Изменение в государственном аппарате в годы первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Начало XX в. связано со значительными переменами в государственной и политической жизни России. Под сильным напором внутренних и международных обстоятельств сама верховная власть была вынуждена предпринять ряд акций, которые вели к либерализации политической жизни, фактически ограничивали самодержавие. Эти акции привели к важным и существенным сдвигам в российском обществе.

Оглавление

Введение 2
Изменения в государственном аппарате Российской Империи в период Первой мировой войны 5
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

С началом войны на Государственный  банк была возложена обязанность  изыскивать средства для военных расходов (12). В целях аккумулирования временно свободных средств населения Госбанк усиленно распространял внутренние займы, причем к решению этой задачи были привлечены акционерные коммерческие банки, сберегательные кассы и даже небольшие казначейства. Подписка на займы шла успешно: только в 1915 г. было реализовано три долгосрочных внутренних займа на общую сумму 2500 млн. руб. и 4-процентные билеты Государственного казначейства на общую сумму 550 млн. рублей. Кроме этого, Государственный банк в 1915 г. распространял и 5-процентные краткосрочные обязательства Государственного казначейства.

Однако полученных по займам средств  не хватало на ведение войны, и  Госбанк воспользовался правом денежной эмиссии - именно как эмиссионный центральный банк, начавший выпускать кредитные билеты не в качестве "сертификатов на золото", как это было c конца XIX в., а как частично обеспеченные золотым запасом бумажные денежные знаки для формирования кредитных ресурсов. Подобно центральным банкам ведущих европейских стран, Государственный банк на основании закона от 27 июля 1914 г. был вынужден отказаться от свободного размена кредитных билетов на золотую монету. Это было сделано во избежание оттока золота из касс банка. Предельные объемы эмиссии не покрытой золотом бумажной денежной массы, установленные еще императорским указом от 29 августа 1897 г. в размере 300 млн. руб., были увеличены до 1500 млн. рублей.

После издания закона от 27 июля 1914 г. министру финансов П.Л. Барку неоднократно приходилось посылать в Государственную  Думу новые проекты, в которых  говорилось о расширении эмиссионного права Государственного банка. В  феврале 1916 г. он предлагал фпредоставить Госбанку право на выпуск кредитных билетов "в каких угодно размерах" с соблюдением лишь условия, что их сумма не должна превышать суммы находящихся в банке учтенных краткосрочных обязательств Государственного казначейства. 

Однако проект П.Л. Барка был отвергнут Бюджетной и Финансовой комиссиями Государственной Думы, которая в очередной раз высказалась за расширение эмиссионного права банка. С 1897 г. это было уже четвертое разрешение на увеличение выпуска не покрытых золотом кредитных билетов (14)  закон от 29 августа 1916 г. доводил эту сумму до 5,5 млрд. рублей. При этом сумма золотого запаса - "неприкосновенного фонда", обеспечивающего кредитные билеты, была определена в 1,5 млрд. рублей.

В конце 1916 г. в Думу вносится очередное  представление о расширении эмиссионного права банка еще на 1 млрд. рублей. Циркулировавшие в обращении кредитные билеты (к 23 ноября 1916 г. в обращении находилось 8426 млн. рублей кредитными билетами) были реально обеспечены золотым запасом лишь на 17%, а с учетом так называемого "золота за границей" - на 43%. С получением разрешения на дополнительную эмиссию обеспечение бумажного рубля еще больше снизилось: к началу 1917 г. в обращении находилось кредитных билетов на сумму 9103 млн. руб., а золота и серебра в России и за границей - 3737 млн. рублей. Таким образом, в период первой мировой войны Государственный банк вплотную приблизился к практике европейских центральных банков, формировавших свои кредитные ресурсы в основном за счет денежной эмиссии. 

 

Можно отметить, что война внесла определенные изменения в государственный механизм и право Российской империи, однако эти изменения не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом ходу. Вместе с тем в годы войны возросло влияние буржуазии на государственное управление, развивался процесс сращивания государства и монополий. Буржуазия рвалась к власти. Но в годы войны обострились и всякого рода противоречия, характерные для тогдашней России, - противоречия между трудом и капиталом, борьба крестьян за землю, национальные конфликты. В стране назрела революционная ситуация.

 

Заключение

Думская монархия в Росси просуществовала  не многим более десяти лет, этот достаточно короткий период отечественной истории  оставил свой отпечаток не только в мемуарах и воспоминаниях современников, но в многочисленных документах. Изучение этих документов позволит не только осмыслить совершенно забытый опыт российского парламентаризма в начале XX века (тем более, что при формировании современной парламентской системы в России делается акцент на преемственность с этим опытом), но и глубже понять причины и истоки революционных катаклизмов 1917 года.

Глядя на изменения происходившие  в государственном аппарате Российской империи в годы Первой мировой войны через призму истории можно с уверенность сказать, что они были явно недостаточными. Негибкость режима самодержавия, его управленческого аппарата, его неспособность и нежелание идти на существенные изменения во имя победы, а также отвлечение сил на борьбу с либерально настроенной буржуазией во многом обусловили гибель самого режима в 1917 году и поражение Российской империи в этой войне. Причины военных неудач в первую очередь связаны с общим социально-экономическим положением России. Главная причина – неспособность российской промышленности и транспорта обеспечить нужды фронта (в 1915 г. обеспеченность русской артиллерии боеприпасами составляла лишь 10 %).

Министерская чехарда, неспособность  самодержца, находящегося в ставке в Могилеве, оперативно управлять  страной – все это подрывало  авторитет власти. На заседании 13 ноября 1916 г. Дума расценила деятельность правительства как «глупость или измену» и потребовала у царя создания нового кабинета, ответственного не перед ним, а перед Думой.

Уже после свержения самодержавия, в июне 1917 г. Временное правительство пыталось организовать наступление на фронте. Из-за упадка воинской дисциплины это наступление закончилось полным провалом. Неспособность вести войну, а также желание большевистского правительства любым путем удержаться у власти привели к подписанию 3 марта 1918 г. унизительного Брестского мирного договора с Германией. В этот день прекратилось участие России в Первой мировой войне.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1996.
  2. История государства и права России. Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 1998.
  3. История государства и права СССР. Под редакцией Ю.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича. - М: Издательство Московского университета, 1988.
  4. История Первой мировой войны 1914 - 1918. /Под редакцией Ростунова И. И. - М.: Наука, 1975.
  5. Новая и новейшая история. /Под редакцией Поповой Е. И. и Татариновой К. Н. - М.: Высшая школа, 1984.
  6. Первая мировая война. 1914 - 1918. Сборник научных статей. Отв. ред. Сидоров и др. - М.: Наука, 1975.
  7. Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. - М.: Наука, 1994. 12. Черменскии Е. Д.
  8. Россия и мир : учебная книга по истории. В 2–х частях / Под общей редакцией А.А. Данилова.-М.,ВЛАДОС.1994
  9. Политическая история России. Хрестоматия. – М.,1995

 

 


Информация о работе Изменение в государственном аппарате в годы первой мировой войны