История развития Мурманской таможни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В современный период таможенное дело России непрерывно развивается и совершенствуется. Растет интерес к изучению роли таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности государства, ее места в становлении и развитии экономики страны, правоохранительной деятельности и пополнении федерального бюджета.

Оглавление

Введение
1 Начало развития Мурманской таможни
1.1 Образование таможенного дела на Кольском полуострове в XVI веке ………………………………………………………………………….
1.2 Дальнейшее развитие таможенного дела в Кольском Заполярье в XVII веке
1.3 Развитие Кольского Заполярья в XVIII веке.
1.4 Кольская таможня в XIX веке.
2 Фактическое образование мурманской таможни и ее развитие в XX веке.
3 Роль Мурманской таможни в годы войны.
4 Мурманская таможня на современном этапе
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

История развития Мурманской таможни.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Значительные изменения в таможенной службе на Мурмане произошли во второй половине 80-х годов и были непосредственно связаны с переменным политическим курсом руководства государством в сторону демократизации. В 1986 году таможенная служба выводится из ведомственного подчинения Министерства внешней торговли и образуется Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР. В конце 80-х годов советское правительство постепенно стало отходить от ленинского учения о монополии внешней торговли и было разрешено различным предприятиям самостоятельно выходить на международный рынок. Вводилось таможенное декларирование грузов юридическими лицами посредством представления на товары грузовой таможенной декларации. Резко увеличился объем таможенных правонарушений на границе в сфере внешнеэкономических связей.

В 1990 году таможенные органы на Мурмане перешли в непосредственное подчинение Северо-Западного управления ГУГТК СССР. Формировались новые оперативные подразделения таможни и устанавливались иные задачи таможенного контроля. Повышалась значимость таможенной службы и увеличивались доходы от ее деятельности.

В 90-х годах значительно увеличилось количество структурных подразделений таможни. Были образованы новые отделы: статистики, анализа и прогноза; технических средств таможенного контроля и связи; автоматизированных систем управления; собственной безопасности; организации борьбы с таможенными правонарушениями; таможенных расследований; дознания; борьбы с контрабандой наркотиков; таможенного оформления и таможенного контроля; валютного контроля и таможенной стоимости; по контролю за доставкой товаров; по взысканию штрафов; по реализации конфискатов; документационного обеспечения и защиты информации; капитального строительства; материально-технического снабжения и другие. 22 декабря 1993 года, в связи с Указом Президента Российской Федерации “Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям” № 2253[32], в таможне организован отдел таможенной охраны и безопасности. В 1994 году, в целях самостоятельной профессиональной подготовки и переподготовки таможенных кадров, образован учебный отдел. Численность мурманских таможенников резко выросла с 80 до 450 единиц. В 1993 году установлены межправительственными соглашениями официальные контакты с таможенными службами Hорвегии и Швеции, а с 1994 года с Финляндией. С 1992 по 1994 г.г. начальником Мурманской таможни был Юфряков Александр Алексеевич, советник таможенной службы I ранга. С 1994 г. таможней руководит Жигалов Игорь Аркадьевич, генерал-майор таможенной службы.


3              Роль Мурманской таможни в годы войны.

В годы воины деятельность многих таможен СССР была прекращена или прервана. Мурманская таможня, сумевшая за предельно короткий срок перестроить свою деятельность на военные рельсы, продолжала напряженно работать. Из 23 ее сотрудников в действующую армию были мобилизованы 10 человек[33]. Учитывая близость боевых действий, в Мурманске понятия тыла и фронта были условными, поэтому в течение всей войны работавшие здесь таможенники находились практически на передовой.

Начало войны резко изменило не только жизнь страны, но и характер внешнеэкономических связей с зарубежными государствами. СССР, войдя в состав стран антигитлеровской коалиции, стал союзником Англии, Канады и США. Разного рода поставки, в том числе и по ленд-лизу, в Советский Союз осуществлялись по трем главным маршрутам: Северному (Мурманск, Архангельск и Молотовск), Тихоокеанскому (дальневосточные порты страны и Чукотка) и Иранскому (через Персидский залив в Закавказье и на Каспий). Северный маршрут был самый короткий, но и самый опасный: на всем пути корабли с грузами шли в зоне досягаемости немецкой авиации и флота, а мурманский порт находился вблизи линии фронта и часто подвергался бомбежкам. Только в августе 1941 года Мурманск бомбили 50 раз, в воздушных налетах на город участвовало 314 немецких самолетов. В конце 1941 года из 18 штатных сотрудников в Мурманской таможне работали пять специалистов, обеспечивавших полноценную деятельность таможни. Лишь в 1942 году, учитывая стратегическое значение мурманского порта, личный состав был увеличен до 30 человек, в том числе за счет командирования сотрудников из других таможен[34]. В те годы главной задачей таможни Кольского Заполярья стал контроль грузов, ввозимых Северными конвоями из стран антигитлеровской коалиции в адрес Красной Армии, Военно-Морского Флота, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Первоначально ленд-лизовские грузы ввозились с уплатой таможенной пошлины и только с 1 января 1943 года - беспошлинно, как благотворительные грузы. Также следует отметить, что за годы войны в СССР по Лондонскому (III) протоколу из США и Великобритании было отправлено: 6117 самолетов, 3082 танка, 7227 пушек, 143328 автомобилей всех видов, 130000 автоматов “Кольт”, 133 боевых кораблей, 140110 полевых телефонов, около 18015 радиостанций, более 1000 радаров[35].

Особенно тяжелым для Мурманской таможни и всех северян оказался 1942 год. Гитлеровское командование, поняв, что план молниеносной войны в Заполярье выполнить не реально и захватить Мурманск в намеченный срок не представляется возможным, приняло решение уничтожить его с воздуха. Немецкие самолеты бомбили город днем и ночью. Так фашисты пытались сломить оборону на линии Кольского залива и Мурманской железной дороги. Во время одной из бомбежек были уничтожены 4 жилых дома таможни, таможенная шлюпка и весь имевшийся архив. Таможенникам пришлось и жить, и работать в одном полуразрушенном доме без окон, с разбитой кровлей и печью.

Особенно ожесточенным атакам подвергался морской торговый порт. Здесь не осталось ни одного неповрежденного или полностью не разрушенного причала. Таможенники наряду с портовиками ремонтировали и восстанавливали их под гибельным огнем. Приходилось спасать корабли союзников и поступающие на них импортные грузы. Так, 24 марта 1942 года ближе к вечеру началась очередная жестокая бомбардировка торгового порта. На центральную часть упало 25 мощных фугасок, убило 46 и ранило 35 человек[36]. Бомбы попали в английское судно Ланкастер Кастер , и оно стало тонуть. Команда в срочном порядке покидала корабль. Дежурившие на нем сотрудники таможни пытались препятствовать уходу членов экипажа и призывали их вести борьбу за живучесть парохода. Капитан судна официально отказался от груза, и предложил таможне поступать с ним, как ей заблагорассудится. Таможенники совместно с портовиками и моряками Северного флота, поддерживая транспорт на плаву, в течение нескольких суток под непрерывными бомбовыми ударами вражеских самолетов осуществляли с него выгрузку продовольственных товаров[37].

В ночь на 4 апреля 1942 года одна из фугасных бомб попала в трюм британского транспорта Нью-Вестминстер Сити. Почти вся команда поспешно покинула борт. Инспектор таможни Ион Давыдович Федоров, осуществлявший таможенное оформление Нью-Вестминстер Сити, немедленно мобилизовал команду стоявшего рядом советского парохода Свияга и под обстрелом вражеской авиации совместно с моряками и докерами организовал выгрузку снарядов. Пока последний из них не был отправлен на берег таможенник оставался на британском судне. Во время воздушных налетов лично принимал участие в отражении атак фашистской авиации, ведя прицельный огонь из пулемета. Подвиг Ионы Давыдовича был отмечен приказом Главного таможенного управления.

Военные действия в Заполярье закончились поздней осенью 1944 года. К этому времени немцев выбили с Кольского полуострова, гитлеровская авиация прекратила бомбежки города и порта. Война с фашизмом откатилась в Европу и на северные моря. Последний союзный конвой SW-67 вошел в Мурманск 20 мая 1945 года. Всего за годы войны северные порты (Мурманск, Архангельск и Молотовск) приняли 41 караван из 738 судов. Они доставили порядка 4 млн. тонн грузов. За время войны в мурманском порту было разгружено 250 транспортов и переработано более 2 млн. тонн военно-хозяйственных грузов. С лета 1945 года начали поступать репарационные грузы из Германии.

За годы войны Мурманская таможня перечислила в госбюджет 1 млн. 386 тыс. 437 рублей[38]. Таможня Кольского Заполярья сумела в годы военного лихолетья не только выстоять, но и развить свою инфраструктуру, подготовить высокопрофессиональные кадры, что помогло укрепить таможенную систему страны в целом и способствовать выполнению государственных задач в послевоенный период. Через службу в Мурманской портовой таможне прошли более 100 таможенников из Архангельской, Ашхабадской, Бакинской, Владивостокской, Рижской, Ленинградской, Московской и других таможен. Впоследствии некоторые из них возглавили таможни в других городах Советского Союза.

Родина по достоинству оценила трудовой и ратный подвиг таможенников военного Мурманска. За мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 23 сотрудника награждены медалью За оборону Советского Заполярья , 7 человек удостоены медали За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В настоящее время в Мурманске действует поисковый отряд “Норд”[39], созданный в 2000 году. Отряд формировался на добровольной основе преимущественно из мурманских таможенников, решивших внести свой вклад в дело поисков останков защитников Северного Заполярья. В настоящее время в отряде 12 человек. Практически все свое свободное время посвящают они поискам, выезжая в экспедиции на места былых боев на Кольском полуострове. Как известно, во время второй Мировой войны здесь шли ожесточенные бои, унесшее тысячи жизней. За время своего существования отрядом "Норд" были обнаружены, подняты и захоронены останки 106 павших защитников Заполярья и 11 немецких солдат. Но на этом таможенные следопыты не останавливаются, продолжают работу по установлению имён погибших (сегодня некоторые уже известны), поиску родственников, сбору и уточнению данных, установлению связи с родственниками погибших.

Как утверждают сами участники таможенного поискового отряда, "это наша история, наша боль и память, поэтому работа будет проводиться до тех пор, пока среди северных сопок не будут найдены и с почестями захоронены останки последних павших героев"[40].


4              Мурманская таможня на современном этапе

За 11 месяцев 2007 года в регионе деятельности Мурманской таможни пропущено через границу РФ около 6 миллионов тонн внешнеторговых грузов (в 2 раза больше, чем за 11 месяцев 2006 года), проследовало ­325 633 человек, 84 902 автотранспортных средств, более 4 297 морских судов, 661 самолёт. В среднем за сутки на пограничных таможенных постах Мурманской таможни оформлялось 975 человек, 13 морских судов[41].

Внешнеторговый оборот в зоне деятельности Мурманской таможни за первые 11 месяцев 2007 года составил более 10 миллиардов долларов США, в котором 96 % (на сумму 10,2 миллиардов долларов США) – экспортные грузы[42]. Большая часть грузов (72%) вывозится с территории Кольского полуострова морским видом транспорта.

За 11 месяцев 2007 года Мурманской таможней перечислено в Федеральный бюджет 45 миллиардов рублей, что намного превышает перечисленные в 2004 году 16 миллиардов рублей[43].

С начала 2007 года Мурманской таможней возбуждено 821 дел об административных правонарушениях и 21 уголовное дело (по статьям Уголовного кодекса РФ - «контрабанда» и «уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере»). Сумма взысканных штрафов по делам об административных правонарушениях составила 5,4 миллионов рублей.

В настоящее время основа кадрового состава Мурманской таможни - это таможенники в возрасте в среднем 35-45 лет, с высшим юридическим или экономическим образованием.

В 2007 году в таможне принята Программа поддержки и укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей, в рамках которой уже состоялись несколько семейных праздников – Детский спортивный праздник, соревнования по стрельбе среди детей, конкурс детского рисунка.

Сегодня Мурманская таможня использует современные информационные технологии, а эффективность её деятельности достигается во многом за счёт проведения серьёзной аналитической работы на основе информационных систем.

В истории Мурманской таможни произошло знаковое событие. 12 марта 2008 в Северо-Западном таможенном управлении в торжественной обстановке начальнику Мурманской таможни Алексею Накрошаеву были вручены дипломы по итогам всероссийского конкурса на лучший коллектив таможенных органов Российской Федерации.

Мурманская таможня заняла третье призовое место (первое – Московская, второе – Курганская таможня) в категории «Лучший коллектив таможни первой категории». А таможенный пост «Морской порт Мурманск» стал вторым среди аналогичных постов, с которыми соревновался в категории «Лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильного пункта пропуска»[44]. Соответственно этим достижениям получены награды – дипломы. Как сказано в официальных документах, это «серебро» и «бронза» за профессионализм, компетентность, порядочность».

Такую высокую оценку за свой труд мурманские таможенники получили впервые за последние тридцать лет. А тридцать лет назад по итогам работы за 1978 год Мурманская таможня была признана лучшей среди портовых таможен СССР. Полученный тогда вымпел «Победитель смотра на лучшее таможенное учреждение СССР» сейчас хранится в музее Мурманской таможни.

С начала текущего года она пополнила госбюджет уже более 12 миллиардами рублей, одновременно возбудив 173 дела об административных правонарушениях и 11 уголовных дел[45].

Поскольку у Мурманской области впереди прекрасные перспективы социально-экономического развития, то и у таможенников есть все шансы для самосовершенствования и улучшения своих показателей. Тем более что в 2008 год Мурманская таможня вступила под девизом «Профессионализм, компетентность, порядочность» и намерена ему соответствовать не только в этом году.


Заключение

В настоящее время Мурманская таможня является уникальной таможенной структурой, в которой присутствуют практически все виды таможенного контроля: морской, воздушный, автомобильный и железнодорожный. В зоне деятельности таможни находятся две государственные границы – норвежская и финляндская, последняя является границей Евросоюза. Морской незамерзающий порт позволяет круглогодично обрабатывать сотни судов из различных стран мира. В целом в состав Мурманской таможни входят 10 таможенных постов, из которых 5 приграничных и 5 внутренних.

Информация о работе История развития Мурманской таможни