Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:28, контрольная работа
Начало XX в. связано со значительными переменами в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции привели к важным и существенным сдвигам в российском обществе.
Введение 2
Изменения в государственном аппарате Российской Империи в период Первой мировой войны 5
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Особые совещания.
Аппарат мирного времени оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания, которые состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.
Местными органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.
Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств - морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности, государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союзов и четыре представителя от Центрального военно-промышленного комитета.
В компетенцию Особого
совещания для обсуждения и объединения
мероприятий по обороне государства
входили высший надзор за деятельностью
всех правительственных заводов, арсеналов
и мастерских, а также частных
заводов и предприятий, изготовляющих
предметы боевого и прочего
Если последнюю функцию
- распределение заказов - выполняло
Особое совещание, то все остальные
должны были реализовывать фактически
его уполномоченные. На местах уполномоченными
Особого совещания по обороне
были созданы местные совещания
для обсуждения мероприятий и
вопросов, входящих в круг ведения
этого Особого совещания. В состав
местного совещания входили
Особые совещания явились формой вовлечения представителей монополистической буржуазии во все звенья учетно-регистрационного аппарата царизма, сращивания финансового капитала с правительственным аппаратом.
Расширение прав губернаторов и военных властей в местном управлении.
Военная обстановка вызвала
расширение компетенции генерал-
Объявление местностей на
военном положении давало административной
власти в лице генерал-губернатора
очень широкие права - административные,
полицейские и судебные. Он имел
право издавать обязательные постановления
по вопросам, относящимся к предупреждению
нарушения общественного
Применение изданных генерал-губернаторами норм об ответственности за нарушение обязательных правил и постановлений осуществляли непосредственно сами генерал-губернаторы либо по их поручению губернаторы, градоначальники либо обер-полицмейстеры.
По собственному усмотрению генерал-губернатор изымал из подсудности для решения своей властью в административном порядке дела о преступлениях и проступках, мера наказания по которым не должна была превышать трех месяцев тюремного заключения либо 3 тыс. руб. штрафа. Однако этим репрессивные функции генерал-губернатора не ограничивались. Он имел право: передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о всяких преступлениях, предусмотренных общими уголовными законами, для осуждения виновных по законам военного времени и особым правилам; исключать из общей подсудности категории дел о целых родах преступлений и проступков с передачей этих дел в производство военного суда; требовать рассмотрения при закрытых дверях в судах гражданского ведомства судебных дел, публичное слушание которых "может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка", и рассмотрения дел о государственных преступлениях или в указанном выше порядке, или с особыми ограничениями; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел.
Расширение административной
компетенции генерал-
Военные власти и генерал-губернаторы
пользовались правом подчинять по гражданскому
управлению некоторые из местностей,
объявленных на военном положении,
специально назначенным лицам. Губернаторы
и градоначальники имели право
при замещении всех вообще должностей
по земским, городским и судебно-мировым
учреждениям изъявлять свое несогласие
на такое замещение, если лицо, предложенное
на открывшуюся вакансию, представлялось
им неблагонадежным. В таком же порядке
подлежали увольнению с должностей
в указанных учреждениях лица,
заподозренные в
Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны были производиться в военных судах по правилам, установленным Военно-судебным уставом.
Наряду с расширением административных полномочий местных губернских органов управления, полиции и суда введение военного положения означало установление широких прав военных властей. Положение 1892 г. "О местностях, объявленных на военном положении" устанавливало, что с введением военного положения направление действий по охране государственного порядка и общественного спокойствия переходит к военным властям.
Командующий армией уполномочивался:
воспрещать удаляться из места жительства
таким лицам, которых по их знанию,
ремеслу или занятию
Чрезвычайное законодательство
конца XIX в. составило юридическую
основу расширения репрессивной компетенции
высшей и местной администрации
и военных властей в
Земгор.
В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.
Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.
Военно-промышленные комитеты.
В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.
Военно-промышленные комитеты
имели право приобретать
По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями. Буржуазия пыталась выдать их за общенародные и с этой целью решила организовать при комитетах рабочие группы и тем самым вовлечь рабочих в активную работу на войну. Развернув кампанию по выборам в рабочие группы, буржуазия надеялась подчинить своему влиянию рабочий класс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классового мира.
Изменения в системе судебных органов.
Война вызвала изменения в системе судебных органов и порядке их деятельности. Законом от 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава "О суде в военное время", в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.
Государственный банк
Существенные изменения
Для контроля над использованием кредитов
главного банка империи в 1916 г. был
усилен надзор за банками со стороны
Министерства финансов. Акционерные
коммерческие банки были обязаны
предоставлять в
Информация о работе Изменение в государственном аппарате в годы первой мировой войны