Изменение в государственном аппарате в годы первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Начало XX в. связано со значительными переменами в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции привели к важным и существенным сдвигам в российском обществе.

Оглавление

Введение 2
Изменения в государственном аппарате Российской Империи в период Первой мировой войны 5
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

 

Особые совещания.

Аппарат мирного времени  оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость  в создании чрезвычайных органов. В  1915 г. были образованы межведомственные особые совещания, которые состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.

Местными органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы  в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.

Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств - морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности, государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союзов и четыре представителя от Центрального военно-промышленного комитета.

В компетенцию Особого  совещания для обсуждения и объединения  мероприятий по обороне государства  входили высший надзор за деятельностью  всех правительственных заводов, арсеналов  и мастерских, а также частных  заводов и предприятий, изготовляющих  предметы боевого и прочего материального  снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и  предприятий такого назначения, распределение  заказов между заводами.

Если последнюю функцию - распределение заказов - выполняло  Особое совещание, то все остальные  должны были реализовывать фактически его уполномоченные. На местах уполномоченными  Особого совещания по обороне  были созданы местные совещания  для обсуждения мероприятий и  вопросов, входящих в круг ведения  этого Особого совещания. В состав местного совещания входили представители  местных организаций Всероссийского земского и городского союзов, местного военно-промышленного комитета и  ряд лиц по усмотрению уполномоченного.

Особые совещания явились  формой вовлечения представителей монополистической  буржуазии во все звенья учетно-регистрационного аппарата царизма, сращивания финансового  капитала с правительственным аппаратом.

 

Расширение прав губернаторов и военных властей  в местном управлении.

Военная обстановка вызвала  расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Их полномочия и взаимоотношения  определялись Положением о полевом  управлении войск и особыми Правилами  о местностях, объявленных на военном  положении. В период Первой мировой войны в стране действовало чрезвычайное законодательство конца XIX в. С введением военного положения управление губернией сосредоточивалось в руках главнокомандующего, получавшего значительно более широкую компетенцию, чем компетенция органов управления в условиях усиленной и чрезвычайной охраны.

Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора  очень широкие права - административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления  по вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка  и государственной безопасности, устанавливать ответственность  в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс. руб. за нарушение этих постановлений.

Применение изданных генерал-губернаторами  норм об ответственности за нарушение  обязательных правил и постановлений  осуществляли непосредственно сами генерал-губернаторы либо по их поручению  губернаторы, градоначальники либо обер-полицмейстеры.

По собственному усмотрению генерал-губернатор изымал из подсудности  для решения своей властью  в административном порядке дела о преступлениях и проступках, мера наказания по которым не должна была превышать трех месяцев тюремного  заключения либо 3 тыс. руб. штрафа. Однако этим репрессивные функции генерал-губернатора  не ограничивались. Он имел право: передавать на рассмотрение военного суда отдельные  дела о всяких преступлениях, предусмотренных  общими уголовными законами, для осуждения  виновных по законам военного времени  и особым правилам; исключать из общей подсудности категории  дел о целых родах преступлений и проступков с передачей этих дел в производство военного суда; требовать рассмотрения при закрытых дверях в судах гражданского ведомства  судебных дел, публичное слушание которых "может послужить поводом к  возбуждению умов и нарушению  порядка", и рассмотрения дел о  государственных преступлениях  или в указанном выше порядке, или с особыми ограничениями; окончательно утверждать приговоры  военных судов по определенным категориям дел.

Расширение административной компетенции генерал-губернаторов состояло в праве: воспрещать всякие народные, общественные и частные  собрания; делать распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений  на срок или на все время военного положения; разрешать чрезвычайные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных и городских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения этих собраний; приостанавливать периодические издания на все время объявленного военного положения; закрывать учебные заведения на срок до одного месяца, а с разрешения командующего армией - и на все время военного положения с сообщением о том надлежащему начальству учебного заведения; воспрещать отдельным лицам пребывание в местностях, объявленных на военном положении; высылать отдельных лиц во внутренние губернии; устранять от должности на время объявленного военного положения чиновников всех ведомств.

Военные власти и генерал-губернаторы  пользовались правом подчинять по гражданскому управлению некоторые из местностей, объявленных на военном положении, специально назначенным лицам. Губернаторы  и градоначальники имели право  при замещении всех вообще должностей по земским, городским и судебно-мировым  учреждениям изъявлять свое несогласие на такое замещение, если лицо, предложенное на открывшуюся вакансию, представлялось им неблагонадежным. В таком же порядке  подлежали увольнению с должностей в указанных учреждениях лица, заподозренные в неблагонадежности.

Для рассмотрения уголовных  дел, переданных в военные суды генерал-губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны были производиться  в военных судах по правилам, установленным  Военно-судебным уставом.

Наряду с расширением  административных полномочий местных  губернских органов управления, полиции  и суда введение военного положения  означало установление широких прав военных властей. Положение 1892 г. "О местностях, объявленных на военном положении" устанавливало, что с введением военного положения направление действий по охране государственного порядка и общественного спокойствия переходит к военным властям.

Командующий армией уполномочивался: воспрещать удаляться из места жительства таким лицам, которых по их знанию, ремеслу или занятию предполагается привлечь к работам для достижения целей войны; назначать общие  и частные реквизиции; воспрещать вывоз необходимых для работ  орудий и материалов, а также продовольственных  и перевозочных средств, фуража, дров и тому подобных предметов, могущих  потребоваться для войны; распоряжаться об уничтожении строений и истреблении всего, что может затруднить движение или действие войск. Более того, командующий армией уполномочивался на принятие для охраны государственного порядка или успеха ведения войны любых мер, не предусмотренных законом.

Чрезвычайное законодательство конца XIX в. составило юридическую  основу расширения репрессивной компетенции  высшей и местной администрации  и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. В ходе войны был издан и  ряд актов, которые расширяли  компетенцию военных властей  по различным вопросам, в том числе  в области судопроизводства.

 

Земгор.

В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский  союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.

 

Военно-промышленные комитеты.

В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в  договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, например о поставках и подрядах по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и т.д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по ним.

По своему составу и  характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали  огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями. Буржуазия пыталась выдать их за общенародные и с этой целью решила организовать при комитетах рабочие группы и тем самым вовлечь рабочих в активную работу на войну. Развернув кампанию по выборам в рабочие группы, буржуазия надеялась подчинить своему влиянию рабочий класс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классового мира.

 

Изменения в системе  судебных органов.

Война вызвала изменения  в системе судебных органов и  порядке их деятельности. Законом  от 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава "О суде в военное время", в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.

 

Государственный банк

Существенные изменения произошли  в функциях такого инструмента исполнительных органов власти как государственный  банк, который оказал мощную поддержку акционерным коммерческим банкам и предприятиям, выполнявшим крупные заказы на оборону. Несмотря на закрытие фондовых бирж, котировки ценных бумаг акционерных коммерческих банков и металлургических заводов поддерживались на высоком уровне. Этот результат был достигнут благодаря продуманной политике Государственного банка, который в условиях усиленного предложения ценных бумаг старался покупать их по прежним ценам. Кроме того, главный банк империи на протяжении первых полутора лет войны продолжал политику усиленного кредитования банков и крупных фирм. Об этом говорят большие объемы учетно-ссудных операций, в 1914-1916 гг. державшиеся на уровне 5153,2-6261,7 млн. руб. - в 1,5-3 раза больше, чем в предвоенные годы. 

Для контроля над использованием кредитов главного банка империи в 1916 г. был  усилен надзор за банками со стороны  Министерства финансов. Акционерные  коммерческие банки были обязаны  предоставлять в Государственный  банк все сведения о производимых ими операциях и допускать  представителей Госбанка для ревизии  их деятельности. Кроме того, Министерство финансов было вправе приостанавливать ведение операций, нарушавших закон, правила устава или распоряжения министра финансов, устранять членов Правления, Совета и директоров-распорядителей банка на тех же основаниях.

Информация о работе Изменение в государственном аппарате в годы первой мировой войны