История письменности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Письменность - величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов.

Файлы: 1 файл

история письменности.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Письменность - величайшее достижение человека. История возникновения  письма уходит своими корнями в древность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов.

Чтобы жить в этом мире, нужно уметь  читать и писать. Почти миллион  лет поколения людей были связаны  между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена только причудливыми слухами. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь человек оказался включен в поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит.

То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далекие потомки. Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности, ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков иероглифов.

Вот почему основной задачей  человека стало соединить изображаемые символы с устной речью. До того, как люди научились это делать, "письменность" фактически представляла собой лишь набор мнемонических символов - они позволяли читателю понять, в чем дело, но не отражали собственно речь, особенности языка. Пока еще каждый художник, кусочком угля изображавший на стене сцену охоты, по-своему рисовал дерево, зверя, траву. Однако постепенно сообщество вырабатывало свои нормы отражения общеизвестных предметов: к примеру, солнце могло быть изображено как круг с точкой посредине, и все члены племени знали, что это именно небесное светило. Этот символ закрепился в качестве изображения понятия "солнца". Аналогичная фиксация символов постепенно происходит с такими наиболее важными для доисторического человека понятиями, как "мужчина", "женщина", "вода", "огонь", "бежать" и т.п. Так появилась первая система письменности - пиктографическое, или рисуночное, письмо.

1. Пиктографическое письмо

Некоторые племена американских индейцев вплоть до 19 века писали с помощью  пиктограмм: сложные, тщательно прорисованные  символы изображали понятия и  целые истории посредством простого визуального сходства. Вот, например, некоторые из таких пиктограмм, записанные племенем делаваров, в том "прочтении", какое имели в виду сами авторы:

1. "Некоторые были съедены множеством  больших рыб".   
2. "Женщина-луна с лодкой помогла. 'Приди!' Она пришла, она пришла и помогла всем."

3. "Нанабуш, прадед всех, прадед  людей, предок племени Черепаха."

Очевидно, многие древние цивилизации пользовались пиктограммами для письма - это наиболее простая форма для необходимых хозяйственных или монументальных записей. Пиктограммы всегда ясны даже для относительно неграмотного читателя, и легки для изображения. В этой свзяи ученые полагают, что пиктография зародилась независимо в нескольких регионах мира приблизительно в одно и то же время. Первые из известных систем пиктографии были созданы около 3000 г. до н.э. египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.

Уже на самых ранних египетских надписях, датируемых 2900-2800 гг. до н.э. ясно видны принципы системы письма. Каждый символ представляет собой небольшое изображение, необходимым свойством которого было сходство с изображаемым объектом. Практически аналогичен и принцип шумерских пиктограмм, предшественников знаменитой клинописи Двуречья.

Однако недостатки пиктографического  письма стали сразу же видны человеку. Прежде всего, изображение даже короткой истории требовало долгого времени, так как каждый символ приходилось  тщательно прорисовывать. Более того, если пиктограммы могли изображать предметы, то как изобразить цвета, абстрактные понятия, местоимения, личные имена? С глаголами еще можно было со скрипом разобраться: египтяне рисовали человека с плугом для обозначения действия "пахать" или глаз со слезами для "плакать". Но как нарисовать такие слова, как "большой", "север", "злость", "стоять"?

И вот именно на этом этапе человек впервые в истории вынужден был соединить устную и письменную речь в единую систему. В древнеегипетском языке слова "ласточка" и "большой" звучат одинаково: wr. Не имея других возможностей нарисовать слово "большой", египтяне начали рисовать взамен него пиктограмму "ласточка". Выход был найден: вскоре уже писцы смогли записывать множество абстрактных понятий. Письмо обретало реальный смысл.

Одновременно в истории письма происходит другая революция. Теперь, когда писцы могли записывать связные тексты, им требовалось слишком много времени для этого. Появилась и стала все более усиливаться тенденция к упрощению символов, для того чтобы сделать их написание более удобным и легким, а также чтобы адаптировать пиктограммы к материалу, на котором их изображали. Такие упрощенные пиктограммы, стали общеупотребительными, понятны и писцам, и читателям документов. А в тот момент, когда форма символа вовсе перестала напоминать рисунок,  человеческая письменность перешла на новую стадию.

Еще одной формой было идеографическое письмо, в нем смысл слова объяснялся с помощью определенного символа. В китайской и японской письменности такие идеограммы (условные изображения) существуют до сих пор. Древнейшая письменность в современном понимании этого слова была изобретена шумерами в Месопотамии (ныне Ирак). Древнейшие образцы письменности датируются примерно 3250 г. до н.э., они были обнаружены на 250 тыс. глиняных табличек. Шумеры наносили на таблички значки клиновидной формы — так появилась клинопись. Клинописью пользовались в течение почти трех тысяч лет.

2. Иероглифическое  письмо

В иероглифической письменности слова заменены упрощенными рисунками  или символами. Древние египтяне создали иероглифическую письменность примерно в 3100 г. до н.э. и пользовались ею в течение 3500 лет. Эту систему письменности применяли не только египтяне, но и другие народы.

Египетская письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок. Но поскольку рисунками довольно трудно было передать значение сложных  понятий, египтяне стали обозначать их группой предметов. К примеру, воин с луком и стрелой обозначал целую армию. В этом письме использовалось, по меньшей мере, 700 разных знаков. Египетские иероглифы высекали на камне в храмах, изображали на деревянных саркофагах мумий и писали на папирусе (роде бумаги, изготовленной из особого вида тростника). В III и IV вв. н.э. греческие символы постепенно вытеснили египетские иероглифы. Вскоре люди забыли даже значение этих иероглифов. Они были расшифрованы только в 1799 г., когда в Египте нашли каменную плиту с длинной надписью. Она получила название Розеттского камня. Поскольку надпись на нем была сделана на древнеегипетском и греческом языках, которые люди знали, иероглифы удалось расшифровать.

Майя, жители Центральной  Америки, тоже при письме пользовались иероглифами. Они сохранились на своеобразных документах, названных  кодексами и сделанных из сложенных  полос оленьей кожи или древесной коры. Эти записи рассказывают нам о религиозных обрядах и календаре майя, а также о том, что они знали о звездах. Испанцы уничтожили большинство кодексов, покорив древний народ майя в XVI в.

Иероглифы обычно подразделяются на три группы. Первая группа - это логограммы, или идеограммы, т.е. знаки, обозначающие понятия, будь то предмет или действие: "голова", "идти", "меч" и т.д.

Вторая включает символы, базирующиеся на фонетическом принципе: как, например, уже упоминавшийся  знак "ласточка" для обозначения прилагательного "большой". Такие фонограммы существовали в древнеегипетском, шумерском, китайском письме. Абстрактные понятия, многие глаголы, прилагательные, географические и собственные имена всегда обозначаются фонограммами.

Третья группа символов - это детерминативы: знаки, помогающие читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. Например, в шумерской клинописи перед мужскими именами всегда ставился детерминатив в виде вертикальной черты. Отдельные детерминативы употреблялись перед именами царей, цариц, названиями городов, стран, рек и пр. Сегодняшние китайские иероглифы имеют похожее явление: символ со значением "дерево" присутствует в составе множества иероглифов, обозначающих деревянные предметы или виды деревьев; знак "вода" есть во многих иероглифах, имеющий "водную" тематику - напр., "ручей", "лед". В древнеегипетском письме детерминативы были также многочисленны и следовали за словом.

Иероглифика заставляет людей запоминать сотни и даже тысячи знаков: в древнем Китае их было более 50 тысяч. Вполне естественно, что люди стремились, во-первых, сократить их количество, и во-вторых, упростить начертания. В условиях, когда грамотными становилось все большее количество людей, логограммы постепенно теряли надобность, а фонетические знаки, напротив, множились. Например, в поздней ассирийской клинописи, наследнице клинописи шумеров, название города Арбела писалось как (город) Arba'ilu, в составе этого слова были детерминатив "город", знак "четыре" (читается arbau) и знак ilu "бог". Система письма "один символ - одно слово" постепенно трансформировалось в систему "один символ - один слог".

3. Слоговое  письмо

Письменность, состоящая из слоговых знаков, стала для человечества важным шагом вперед по сравнению с иероглификой. Прежде всего, в письме стало гораздо меньше знаков - обычно от 30 до 100 (в эфиопском слоговом алфавите их 182). Ни один из них не отражает объектов, а потому их написание довольно просто и состоит из простых линий и точек.

Классические примеры слоговых видов письма включают кипрский силлабарий (1200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.). Большинство современных алфавитов Индии и Юго-Восточной Азии также имеют слоговой характер. Обычно слоговые знаки состоят из сочетания "согласный+гласный" либо из одного гласного, т.е. написаны могут быть только открытые слоги. Фонетика некоторых языков Азии очень хорошо подходит для такого рода письма - например, японского, в котором слова почти всегда состоят из открытых слогов. С другой стороны, многие языки совершенно не соответствуют этому принципу, как, к примеру, языки индоевропейской семьи. Тексты микенских греков используют линейное письмо Б и хорошо показывают, как деформируется язык слоговой письменностью. Греческое слово anthropos можно было записать лишь как a-to-ro-po-se.

4. Алфавит

В поиске более удобного способа  выражения особенностей своего языка  люди пошли дальше в развитии письма. Очередная, последняя революция  в истории письма произошла с  изобретением около 1100 г. до н.э. в Палестине западносемитского алфавита. Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, предок всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.

Принцип алфавита настолько прост, что кажется удивительным, почему люди не додумались до этого раньше: каждому знаку соответствует один звук. Таким образом, письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Правда, в самом финикийском алфавите на письме обозначались только согласные, а гласные опускались. Но все равно - для человека гораздо читать тексты с набором из 22 символов, чем учить коллекции иероглифов из 2000 штук. Никаких детерминативов также оказалось не нужно.

Каждая буква финикийского алфавита имела свое имя: алеф, бет, гимел, далет, зайин и т.д. Порядок букв в алфавите был строго зафиксирован. Современные алфавиты мало что добавили к этой системе. Греки добавили букв для гласных звуков и сделали таким образом алфавит практически совершенным. Более поздник системы письма - латинская, кириллическая, руническая - просто повторили идею алфавита, ничего нового в нее не добавив.

Является ли алфавит лучшей и  наиболее удачной системой письма для  человечества? Во всяком случае, с исторической точки зрения он кажется наиболее прогрессивным видом письма. Во всем мире (за исключением консервативного Китая) иероглифические системы постепенно сменились слоговыми или алфавитными видами письма. Попытки человечества придумать новые виды письменности лишь повторяют основные описанные здесь стадии.

Интересно, что сегодня развитие письма идет в любопытном направлении. В случае, когда нужно выразить какую-нибудь идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам. Чем же иначе являются знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды ("не гладить", "стирать при 30 градусах" и т.д.) или знаки в международном аэропорту? Потребность в международном общении диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму. Все мы знаем, что обозначает значок $. Это идеограмма, символ, а не прямое изображение доллара.

Нет сомнений, что развитие человеческой письменности будет идти дальше. Нет  сомнений, что эта история не закончилась - она еще представит нашему вниманию много интереснейших явлений.


Информация о работе История письменности