Алтай в годы первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

В советский период российской истории изучению жизни регионов в годы Первой мировой войны уделялось крайне незначительное внимание. Это было связано с идеологизированным, односторонним подходом ко всей истории Первой мировой войны. Любая помощь населения русской армии объяснялась тогда пресловутым «шовинистическим угаром». И все это представлялось лишь эпизодом на фоне классовой борьбы большевиков против эксплуататоров. В итоге созидательная сторона деятельности общества в данный период истории в работах советских исследователей сознательно обесценивалась.

Файлы: 1 файл

Altay_v_gody_pervoy_mirovoy_voyny.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Алтайский округ до войны входил в состав Томской губернии и составлял большую часть ее территории и населения. Вся юго- восточная часть губернии, включавшая в себя Барнаульский, Бий- ский, Змеиногорский, Кузнецкий и часть Томского уездов, составляла особый округ Кабинета Его Величества. Алтайский округ простирался на площади 41600000 десятин или около 400000 квадратных верст. Еще более значительным был людской потенциал Алтайского округа в рамках Томской губернии. Из общего числа жителей губернии в 4011424 чел. которые проживали на 1 января 1913 г., около 2/3 наления проживало на территории округа.

В советской историографии воздействие Первой мировой войны на общественные настроения традиционно связывалось с ростом недовольства населения и увеличением количества выступлений крестьян и рабочих. При этом сама Первая мировая война характеризовалась как империалистическая, чуждая интересам народа, и все проявления патриотизма, общественного надклассового единения расценивались как «шовинистический угар». Со сменой концептуально-методологической базы исторической науки в постперестроечный период произошла и смена оценочного компонента многих событий, в том числе и воздействия Первой мировой войны на общественные настроения населения Алтайского округа.

В советский период российской истории изучению жизни регионов в годы Первой мировой войны уделялось крайне незначительное внимание. Это было связано с идеологизированным, односторонним подходом ко всей истории Первой мировой войны. Любая помощь населения русской армии объяснялась тогда пресловутым «шовинистическим угаром». И все это представлялось лишь эпизодом на фоне классовой борьбы большевиков против эксплуататоров. В итоге созидательная сторона деятельности общества в данный период истории в работах советских исследователей сознательно обесценивалась. Поэтому главное внимание в данной работе мы уделим созидательным аспектам жизни Алтайского округа периода Первой мировой войны: осуществлению материальных поставок из округа для нужд армии и мобилизации людского потенциала Алтая для обороны страны.

 

 

 

1. Общественные настроения  населения Алтая в годы Первой мировой войны

 

В дни первой всеобщей мобилизации в июле 1914 г. повсеместно па территории Российской империи произошли волнения мобилизованных. Главными районами волнений в Алтайском округе являлись Барнаульский, Бийский, Змеиногорский уезды. Недовольство запасных было связано с условиями призыва: переполненностью казарм, задержкой выплат кормовых и других пособий, началом антиалкогольной кампании, неудовлетворительными условиями транспортировки, грубым обращением и т.д. Наиболее крупные волнения произошли 20 июля - 4 августа в с. Павловском и 21-25 июля в г. Барнауле. Окончательно эти волнения были подавлены только в 20-х числах августа 1914 г., когда в Барнаульский уезд была направлена карательная экспедиция пристава Лопатина.

В советский период волнения запасных в июле 1914 г. квалифицировались «как одна из форм политической борьбы крестьянства против самодержавия, свидетельствующая о дальнейшем росте классового самосознания крестьянства после поражения русской революции». В настоящее время подобная оценка выглядит явной натяжкой. В объяснении причин волнений мобилизованных в июле 1914 г. сегодня превалируют два подхода:

1) волнения мобилизованных в июле 1914 г. связаны с вообще негативным отношением населения к воинской повинности, и прежде всего, во многом еще патриархального, русского крестьянства, для которого война являлась фактором, ломающим весь традиционный психо-ментальный уклад. Слово «забрили», как отмечает М.В. Шиловский, было самым ненавистным словом, которое выражало горе и несчастье как для самого призванного в солдаты, так и для его семьи;

2) волнения мобилизованных в июле 1914 г. были спровоцированы началом антиалкогольной кампании, что нарушало многовековую традицию деревенских проводов рекрутов на войну, обязательным элементом которой была пьяная гульба призывников и их родственников, которая носила ритуальный (а потому сакральный) характер, знаменуя переход крестьянина из одного социального и экзистенциального состояния в другое. Возможность вволю погулять и покуражиться перед отправкой на фронт рассматривалась как своего рода психологическая компенсация грядущей утрате свободы распоряжения своей жизнью. В качестве доказательства этой концепции приводится факт массовых погромов в ходе волнений винных лавок, складов, грабежи магазинов. Необходимо также отметить, что в дореволюционный период правительственное объяснение волнений запасных июля 1914 г. тоже сводилось к «пьяным бунтам».

В целом отношение населения Алтайского округа к «антиалкогольной кампании», как составной части правительственной политики в годы Первой мировой войны, было неоднозначным. С одной стороны, в 1914 г. начался бум ходатайств сельских и городских обществ о закрытии винных лавок, пивных и трактиров. Так, например, на основании приговора мещанского схода г. Барнаула городская Дума на заседании 5 сентября 1914 г. единогласно постановила: «Возбудить ходатайство о закрытии в г. Барнауле продажи вина и пива, а также водочных изделий», и 10 ноября 1914 г. равным образом единогласно было постановлено: «ходатайствовать о совершенном запрещении торговли в г. Барнауле спиртными напитками». По сообщениям региональной периодической печати, в 1914 г. «городская и сельская общественность по собственному почину вступает в борьбу с кормчеством и минкарством. Составляют «приговоры» и «обязательства» не пить водки и не покупать ее со стороны. Из кооперативных союзов исключаются нетрезвые члены. Кредитные товарищества лишают ссуды своих вкладчиков, ведущих нетрезвый образ жизни. Деревенская молодежь образует кружки трезвенников».

С другой стороны, уже с 1914 г. начинают появляться тревожные сообщения о летальных исходах в результате употребления населением древесного спирта, палитры, лака, одеколона и т.д. Начинает зарождаться домашнее пиво- и самогоноварение, принявшее широкий размах в 1916-1917 гг., в период нового революционного кризиса. При этом изготовление алкогольных напитков многими производилось не для личных нужд, а для продажи и расценивалось как способ получения соответствующей платы за свой сельскохозяйственный труд. Вот как выразил подобное отношение один из крестьян с. Поспелиха Змеиногорского уезда: «Я не желаю, чтоб мое добро какой-нибудь буржуй за 5 рублей насильно отобрал, я лучше перегоню на самосидку и получу за пуд 30 рублей».

В тесной связи с антиалкогольной кампанией находилась просветительская деятельность правительства и общественных организаций, которая должна была ликвидировать образовавшийся в связи с трезвым образом жизни вакуум досуговых развлечений. Косвенным влиянием Первой мировой войны на народное просвещение было увеличение тяги к знаниям среди населения Алтайского округа. «С далекой войны сыновья и внуки пишут: тут живут не по-нашему, постройки, скот, пахота, одежда и обычаи - другие, по иному детей своих держат, их учат, все грамотны, письма, газеты читают. Эх и нам бы хоть маленько грамоты надо. И женам шлют наказ: сына в школу отдай, на село отвези. А отцу - чтоб на сходке за школу стоял». Поэтому не смотря на развитие сети образовательных учреждений в годы Первой мировой войны (только в г. Барнауле за 1914-1917 гг. было открыто 15 новых комплектов городских школ) многие желающие получить образование оставались за бортом школы. В связи с этим большое значение приобретает внешкольная просветительская деятельность общественных организаций, большинство из которых в 1917 г. были объединены в Культурно-просветительский отдел Алтайских кооперативов. Уже в сентябре 1917 г. на территории Алтайского округа имелось 196 культурно-просветительских обществ, представительств отдела. Целью создания Культурно- просветительского отдела было «проведение программы просветительной работы в деревне в связи с совершившимися событиями революционного переворота и с подготовкой населения к Учредительному Собранию, а в дальнейшем широкая политическая и общеобразовательная работа». Средством реализации поставленной цели были открытие культурно-просветительских обществ, библиотек- читален, народных домов, школ и курсов для взрослых, театральных сцен, издательство газет, книг, листовок и т.д. Социалистическая ориентация членов Управления Отдела привела к пропаганде в ходе лекторской работы, библиотечного дела, издания листовок и т.д. идей эсеров и меньшевиков, что оказало значительное влияние на формирование политических настроений алтайского крестьянства.

Вступление России в Первую мировую войну сопровождалось всеобщим патриотическим подъемом населения, что отразилось: в создании надклассовых организаций, чья деятельность была направлена на военные нужды (прежде всего ВПК); массовом добровольческом движении; благотворительной деятельности.

Рассмотрим более подробно систему общественной помощи, существовавшую на Алтае в годы Первой мировой войны. В целом деятельность всех благотворительных организаций и обществ можно •ловно разделить на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней благотворительностью мы понимаем проявления заботы и помощи обществами по отношению к семьям призванных на военную службу, являющимися членами данных обществ. Примеры подобной благотворительности были разнообразны: начиная от помощи на уборке хлеба и заканчивая раздачей семьям денежных средств, собранных обществом (богатый материал по данному виду помощи представлен на страницах региональной периодической печати: «Алтайский крестьянин», «Жизнь Алтая»). На мой взгляд, внутренняя благотворительность являлась проявлением традиционной общинной психологии русского крестьянства и это свидетельствовало о превалировании коллективных начал над индивидуальными в общественном сознании населения Алтайского округа в начальный период Первой мировой войны. Падение жизненного уровня, дальнейшее социальное и имущественное расслоение деревни вело к разрушению коллективистского сознания. Уже с 1916 г. в периодической печати появляются сведения об отказе сельскохозяйственными обществами в помощи семьям своих запасных и о бунтах солдаток, вызванных урезанием помощи.

Необходимо отметить, что в период войны на территории округа существенно повысилась социальная и политическая активность женщин. Именно женщины, прежде всего солдатки, были активными участницами продовольственных беспорядков. Увеличивается процент женщин, занятых в производстве (особенно в маслодельных артелях в качестве мастериц). В этот период женщины нередко возглавляли общественные организации, выступали почетными блюстителями учебных заведений. В Барнауле на этом поприще прославились М.П. Стахова, А.И. Румянцева, жены известных купцов И.К. Платонова, И.И. Федулова, А.Ф. Ворсина; в Бийске Е.Г. Морозова, А.О. Пискарева и др.

Внешняя благотворительность была направлена на оказание помощи за пределами сельского мира или производственного коллектива. Прежде всего эта благотворительность выражалась в сборе денежных средств, вещей, продуктов питания. Данный вид благотворительности не был связан с традиционными ментальными установками, поэтому может рассматриваться как непосредственное проявление патриотического подъема населения. Основными организациями занимавшимися внешней благотворительностью на Алтае были: Попечительство о призрении семейств нижних чинов при Барнаульской городской управе, Алтайский дамский комитет по оказанию помощи больным и раненым войнам, Учительское общество г. Барнаула, Комитет членов Государственной Думы, местные отделения Всероссийского союза городов, Сибирского общества для подачи помощи раненым воинам, Губернские отделения Комитета Вел. Кн. Елизаветы

Федоровны и комитета Ее Императорского Высочества Вел. Кн. Татьяны Николаевны. Распыление пожертвований по организациям уже с 1914 г., несмотря на массовый патриотический подъем, поставило на повестку дня вопрос об изыскании средств. Большую работу в этом направлении проводило Попечительство о презрении семейств нижних чииов, при котором были созданы специальные комиссии «По изысканию средств» и «По приисканию труда». С затягиванием воины происходит сокращение сумм пожертвований.

Уже в конце 1915 - начале 1916 гг. в донесениях Барнаульского исправника Григорьева общественные настроения населения начинают характеризоваться как «тревожные, нервные». «Тревожное состояние главным образом является последствием невозможности хоть сколько- нибудь верно определить продолжительность войны».

К 1916 г. относится начало массовых выступлений крестьян округа против кабинетского землевладения, проявившееся в требованиях «бесплатного отпуска леса солдаткам», разоружении объездчиков, против реквизиций и дороговизны. В целом, протест населения округа в 1916 г. носил не столько антисамодержавный характер, сколько выражал борьбу за повышение жизненного уровня.

В этой атмосфере, на мой взгляд, роковой ошибкой царского правительства стало отсутствие четкой, хорошо разработанной пропаганды образа внешнего врага, которая смогла бы примирить население трудностями военного времени ради победы, о чем свидетельствует отношение населения Алтайского округа (отсутствие за весь период войны антинемецких погромов, шовинистических организаций, направленных против российских немцев) и военнопленных (активное включение военнопленных в культурную жизнь региона, большое количество смешанных браков). Поэтому при отсутствии четкого обра: внешнего врага под воздействием большевистской пропаганды начинает формироваться образ внутреннего врага эксплуататора рабочих и трудового крестьянства, несущий для российского общества деструктивную функцию. Этот образ и стал важной ментальной причиной революционных потрясений 1917 г.

 

2. Социально-экономическое положение Алтая в годы Первой мировой войны и его вклад в дело помощи фронту

 

Изучение жизни регионов в период Первой мировой войны позволяет по-новому взглянуть на некоторые общие проблемы участия России в этом глобальном конфликте. Не случайно в советский период этой теме уделялось крайне незначительное внимание. Это было связано с идеологизированным, односторонним подходом ко всей истории Первой мировой войны. Подобная ангажированность проистекала из ленинской характеристики той войны как грабительской и империалистической, в том числе и со стороны России. Кроме того, за всем этим стояла апологетика большевистской политики, направленной на поражение своего правительства в мировой войне и превращение ее в войну гражданскую. Следствием этого являлся сугубо тенденциозный подход, который изначально исключал саму возможность патриотического единения российского общества перед лицом внешней военной опасности. В результате практически во всех публикациях советских авторов слово «патриотизм» применительно к желанию организаций или отдельных лиц помочь своей стране в трудную минуту бралось в кавычки. Любая помощь русской армии в эти годы объяснялась пресловутым «шовинистическим угаром». И все это представлялось лишь эпизодом на фоне классовой борьбы большевиков против эксплуататоров. В итоге созидательная часть деятельности общества в данный период истории в работах советских исследователей сознательно обесценивалась. Поэтому в настоящей работе главное внимание уделено созидательным аспектам жизни Алтайского округа в период Первой мировой войны, рассмотрены такие проблемы, как материальные поставки из округа для нужд армии, организация призыва на военную службу в регионе, влияние на состояние дел на Алтае чрезвычайных миграционных потоков (беженцы, военнопленные), а также общественные настроения разных групп населения.

Информация о работе Алтай в годы первой мировой войны