ему место в многоступенчатой системе (министры, советники, губернаторы и т.д.).

С другой стороны, в России развивались выборные структуры, прежде всего, в местном управлении. Их роль выполняли земские собрания и управы, городские думы, дворянские общественные организации. Роль законосовещательного органа играл Государственный совет, члены которого назначались пожизненно царем. Он разрабатывал проекты законов, рассматривал их, привлекая к этому делу специалистов, но утверждение законов оставалось прерогативой императора.

Органом высшей исполнительной власти по-прежнему оставался Совет министров, созданный, как и Государственный совет, при Александре I. Правительствующий Сенат, исполняя роль верховного суда, обнародовал законы, разъяснял их, следил за их исполнением и контролировал законность действия власти на местах. И хотя конечной властью в утверждении законов был сам император, государство в своей политике уже давно руководствовалось ими. Формировавшийся в стране капиталистический рынок диктовал обществу законы и функции, которые не могла обойти никакая власть и никакие правительства.

В начале XX в. политическая ситуация в  России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом. Уже события первой русской революции поставили Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единения царя с народом как основы управления государством. Поэтому из двух возможных путей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского, правительство Николая II выбрало второй. Представительство, нося совещательный характер, должно было доводить до царя «голос народа», а царь, являясь конечной инстанцией в принятии закона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законность объявлялась залогом успеха в деятельности государства. На более радикальные преобразования, чем воплощение в жизнь идеи правового самодержавия, Николай II не был способен.

Важнейшим политическим итогом 1905 г. стало создание в России первого представительного законодательного учреждения — Государственной думы.

Государственная дума просуществовала  около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, и имела четыре созыва. Во всех четырех  Государственных думах преобладающее  положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, верхов городской интеллигенции  и крестьянства.

Важнейшей частью деятельности Думы была работа над законопроектами. Законопроекты  поступали на обсуждение Думы, если предложение исходило не менее чем  от 30 ее членов. Законопроекты обсуждались  в Думе чрезвычайно медленно и  часто застревали в комиссиях.

После революции 1905–1907 гг. Россия активно развивалась в сторону демократии, усваивала европейский опыт: все более властно заявляло о себе складывавшееся гражданское общество, формировались партийные структуры широкого политического спектра, постепенно вырабатывались элементы парламентаризма. Но, к сожалению, в деятельность такого рода была вовлечена на практике лишь незначительная, в основном образованная часть общества. Революция 1905–1907 гг. не решила основных проблем политического и социально-экономического развития России. После третьеиюньского переворота 1907 г. в России наступает период реакции во всех сферах развития общества. Это, а также нерешенность важнейших социально-экономических проблем, связанных с уровнем жизни основной массы населения, обусловило нарастание революционных процессов уже к 1910 г. К лету 1914 г. политический кризис в стране достиг своей критической точки. Именно в таком состоянии Россия вступила в июле 1914 г. в Первую мировую войну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения в государственном аппарате Российской Империи в период Первой мировой войны

 

Кризис самодержавия, проявившийся в первой российской революции, был  усилен Первой мировой войной, начавшейся в июне 1914 г. и охватившей 38 государств Европы, Азии и Африки.

В целях мобилизации экономики  с осени 1915 г. наряду с широким привлечением к работе на военные нужды частной промышленности в стране усиливается система государственно-монополистического регулирования экономики. В этих целях еще в августе 1915 г. были учреждены Особые совещания по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию. Определенную роль в мобилизации хозяйства на нужды фронта сыграли военно-промышленные комитеты, созданные весной 1915 г. Они должны были организовать получение военных заказов и распределение их между предприятиями. В результате увеличилось производство вооружения, винтовок, патронов и артиллерийских снарядов.

Развертывание военного производства происходило за счет спада развития гражданских, мирных отраслей промышленности. Кризис железнодорожного транспорта, металлургической, топливной промышленности усилился упадком сельского хозяйства, перерабатывающих его отраслей. Болезненный  характер носили продовольственный, топливный  и финансовый кризисы.

Хозяйственные трудности усугублялись также политическим кризисом, выражавшимся в развале правительственной  власти.

Антивоенное настроение все больше охватывало армию, в сознании солдат — движения против войны и против самодержавия, ввергшего страну в  нее, переплетались. Отношение солдатских масс к революции во многом было подготовлено войной. Война также содействовала обогащению буржуазии, которая наживалась на военных поставках. Неспособность царизма произвести планомерную перестройку промышленности на военный лад, слабые потенциальные возможности казенных предприятий и стремление капиталистов нажиться на военных заказах привели к тому, что в производстве продукции для армии главная роль перешла к частным капиталистическим предприятиям.

В качестве противовеса, царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Таким образом, изменения в государственном аппарате были обусловлены сразу несколькими обстоятельствами: необходимость мобилизации хозяйства страны, стремление буржуазии к наращиванию экономического и политического влияния, стремление режима царизма к стабилизации собственного положения и централизации власти.

Прежде чем говорить о  конкретных изменениях, произошедших в государственном аппарате Российской Империи в годы Первой мировой войны необходимо определить, что включает в себя это понятие.

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются  основные функции, достигаются стоящие  перед государством на различных  этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным  элементом любого государства.

Каждый государственный орган  представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и  принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими  государственные органы от негосударственных  органов и организаций, являются следующие:

а) формирование их по воле государства  и осуществление ими своих  функций от имени государства;

б) выполнение каждым государственным  органом строго определенных, установленных  в законодательном порядке видов  и форм деятельности;

в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной  структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и  роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений  с другими государственными органами и организациями;

г) наделение государственных органов  полномочиями государственно-властного  характера.

Говоря об изменении государственного аппарата, мы имеем в виду изменение его структуры.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура  всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

Наиболее важными частными системами  современного государственного аппарата являются следующие: система органов  государственной власти (законодательная), система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

В годы Первой мировой войны в органах всех трех ветвей власти Российской Империи происходили существенные изменения.

 

Государственная Дума

Важным событием в государственном  аппарате Российской Империи в годы Первой мировой войны был созыв государственной думы в 1912 году.

Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного Закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение, которое поддерживало царское правительство в ведении войны, одобряла законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. Несмотря на то, что все предложения, вносившиеся в Думу царским правительством, ею одобрялись, IV Дума созывалась царем нерегулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. в обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных фракций, которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику царизма, добиться создания ответственного перед Думой правительства. В августе 1915 г. лидеры буржузано-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание не только "министерства доверия", но и ответственного перед Думой правительства. Буржуазия пыталась добиться от царя уступок, надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут довести войну до победного конца и не допустят революции. Таким образом, Дума стремилась создать правительство, подконтрольное и подотчетное ей, т.е. механизма нормального для всякого государства XX в. Исполнительная власть должна зависеть от законодательной. Этого упорно не хотел признавать царь, ненавидевший Думу и надеявшийся реставрировать самодержавие.

Информация о работе Изменение в государственном аппарате в годы первой мировой войны