История развития Мурманской таможни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В современный период таможенное дело России непрерывно развивается и совершенствуется. Растет интерес к изучению роли таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности государства, ее места в становлении и развитии экономики страны, правоохранительной деятельности и пополнении федерального бюджета.

Оглавление

Введение
1 Начало развития Мурманской таможни
1.1 Образование таможенного дела на Кольском полуострове в XVI веке ………………………………………………………………………….
1.2 Дальнейшее развитие таможенного дела в Кольском Заполярье в XVII веке
1.3 Развитие Кольского Заполярья в XVIII веке.
1.4 Кольская таможня в XIX веке.
2 Фактическое образование мурманской таможни и ее развитие в XX веке.
3 Роль Мурманской таможни в годы войны.
4 Мурманская таможня на современном этапе
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

История развития Мурманской таможни.doc

— 157.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1              Начало развития Мурманской таможни

1.1              Образование таможенного дела на Кольском полуострове в XVI веке              ………………………………………………………………………….

1.2              Дальнейшее развитие таможенного дела в Кольском Заполярье в XVII веке

1.3              Развитие Кольского Заполярья в XVIII веке.

1.4              Кольская таможня в XIX веке.

2              Фактическое образование мурманской таможни и ее развитие в XX веке.

3              Роль Мурманской таможни в годы войны.

4              Мурманская таможня на современном этапе

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Введение

В современный период таможенное дело России непрерывно развивается и совершенствуется. Растет интерес к изучению роли таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности государства, ее места в становлении и развитии экономики страны, правоохранительной деятельности и пополнении федерального бюджета.

Немалое значение в развитии таможенного дела несут Кольские таможни, одна из которых Мурманская.

Целью реферата является: изучить историю развития Мурманской таможни, выяснить, как формировались и совершенствовались системы таможенных органов, рассмотреть какую роль играла и играет Мурманская таможня в формировании государственного бюджета страны и защите экономической безопасности Российской Федерации.


1                    Начало развития Мурманской таможни

По историческим меркам возраст Мурманской таможни невелик, но и у таможни Кольского Заполярья есть своя история, наполненная событиями, интересными фактами и человеческими судьбами. Мурманская таможня и её история неразрывно связана с историей и развитием Кольского Севера.

11 декабря является днём образования Мурманской таможни. 88 лет назад в этот день постановлением Временного Правительства Северной области Мурманская таможня 1-ого класса 4-ого разряда со штатной численностью 25 единиц была учреждена как самостоятельный таможенный орган.

Но многочисленные архивные документы и исторические факты позволяют утверждать о более, чем 400-летнем существовании на Кольском Севере таможенного дела.

По данным известного историка И. Ф. Ушакова[1], в 1582 году в Коле первый Кольский воевода Палицын Аверкий Иванович устроил Гостиный двор, установил торговые весы и ввёл таможенный сбор. В целях контроля за морскими судами, пересекавшими государственную границу, на острове Большой Аникиев при входе в бухту Цып-Наволок полуострова Рыбачий была установлена таможенная застава. На прибрежной скале Большого Аникиева острова до сих пор сохранились многочисленные надписи иностранных шкиперов, которые хотели оставить таким образом память о своём пребывании в России, одна из которых относится к 1595 году.

1.1              Образование таможенного дела на Кольском полуострове в XVI веке

Первые международные торговые сделки на Кольском полуострове начали осуществляться примерно с середины XVI века. Иностранцы привозили из разных стран мира товары на продажу и закупали у поморов[2] рыбу, пушнину и тресковый жир. Торговля происходила в Коле и Варзуге под контролем таможенной службы. “…Пристани для сего торгу учреждены были в Кевроле, что ныне в Пинегской округе, Мезене, в Кольском  и Пустозерском острогах и в Варзуге, где и таможенные служители находились; по построении ж города Архангельска оные уменьшены, а в 1691-м году и совсем уничтожены, исключая таможни в Кольском остроге”[3].

Во второй половине XVI следует отметить значение иностранных судов, следовавших транзитом через Колу в Архангельск на ярмарку, считавшуюся всероссийской. В Коле иностранные шкиперы принимали на борт судна воду и провиант в обмен на иноземные товары. Этими товарами и осуществлялись торговые отношения с населением Колы посредством прямой купли-продажи на местном рынке.

1.2              Дальнейшее развитие таможенного дела в Кольском Заполярье в XVII веке

Заметное усиление государственного вмешательства в сферу внешнеэкономических отношений путём усиления таможенного контроля на границе произошло в XVII веке. Экспорт многих товаров, которые считались остро необходимыми для самого государства, был запрещен. К ним относились ямчуг, необходимый для порохового дела; хлеб (в тех случаях, когда цена его в самой России поднималась на столько, что являлось опасением голода); кречеты – дорогая и очень редкая птица. Для импорта были запрещены только хлебное вино (водка), составляющие предмет казенной монополии и табак, курение которого в то время строго преследовалось[4].

Для упорядочения таможенной политики России царём Алексеем Михайловичем 22 апреля в 1667 году был принят Новоторговый устав[5], выработанный на основе таможенного законодательства предыдущих лет. В новый Устав вошли статьи относительно размеров и порядка взимания таможенных сборов, устройства таможен, соблюдения таможенных формальностей и вопросов прохождения государственной службы в таможенных учреждениях. В отличие от прежнего таможенного устава, принятого 25 октября 1653 года (Именный (указ) с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городех, с показанием по скольку взято и с каких товаров»[6]), новый имел четко выраженную ориентацию на регулирование и решение вопросов, касающихся внешней торговли и отношений русских промышленников в торговых сделках с иностранцами. Новоторговый устав стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в правовых рамках таможенные режимы выпуска товаров в свободное обращение (импорта), экспорта и перемещения товаров внутри страны под таможенным контролем. Именно поэтому принятие Новоторгового устава имело большое значение для всех таможен России, в том числе и Мурманской.

В дореволюционной литературе этот законодательный акт получил оценку первого таможенного устава, который с полной уверенностью можно рассматривать как первый в России таможенный тариф. Таможенное дело посредством тарифа способствовало ускорению развития отечественной промышленности и защищало её от конкуренции извне. В данном случае российское таможенное дело выступало на государственном уровне как средство, способствующее переходу от одного способа производства к другому и приводило к протекционизму[7]. Путём повышения ставок ввозных таможенных пошлин и применения мер нетарифного регулирования протекционизм явился средством защиты национальной экономики и составной частью таможенного дела в прямой противоположности к другому экономическому течению – фритредерству[8] – основе свободной торговли. Эти две противоположности единого целого стали составной частью таможенного дела России, в тесной связи с ее экономикой и финансами. Если ранее таможенное дело играло в основном фискальные функции, то с появлением протекционизма проявляется его политический аспект. Речь идет о взаимном влиянии: с одной стороны – национального таможенного дела на внешнюю политику Российского государства и на решение политических вопросов, с другой – влияние внешней и внутренней политики на таможенное дело. Впервые таможенная политика России, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, стала определять стратегию отечественного таможенного дела и формировать механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, который нашёл проявление в соответствующих законодательных и нормативных документах того времени, один из которых лег в основу создания настоящего историко-правового очерка о таможенном деле на Мурмане.

Копия данного правового акта связана непосредственно с работой таможни на берегах Кольского залива[9] и относится к 5 марта 1695 г. под наименованием Боярский приговор “О сборе с Кольских промышленников за десятину[10] рыбы и сала подати, а с иноземцев таможенной пошлины ефимками и об уплате оной в Кольскую таможню, а не в Приказ Большой казны”[11].

Учитывая, что Приказ Большой казны[12] в конце XVII века являлся централизованным органом Русского государства по управлению таможенным делом в подчиненных ему городах и куда поступали таможенные сборы и другие доходы, а Боярский Приговор по отношению к современному российскому праву имел силу законодательного акта, можно утверждать, что доходы Кольской таможни формировались не только за счет внешнеэкономической деятельности жителей Колы, но и  от взимания экспортных таможенных пошлин с иностранных покупателей, которые практически платили вывозные таможенные платежи за русских продавцов.

После основания Архангельска в 1584 году торговля русскими товарами из внутренних регионов России сосредоточилась на Двине, а на Мурмане разрешили продавать иностранным купцам только местные товары. Торговый оборот Кольского порта резко сократился, но тем не менее царская казна в течение 2-ой половины XVII в. получала в виде таможенных пошлин с иноземцев доход, превышавший затраты на содержание в Коле стрелкового полка. В 1695-1698 гг. в государственную казну поступило с проданных на Мурмане рыбы и сала таможенных пошлин 12005 руб. 97,5 коп., в среднем более 3000 руб. в год, что составляло по тем временам немалую сумму. Как правило, иностранцы производили расчет на русские товары серебряной валютой - “ефимками”[13], в которой очень нуждалось русское государство. Так, в 1698 году государев доход по Кольскому острогу составил 3908 руб. 48 коп. “таможенных и десятинных денег”, из них было получено иностранной валютой – 3275 рублей[14].

1.3             Развитие Кольского Заполярья в XVIII веке.

Основными центрами торговли на Мурмане в XVIII веке являлись Корабельная пристань у Цып-Наволока[15] (полуостров Рыбачий) и Кола, куда приходили за рыбой  и салом 5-6, а иногда до 10 иностранных кораблей в год. Нападение шведов на Русский Север в 1701 году и запрет поморскому населению выходить на морские промыслы привели к сокращению производства рыбы и жира. Весной 1703 года на Мурман прибыло только 4 иностранных судна.

Особенности деятельности российской таможенной службы в этот период состояли в том, что таможни на ряду с взиманием ввозных (импортных) и отпускных (экспортных) пошлин за товары осуществляли внутренние таможенные сборы, которые включали рублевую (она же проезжая и торговая) и перекупную пошлины, а также сборы частно – правового характера (например, сусленный, квасной и банный сборы). На них возлагалось и получение питейной прибыли (налога с продажи вина и табака). Основным внутренним сбором была определена рублевая пошлина, ее размер согласно Новоторгового Устава составлял 10 денег (копеек) с рубля или 5 % с цены товара. Рублевая пошлина взималась лишь при том условии, когда, во-первых, товары предназначались для продажи, и, во-вторых, “когда они привозились в город или селение, где существовала таможня”[16].

В первой половине XVIII в. таможенный контроль за торговлей товарами на Мурмане осуществлялся не только в Коле и Цып-Наволоке. В ведомстве Кольской таможни находились волостные отделения (структурные подразделения) в Кандалакше, Ковде, Порье-губе и Керети, которые ведали государственными доходами и регистрировали привоз товаров на продажу, а также все сделки и платежи. Для производства необходимых таможенных формальностей в отношении товаров, ввозимых из-за границы в пограничные порты Мурмана, таможенными правилами был определен единый порядок. К примеру, иностранному кораблю по прибытию в Колу необходимо было направить в таможню своего представителя, который подавал роспись (список) привезенных товаров, для регистрации в таможенной книге. Снос с судна на берег каких–либо товаров осуществлялся только с разрешения Кольской таможни. При этом товары, не указанные в корабельной росписи, подлежали конфискации. Привозные товары подлежали пошлинному обложению. Импортная пошлина при этом взималась с иностранных купцов не при ввозе товаров из-за границы, а при их продаже. Ввозной пошлине подлежали не только “продажные заморские товары”, из которых импортное спиртное, сахар и некоторые кондитерские изделия облагались повышенной таможенной пошлиной, но и те, которые в установленные сроки не продавались в Коле, либо не вывозились из нее.

Исчисление платежей кольские таможенники производили в % от стоимости непроданного или складируемого в Коле товара. Размер пошлины составлял, как правило, 6 %, но если эти товары в дальнейшем направлялись для продажи в другие города России, то в Кольскую таможню вносилась плата в размере 10 % от стоимости товаров за так называемую “проезжую пошлину”, а затем при доставке в другой город вносилось в таможню еще 6% стоимости товара.

Кольские таможенные чиновники в соответствии с таможенным тарифом 1724 года с ввозимых из-за границы товаров, аналог которых производился в России, взимали 75 % пошлину “ad valorem” (адвалорная). В их числе оказались: скатерти, салфетки, парусина, шелковые парчи, тафта, ленты, колпаки; очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо “не в деле”, иглы, пергамент и другое. Высокопокровительственная пошлина – 50 % с цены голландских полотен, бархата, волоченного и пряденого серебра, карт и шелковой парчи. Умеренно покровительственная пошлина – 25 % распространялась на все шерстяные ткани (кроме сукон), полушелковые ткани, байку, выделанные кожи, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, железное оружие, стеклянные бутылки и другое. К беспошлинному ввозу разрешались изделия из драгоценных металлов, огородные семена, животные (кроме лошадей), многие строительные материалы, некоторые продуты питания: апельсины, лимоны, устрицы и т.п. Вывозная таможенная пошлина была установлена в размере в размере 3 % с цены товара.

Следует подчеркнуть и то, что действие таможенного тарифа 1724 г. распространялось на весьма ограниченный участок таможенной границы России, о чем свидетельствовало само его название: “Тариф по привозным и отвозным товарам для портов: Санктпетербургскаго, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского”. На остальной территории страны пошлины взимались согласно статей Новоторгового Устава 1667 г.

Таможенная служба на Кольском Севере в XVIII в. продолжала свое развитие и совершенствование в соответствии еще с одним законом того времени – Морским торговым регламентом и уставом, который был принят 31 января 1724 года и именовался “Его императорского Величества Всемилостивый Регламент и устав, по которому все высшего и низшего чина персоны, как подданные, так и иностранные, а наипаче купцы, и корабельщики, которые в сие Государство приезжают и отъезжают, все послушливо поступать имеют”[17]. Данный правовой акт внес существенные изменения в “таможенные обрядности”, ориентируясь в этом вопросе на заграничные таможенные уставы (прежде всего шведский). Им, в частности, устанавливалось, что все иностранные суда, которые входили в российский порт или покидали его, должны были извещать об этом в таможню или в другом определенном для этого месте.

Информация о работе История развития Мурманской таможни