Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
В современный период таможенное дело России непрерывно развивается и совершенствуется. Растет интерес к изучению роли таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности государства, ее места в становлении и развитии экономики страны, правоохранительной деятельности и пополнении федерального бюджета.
Введение
1 Начало развития Мурманской таможни
1.1 Образование таможенного дела на Кольском полуострове в XVI веке ………………………………………………………………………….
1.2 Дальнейшее развитие таможенного дела в Кольском Заполярье в XVII веке
1.3 Развитие Кольского Заполярья в XVIII веке.
1.4 Кольская таможня в XIX веке.
2 Фактическое образование мурманской таможни и ее развитие в XX веке.
3 Роль Мурманской таможни в годы войны.
4 Мурманская таможня на современном этапе
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Принятый 31 марта в 1731 году “Морской пошлинный Регламент, или Устав”[18] в своих статьях совершенствовал порядок таможенного оформления и контроля судов и грузов, а также расширил круг обязанностей и прав таможенных служащих. Как и по таможенному тарифу 1724 года данный регламент имел правовую силу только в ряде таможенных органов России, в том числе и в зоне деятельности Кольской таможни.
Несмотря на экономическую отсталость Кольского Севера, механизм таможенного дела на Мурмане продолжал эффективно работать. В 1764 году в ведомстве Архангелогородской портовой таможни значилась Кольская таможенная застава. В основные функции Кольской таможенной заставы входил сбор таможенной пошлины на ввозимые товары по “специальной описи” в соответствии с импортным таможенным тарифом и борьба с контрабандой. Кроме пошлин, кольские таможенники взимали другие таможенные платежи: складочный сбор, канцелярский сбор, сбор за наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование таможенных досмотрщиков для оформления судов и товаров. В 1791 году кольскими таможенниками начислено таможенных сборов на 482 руб. 89,25 коп., а в 1792 г. – 464 руб. 49,25 коп.[19] все таможенные сборы шли на развитие таможенной службы, а таможенные пошлины – в доход государства.
Одним из первых мероприятий по усилению сбора таможенных платежей от беломорской торговли по импорту был указ Петра I о взимании в Архангельске и “в других порубежных городах” таможенных пошлин с привозимых алкогольных напитков. Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пошлины в рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в “ефимках”, то оно подлежало конфискации в доход казны, а за подделку полагалось лицо, ввозившее вино с нарушением таможенных правил, “…бить кнутом нещадно…”. Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валюты в стране и суровых наказаний за контрабанду[20].
На сухопутной границе Кольского полуострова бала установлена 100-километровая пограничная полоса и в 1754 году создан институт таможенных объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов. Активно формировалась сеть так называемых “помощников” таможни – осведомителей или доносчиков. В целях стимулирования службы объездчиков законодательством того времени была установлена выплата таможенным чиновникам четвертой части задержанного контрабандного товара, а таможенные осведомители получали половину конфискованных товаров[21].
Отдаленность Кольской таможни от государственной границы, малочисленность служащих и отсутствие пограничных таможенных судов значительно повлияла на “расцвет” морской контрабанды на Мармане. Многие рыбаки при следовании из-за границы в Колу или Кемь по пути сгружали контрабандные товары на Мурманском побережье, которые затем доставлялись в рыбацкие селения всеми доступными видами транспорта. Архивные материалы рассказывают об обнаружении пограничной таможенной стражей в разных становищах на Мурманском берегу впервой половине XIX века более 10 тысяч пудов импортной контрабандной соли.
Как одной из эффективных мер в борьбе с контрабандой на Мурмане был досмотр почтовых посылок, следуемых из Колы во внутрь Российской Империи, которые предварительно осматривались таможенным надзирателем опечатывались казенной таможенной печатью. Таможенные операции производились на основании ст.ст. 992 и 993 Свода таможенных Уставов и предписания Департамента Внешней торговли от 3 декабря 1836 г. №19489[22].
Конфискация таможней контрабандных товаров не освобождала правонарушителей от уплаты за них установленных таможенных платежей, которые возрастали пеней по мере их неуплаты. Оценка конфискованных товаров производилась таможенными органами и утверждалась начальниками таможен и таможенных постов (застав) на сумму не превышающую 100 руб. ассигнациями или 30 руб. серебром; начальниками таможенных округов – до 200 руб./60 руб. и Департаментом внешней торговли – свыше 200 руб./60 руб., соответственно. Чиновнику таможенного ведомства зачитывался один год службы к получению пенсии за три поимки (выявления) с провозителей (правонарушителей) контрабандных товаров, цена реализации которых была не ниже 5000 руб. ассигнациями или 1500 руб. серебром. С 1 января 1877года кредитный билет (ассигнация) перестал служить расчетной единицей при исчислении и уплате таможенных платежей. Его вытеснил золотой рубль, что спровоцировало повышение пошлин от 30 до 50 %, привело к сокращению ввоза на Русский Север иностранных товаров и увеличило число их контрабандного провоза через границу государства.
Одной из эффективных мер к недопущению ввоза контрабанды в страну стало постановление Государственного Совета России от 1 июля 1868 года “О морской пограничной полосе”, которой признавалось водное пространство шириной три морские мили от российского берега. В этих пределах все морские суда, подлежали досмотру таможенной стражей с обязательной проверкой судовых и грузовых документов.
В 90-х годах таможенная охрана прибрежных вод стала осуществляться в законодательном порядке. Таможенным уставом 1892 г. были определены различные проявления контрабанды на морской границе и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельцев товаров и транспортных средств. Учитывая, что с 1893 года пограничная стража была выделена из таможенного управления и преобразована в Отдельный корпус пограничной стражи, основные функции по борьбе с контрабандой на морской границе Русского Севера легли в основном на Кольскую полицию и пограничников.
Развитие таможенного дела на Мурмане было тесно связано с политическими и экономическими процессами, имевшими место в начале XX века в Российской Империи. В 1915 году в южной части Кольского залива началось строительство морского порта. Причиной этому явился быстрый подъем приграничной торговли, предметами которой были: лес, хлеб, рыба - на вывоз и каменный уголь, соль, оборудование - на ввоз. В связи с участием России в I мировой войне, потребность в порте, как военного назначения, особенно возросла. Уже в 1915-1916 г.г. военные грузы из Англии, Франции и США шли через Кольский полуостров. Мурманский берег оказался самым удобным районом для поддержания прямых контактов с союзниками из-за круглогодично незамерзающего Кольского залива. Все эти факторы подняли экономическую значимость Мурманска, образованного 21 сентября (4 октября) 1916 года как Романов-на-Мурмане[23], и вывели его на первое место среди населенных пунктов Кольского Севера.
28 октября 1916 года Департаментом таможенных сборов Министерства финансов Российской Империи было издано предписание за № 35394 управляющему Архангельской таможней "О порядке пропуска грузов через Кольский полуостров", которое явилось первым правовым актом по образованию таможенной службы в городе Мурманске[24]. Согласно этого документа и других архивных данных из состава Архангельской таможни было командировано на станцию Мурман Александровского уезда Архангельской губернии для установления таможенного надзора 12 штатных чиновников. В прямые обязанности Мурманского таможенного надзора входили прием, досмотр и выпуск грузов, провозимых через Кольский полуостров для нужд государственной обороны в упрощенном порядке. Первым управляющим таможенного надзора являлся Порембский Михаил Казимирович, коллежский советник (полковник). Первоначально надзор располагался на пароходе "Королева Ольга Константиновна" Мурманского срочного пароходства и функционировал в зимнее время, когда навигация в Архангельском порту была закрыта. Позднее контора таможенного надзора находилась в бараке № 422 около морских причалов.
2 мая 1916 года в селе Кандалакша Кемского уезда Архангельской губернии была учреждена таможенная застава в составе управляющего, канцелярского чиновника, трех досмотрщиков, которые как и мурманские таможенники, входили в состав Архангельской таможни. Первым управляющим Кандалакшской таможенной заставы был назначен Ульянов Николай Андреевич, титулярный советник (подполковник).
В конце XIX - начале XX вв. по инициативе правительства России шел длительный процесс поиска наиболее удобного местоположения на Кольском Севере таможенных органов, о чем свидетельствует создание по высочайшему утвержденному мнению Государственного Совета Российской Империи от 23 апреля 1893 г. таможенных учреждений в Кандалакшской губе. 28 октября 1916 года создан таможенный надзор в городе Романов-на-Мурмане (Мурманск).
11 декабря 1919 года Постановлением Временного Правительства Северной области в городе Мурманске была учреждена постоянная таможня.[25] Первым управляющим таможни назначили Деменчука Сильвестра Львовича,коллежского советника (полковника). В Коле был размещен таможенный пост из числа 1-го чиновника и 2-х досмотрщиков, которые осуществляли постоянный контроль при вывозе импортных товаров за пределы, существовавшего в то время на Кольском полуострове таможенного режима "порто-франко" с признаками беспошлинной торговли. Управляющему Архангельской таможни были предоставлены права Департамента таможенных сборов по руководству таможенным делом на Мурмане.
После установления Советской власти на Кольском полуострове Мурманская таможня с февраля 1920 года по июнь 1922 года входит в состав Северного областного управления Народного Комиссариата Внешней торговли РСФСР. 17 мая 1922 приказом НКВТ № 66 года был образован Архангельский таможенный округ в состав которого вошли таможенные органы Кольского Севера, в том числе: Мурманская таможня 1-го разряда, Ковдинская и Керетская таможни 3-го разряда, а также Умбский, Кандалакшский и Кольский таможенные посты[26].
1 января 1926 года по решению Правительства СССР таможенные учреждения в населенных пунктах Ковде, Керети, Умбе, Кандалакше и Коле были упразднены. Мурманская таможня в феврале 1923 г. приказом по HКВТ за № 338 была подчинена Петрозаводскому инспекторскому таможенному участку, а затем Главному таможенному управлению Министерства Внешней торговли СССР[27].
Одной из главных задач, стоящих перед Мурманской таможней в 20-е годы, является борьба с контрабандой. Преимущественный состав контрабандистов составляли пароходные команды, в большинстве случаев матросы и кочегары, но бывали так же случаи обнаружения контрабандных товаров и у лиц командного состава. Основными предметами контрабанды являлись спиртные напитки, табак, мануфактура, обувь, вязаные изделия. В награду задержателям контрабанды выдавались денежные премии, как от конфискованных товаров, так и от штрафов. Таможенникам приходилось работать в нелегких условиях. Помещением Мурманской таможни был барак под № 422 в нижнем порту (ныне 1-й район Мурманского морского торгового порта), в котором находились одна служебная и одна жилая комнаты управляющего таможней. Территория порта была настолько ограничена, что даже не представлялось возможным выделить места для постройки дежурного помещения таможни. Отсутствие приспособленных складов вынуждало производить разгрузку с кораблей ценного импортного груза под открытым небом и производить таможенный досмотр этих товаров на причалах порта в любую погоду. По состоянию на 1 февраля 1923 года в Мурманской портовой таможне работало 30 человек[28]. Руководил таможней Богданов Евгений Михайлович. В 1924 году управление таможни было переведено в новое здание HКВТ на улице Карла Маркса (ныне на этом месте находится здание архитектора города).
В 50-60 годы в зону деятельности Мурманской таможни входили пограничные пункты пропуска грузов и пассажиров по всей Мурманской области и частично на северной территории Карело-Финской АССР, а именно: Лиинахамари, Умба, Кандалакша, Ковда, Кереть, Кемь, Беломорск - на морском направлении; с 1965 г. пограничный пункт "Борисоглебский" (норвежская граница) и с 1969 года пограничный пункт "Лотта" (финляндская граница) - на сухопутном направлении. Характерной особенностью в 50-х годах в работе таможни был контроль за ввозом репарационных грузов, в основном это было заводское оборудование, а также за импортом рыбной продукции. Экспортировались в основном хлопок, апатит, цветные металлы, а с 60-х годов оленегорский и ковдорский железнорудный концентрат. Экспорт преобладал над импортом. Внешнеторговый грузооборот в 60-70 годы составлял, примерно, 7 млн. тонн ежегодно.
До 60-х годов на морской границе СССР осуществлялся полный таможенный контроль. У членов экипажей судов существовали таможенные книжки, в которые записывались и пропускались годовые нормы вещей, купленных моряками за границей. Позднее, на всех транспортных служащих заполнялась коллективная таможенная декларация, что существенно облегчало работу таможни и прибавляло ее морякам. Как правило, крупной контрабанды в этот период не задерживалось, а работа, в основном, ограничивалась отдельными случаями административных правонарушений и мелкими штрафами.
К концу 1952 года численность Мурманской таможни составляла 32 единицы, штат которых формировался, в основном, из офицеров запаса после обучения на 4-х месячных курсах подготовки кадров в гор. Риге. До 1951 года управляющим таможни был Горохов Hиколай Васильевич, впоследствии начальник Выборгской таможни. С 1951 по 1962 г.г. на должности управляющего работал Лебединский Григорий Петрович, пришедший в Мурманскую таможню с должности заместителя начальника Главного таможенного управления Министерства Внешней торговли СССР. С 1962 по 1976 год таможней руководил Романов Анатолий Степанович, который ранее работал начальником Феодосийской таможни.
Оперативная служба Мурманской таможни в 50-60-х годах размещалась на 1-м районе торгового порта. С 1951 года происходило ощутимое сокращение штатов и к началу 60 годов численность таможни сократилась до 12 единиц.
В 70-80-е годы основная деятельность мурманских таможенников была направлена на осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, исчисление таможенных сборов на техническое снабжение, закупаемое судами плавающими за границей, взимание таможенных пошлин на товары, ввозимые физическими лицами, ведение борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В 1981 году был установлен таможенный контроль за провозом грузов и личных вещей шахтеров, работающих на архипелаге Шпицберген (Норвегия). В 1988-1989 г.г. были открыты пункты упрощенного пропуска "Янискоски", "Кундас" и "Онкома" на границе с Финляндией. В 1989 году началось производится таможенное оформление международных авиарейсов в аэропорту г. Мурманска. Осуществлялся таможенный контроль на железнодорожных станциях "Аллакурти", "Ена" и на предприятиях Кировска, Апатиты, Мончегорска и Колы. Досматривались и выпускались за границу на 1-м отделении связи посылки в адрес моряков рыболовецких судов плавающих за границей. Возглавлял работу таможни в период с 1976 по 1992 г.г. Соколов Василий Павлович.
С 1952 по 1982 год Мурманская таможня существовала как беструктурная организация на основе единоначалия и только 22 марта 1982 г. Приказом МВТ № 144 в таможне были организованы оперативные отделы[29]. В 1987 г. стал функционировать отдел бухучета и контроля, в 1988 г. - грузовой отдел, в 1989 г.- отдел по борьбе с контрабандой, в 1991г.- отдел таможенных платежей и мн.др.
В целях совершенствования таможенного контроля за вещами лиц, транспортными средствами, товарами и имуществом, перемещаемыми через государственную границу Приказом ГУГТК при СМ СССР от 10 июля 1989г. № 113 “О создании таможенных учреждений” в международном аэропорту "Мурманск" был образован Мурмашинский таможенный пост[30]. 14 марта 1991 года Приказом ГУГТК СССР № 78 были реорганизованы пограничные пункты на финляндской и норвежской границах в таможенные посты "Лотта" и "Борисоглебский"[31].