Письменные известия о ранней истории Тюрок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:32, реферат

Краткое описание

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.Из византийских письменных источников известно, что тюркский народ, как организованный в государственную форму, исторически известен за 200 лет до Р.Х.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3.
Формирование древнетюркской народности………………….3-5.
Китайские письменные источники о восточных тюрках в Центральной Азии……………………………………………………………5-10.
Арабские источники о истории Тюрок…………………………..10-13.

Файлы: 1 файл

АРхеология.docx

— 37.90 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          Государственное образовательное  учреждение 

высшего профессионального  образования

«Алтайская государственная  академия образования 

имени В.М. Шукшина»

(ГОУВПО «БПГУ»)

 

Факультет истории и права

 

 

 

 

 

 

 

  Письменные известия о ранней истории Тюрок                    

                                                         Реферат

 

 

 

Выполнил студент

1 курса группы  102

Ведриганов К.А

 

Проверил:

Кандидат исторических наук , доцент

Скопинцева Г.В

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Бийск – 2011

                                 Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3.

Формирование древнетюркской народности………………….3-5.

Китайские письменные источники о  восточных тюрках в Центральной  Азии……………………………………………………………5-10.

Арабские источники о истории  Тюрок…………………………..10-13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Введение

     Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.Из византийских письменных источников известно, что тюркский народ, как организованный в государственную форму, исторически известен за 200 лет до Р.Х. В то время населенным центром этого народа были окрестности озера Байкал, но его кочевые элементы доходили до великой китайской стены и до Черного моря. Исторические данные об этом периоде сохранились в китайских летописях. Из летописей известно, что тюрки уже в те древние времена имели свое государство, свою культуру и письменность.

             Формирование древнетюркской народности

     Если судить по сведениям "Авесты" и ранних сюжетов "Шахна-ме", а ее "богатырская часть" охватывает период 782-50 гг. до н.э., борьба между Ираном и Тураном была борьбой между кочевыми племенами скотоводов, с одной стороны, и оседлыми земледельцами, с другой. Земледельцы в "Авесте" представлены как положительные герои, кочевники - как отрицательные. Но и те и другие ираноязычны. Эти сведения подтверждаются археологическими и палеоантро-пологическими данными. Согласно им, ареал, в котором впоследствии сложились древнетюркские племена, то есть Алтай, Тува, Западная Монголия, был вначале заселен племенами индоевропейской культуры, европеоидными в антропологическом отношении. Так, предметы быта, оружие, найденные в "афанасьевских" курганах Алтая и Минусинской котловины, имеют большое сходство с инвентарем курганных погребений южнорусских степей, особенно катакомбных захоронений, определенно индоевропейских по культуре. Раскопки в Монголии так-же показали, что индоевропейцы проникли сюда еще на рубеже III-II тысячелетий до н.э.: западные области Монголии были заселены в это время европеоидными скотоводами, сходными культурой с "афанасьевцами" Енисея; восток же страны населяли монголоидные охотничьи племена.

    Следующая волна индоевропейцев захлестнула будущий тюркский ареал в начале I тысячелетия до н.э. Это скорее всего и были те ираноязычные кочевники - саки, о которых говорит "Авеста", называя их "турами с быстрыми конями". С ними связывают могильные курганы опять-таки западных областей Монголии, датируемые первой половиной I тысячелетия до н.э. - III в. н.э. Они аналогичны скифским захоронениям Пазырыка (Алтай) и Северной Тувы. Расовый состав погребенных - европеоидный, тогда как восточнее лежит область культуры "плиточных могил", принадлежащих монголоидному населению, занимавшемуся охотой.

  Затем, с III в. до н.э., будущий ареал древних тюрков постепенно входит в область распространения хуннов, а с VI в. н.э. источники связывают его уже с тюрками.

  Исходя из всех этих данных, можно приблизительно определить время формирования древнетюркской народности. Судя по "Авесте", которая сложилась в VI-IV вв. до н.э., туры, туранцы - ираноязычны. Но в послехуннскую эпоху их место занимают тюрки, народность уже тюркоязычная. Следовательно, завершение этногенеза древних тюрков падает на III-V вв. н.э. Оказавшись в гуще тюркоязычных хуннов, ираноязычные туры из-за своей относительной малочисленности ассимилировались с ними - переняли их язык, но сохранили прежний этноним "тур", который стал звучать как "тюрк". Переход иранского "тур" в тюркское "тюр" закономерен фонетически: иранские широкие губные гласные трансформировались в тюркском языке в узкие, например туман - тюмен (десять тысяч), окус - окюз (вол), Рустам - Рюстем. Что же касается окончания "-к" в слове "тюрк", то оно характерно для этнических наименований и у иранцев, и у тюрков: таджик, согдак (согдиец), сукак (перс), кыпчак, казак (казах), бедженек (печенег), кумук (кумык) и т.п. Наконец, фонетическое изменение этнонима при ассимиляционных процессах - явление вполне закономерное.

  Вначале этноним "тюрк" имел довольно узкое значение, прилагался, скорее всего, к одному определенному племени. Об этом свидетельствуют тексты памятников тюркским вождям Кюльтегину и Тоньюкуку (712-732 гг.), находящихся в Монголии. Из них явствует, что не все племена, язык которых впоследствии получил название тюркского, были охвачены этнонимом "тюрк". Это название не распространялось, например, наогузов, кыргызов, курыкан, хотяогузы, кыргызы - тюркоязычные этносы, а курыканы - одни из предков якутов, также тюркоязычных. Памятники характеризуют все эти племена как враждебные тюркам: токуз-огузы воевали с тюрками; кыргызы, куры-каны, отуз-татары, кидани, татабы - все были врагами тюрков. Впоследствии племенной этноним "тюрк" распространился и на другие, родственные по языку племена, вошедшие в период существования Тюркского каганата в союз племен, который возглавили тюрки - отюречившиеся иранцы.

  По хозяйственно-культурному типу древние тюрки были преимущественно кочевыми скотоводами. К этому виду хозяйства они перешли от бродячей охоты под влиянием индоевропейских, главным образом иранских, номадов, о чем свидетельствует заимствованнаяими животноводческая лексика. Основным животным была лошадь, которая давала мясо, молоко, кожу и служила средством передвижения. Разводили также овец, коз, коров, верблюдов, яков. Скот находился в частной собственности семей. Важное значение в хозяйстве продолжала иметь охота. Транспорт был вьючным и тележным.

  О кочевничестве тюрков сообщают китайские хроники: ту-по не имеют постоянного местопребывания, живут в юртах, перекочевывают в поисках хороших пастбищ и источников воды, занимаясь скотоводством и охотой, едят мясо, пьют кумыс, носят одежду из меха, кожи и шерсти, постоянно упражняются в военном деле, оружием им служат роговые луки, копья, сабли, латы. О номадизме древних тюрков свидетельствуют и их погребения - с конем, оружием и бытовыми предметами, характерными для кочевников.

  Тюркские племена вели обширную меновую торговлю с Китаем, о чем также есть сведения в китайских летописях. Тексты орхоно-енисейских памятников мало что говорят о хозяйстве тюрков, но все, что в них сообщается, связано исключительно с кочевым военно-скотоводческим бытом, свидетельствует о крупных табунах, бесчисленных стадах и отарах. Никаких указаний о наличии земледелия и оседлой жизни в них нет. Однако археологические исследования на Алтае показали, что часть тюрков, живших здесь в VI-VII вв. и занимавшихся выплавкой железа и земледелием, уже тогда перешла на оседлый образ жизни.

 

Китайские письменные источники о  восточных тюрках в          Центральной Азии.

  Китайские исторические хроники являются одним из важнейших источников по истории кочевых народов Центральной Азии, в том числе восточных тюрков (туцзюэ). Как отмечал известный русский востоковед В. В. Бартольд, изучение истории тюрков в основном базируется на китайских письменных источниках. И даже сегодня, несмотря на существенные успехи в археологических изысканиях в Центральной Азии в XX в., приходится соглашаться с мнением авторитетного ученого, так как археологические данные не могут нам восстановить общую канву политических событий и передать настроение эпохи, а надписи на надгробиях, которые принадлежат восточным тюркам, содержат довольно скудную информацию.

  В силу данных обстоятельств именно письменные известия китайских авторов чрезвычайно важны для изучения восточных тюрков и имеют преимущество перед другими источниками.

В своих исследованиях ученые ХХ в. периодически обращались еще к одному источнику, практически малоизвестному и менее доступному в отечественной историографии, — истории восточных тюрков в изложении германского востоковеда китайского происхождения Лю Мао-цзая, который перевел и опубликовал доступные ему источники о восточных тюрках с китайского языка на немецкий. Лю Мао-цзай собрал воедино разрозненные сведения о восточных тюрках (туцзюэ), содержащиеся в китайских исторических трудах VI— XVIII вв., охватывающие период середины VI— X в. Всего в своей работе автор использовал 36 различных китайских источников, и объем его труда составил 390 текстовых страниц.

Кратко характеризуя собрание Лю Мао-цзая и его перевод китайских источников по истории восточных тюрков, можно  отметить, что им представлены извлечения из различных по характеру первоисточников, расположенных в хронологической последовательности. Это нашло отражение и в структуре работы: собрание Лю Мао-цзая состоит из четырех частей, которые освещают историю восточных тюрков в определенные эпохи китайских династий.

Лю Мао-цзай в структуру первого  тома своего собрания поместил подборку сведений о восточных тюрках (туцзюэ) в соответствии с указанными выше династийными эпохами, разделив их на четыре части: первая часть — туцзюэ в период династий Северная Вэй (386— 534), Западная Вэй (535— 556) и Северная Чжоу (556— 581); вторая часть — династия Суй, которая охватывает период с 581 по 618 г.; третья часть — туцзюэ в период династии Тан (618— 906); четвертая часть — восточные тюрки в период У-дай (907— 959).

При этом автор привлекает различные  категории письменных источников, в  которых порой находят отражение  одни и те же сюжеты событийной жизни  именно восточных тюрков. Это, в свою очередь, позволяет современным  исследователям-тюркологам провести сравнительный  анализ биографических сведений, а  также тех или иных фактов в  истории восточных тюрков. Лю Мао-цзай в своей работе использовал следующие  категории письменных источников: официальные  династийнные хроники («Чжоу шу», «Бэй Ци шу», «Суй шу», «Бэй ши», «Цзю Тан  шу», «Тан шу», «Цзю У дай ши», «У дай  ши цзи»), которые, в свою очередь, имеют  четкую внутреннюю структуру и содержат императорские анналы и биографии; другие китайские исторические произведения («Тун дянь», «Тан хуйяо», «У дай хуйяо», «Цзы чжи тун цзянь», «Цзы чжи  тун цзянь као-и», «Да Тан чуанъе цицзю чжу»; китайские энциклопедии «Цэфу-юаньгуй» и «Гуцзинь-Тушу-цзичэн»).

Одним из основных источников по истории  восточных тюрков являются официальные  китайские исторические произведения, или хроники. Кроме истории царствования императоров и хронологических  таблиц, хроники включали в себя также специальные трактаты об астрономии, математике, музыке, административном устройстве, законах, географии, а также  биографии известных государственных  деятелей и полководцев. Особый интерес  представляют разделы об иноземных  странах и народах. Источниками  служили ежедневные хроники, записи деяний и слов императоров. Для разделов об иноземных странах большую  роль играли отчеты и донесения послов, рассказы путешественников и торговцев. Эти сочинения отличаются обширностью, полнотой и точностью содержащихся сведений . Одной изнаиболее ранних династийных хроник является «Чжоу шу», состоящая из 50 глав, в которой повествуется о тюрках. Одним из авторов был Лин-ху Дэ-фэнь (583— 666). Работа была закончена примерно в 629 г. В поздние времена утерянные части были заимствованы из «Бэй ши». Сообщения о тюрках (туцзюэ) в «Чжоу шу» соответствует полностью по содержанию аналогичным сообщениям в «Бэй ши», за исключением 12 добавлений в тексте «Бэй ши», которые попали из «Суй шу». Сообщения о тюрках (туцзюэ) в императорских анналах обеих летописей также одинаковы. Сообщения в биографиях в «Бэй ши» имеются исключительно в коротких формулировках.

В качестве примера различий формулировок в летописях можно привести следующий: в биографии императрицы из рода Ашина, жены императора У-ди Северной Чжоу, в «Чжоу шу» (а также в «Бэй ши») сообщается, что императрица  хорошо выглядела и была безукоризненна в поведении, поэтому император  ее очень уважал. Напротив, в «Тан Гао-цзу ши лу» Фан Сюань-лина сообщается, что императрица была безобразна и не пользовалась милостью императора. Рассказ в биографии  императрицы Тайму, жены императора Гао-цзу династии Тан, воспроизводит  то же самое [см.: Ibid.].

Следующая династийная хроника, «Бэй Ци шу», была начата автором Ли Дэ-линем (530— 590) и закончена его сыном  Ли Бо-юем (565— 648) в 636 г. «Бэй Ци шу» состоит из 50 глав. Со времени династии Северная Сун (960— 1126) «Бэй Ци шу» не переиздавалась. Современная редакция источника — это поздняя выдержка из «Бэй ши» и других источников. В «Бэй Ци шу» не содержится собственно сообщений о туцзюэ. Сообщения о них в императорских анналах и в биографии «Бэй Ци шу» и «Бэй ши» одинаковы. Только два случая отправки послов в императорских анналах «Бэй ши» не упоминаются.

Хроника «Суй шу» содержит 85 глав. Императорские анналы и биографии  были закончены в 629— 636 гг., а императорские  письма — в 641— 656 гг. Это сочинение  написано также при Танской династии, авторы — Вэй Чжэн (580— 643) и другие. Сведения о происхождении, обычаях  восточных тюрков в «Суй шу» соответствуют  по содержанию «Чжоу шу». Это свидетельствует  о том, что или «Суй шу» полностью  заимствовала текст из «Чжоу шу», или при составлении «Суй шу»  использовались одни и те же источники, что и при написании «Чжоу  шу». В качестве источников о тюрках в «Суй шу» могли быть использованы следующие произведения: 1) «Бэй хуан фэн суцзи» — сообщения об обычаях  в «северной дикости» (в 2 ч.); 2) «Чжу фань фэн суцзи» — сообщения об обычаях варваров (в 2 ч.); 3) «Туцзюэ  со-чу фэн фэнсу ши» — сообщения  об обычаях тюркского происхождения (1 ч.). Династийная хроника «Бэй ши», или «Северная история», т. е. история династии Северная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу и Суй, описывает события период с 386 по 618 г. Работа состоит из 100 глав. Автором этого произведения был Ли Янь-шоу, живший при Танской династии и закончивший работу в 659 г.

Так как многие части «Вэй шу», «Бэй ци шу» и «Чжоу шу» позже  стали неполными и соответствующими местами ранее были включены в  «Бэй ши», поэтому «Бэй ши» является наиболее ценной летописью. Сообщения  о тюрках (туцзюэ) в «Суй шу» и  «Бэй ши», за исключением некоторых  упущений при передаче императорского приказа и письма кагана в «Бэй ши», в целом повторяются. При сравнении Лю Мао-цзай установил, что текст известий о тюрках — как в главах о тюрках, так и в биографиях в «Бэй ши» — полностью соответствуют аналогичным главам в «Бэй ци шу», «Чжоу шу» и «Суй шу».

Информация о работе Письменные известия о ранней истории Тюрок