Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:32, реферат
Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.Из византийских письменных источников известно, что тюркский народ, как организованный в государственную форму, исторически известен за 200 лет до Р.Х.
Введение…………………………………………………………………………..3.
Формирование древнетюркской народности………………….3-5.
Китайские письменные источники о восточных тюрках в Центральной Азии……………………………………………………………5-10.
Арабские источники о истории Тюрок…………………………..10-13.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования
имени В.М. Шукшина»
(ГОУВПО «БПГУ»)
Факультет истории и права
Письменные известия о ранней истории Тюрок
Выполнил студент 1 курса группы 102 Ведриганов К.А
|
Проверил: Кандидат исторических наук , доцент Скопинцева Г.В
|
Введение…………………………………………………………
Формирование древнетюркской народности………………….3-5.
Китайские письменные источники о
восточных тюрках в Центральной
Азии……………………………………………………………5-
Арабские источники о истории Тюрок…………………………..10-13.
Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.Из византийских письменных источников известно, что тюркский народ, как организованный в государственную форму, исторически известен за 200 лет до Р.Х. В то время населенным центром этого народа были окрестности озера Байкал, но его кочевые элементы доходили до великой китайской стены и до Черного моря. Исторические данные об этом периоде сохранились в китайских летописях. Из летописей известно, что тюрки уже в те древние времена имели свое государство, свою культуру и письменность.
Формирование древнетюркской народности
Если судить по сведениям "Авесты" и ранних сюжетов "Шахна-ме", а ее "богатырская часть" охватывает период 782-50 гг. до н.э., борьба между Ираном и Тураном была борьбой между кочевыми племенами скотоводов, с одной стороны, и оседлыми земледельцами, с другой. Земледельцы в "Авесте" представлены как положительные герои, кочевники - как отрицательные. Но и те и другие ираноязычны. Эти сведения подтверждаются археологическими и палеоантро-пологическими данными. Согласно им, ареал, в котором впоследствии сложились древнетюркские племена, то есть Алтай, Тува, Западная Монголия, был вначале заселен племенами индоевропейской культуры, европеоидными в антропологическом отношении. Так, предметы быта, оружие, найденные в "афанасьевских" курганах Алтая и Минусинской котловины, имеют большое сходство с инвентарем курганных погребений южнорусских степей, особенно катакомбных захоронений, определенно индоевропейских по культуре. Раскопки в Монголии так-же показали, что индоевропейцы проникли сюда еще на рубеже III-II тысячелетий до н.э.: западные области Монголии были заселены в это время европеоидными скотоводами, сходными культурой с "афанасьевцами" Енисея; восток же страны населяли монголоидные охотничьи племена.
Следующая волна индоевропейцев захлестнула будущий тюркский ареал в начале I тысячелетия до н.э. Это скорее всего и были те ираноязычные кочевники - саки, о которых говорит "Авеста", называя их "турами с быстрыми конями". С ними связывают могильные курганы опять-таки западных областей Монголии, датируемые первой половиной I тысячелетия до н.э. - III в. н.э. Они аналогичны скифским захоронениям Пазырыка (Алтай) и Северной Тувы. Расовый состав погребенных - европеоидный, тогда как восточнее лежит область культуры "плиточных могил", принадлежащих монголоидному населению, занимавшемуся охотой.
Затем, с III в. до н.э., будущий ареал древних тюрков постепенно входит в область распространения хуннов, а с VI в. н.э. источники связывают его уже с тюрками.
Исходя из всех этих данных, можно приблизительно определить время формирования древнетюркской народности. Судя по "Авесте", которая сложилась в VI-IV вв. до н.э., туры, туранцы - ираноязычны. Но в послехуннскую эпоху их место занимают тюрки, народность уже тюркоязычная. Следовательно, завершение этногенеза древних тюрков падает на III-V вв. н.э. Оказавшись в гуще тюркоязычных хуннов, ираноязычные туры из-за своей относительной малочисленности ассимилировались с ними - переняли их язык, но сохранили прежний этноним "тур", который стал звучать как "тюрк". Переход иранского "тур" в тюркское "тюр" закономерен фонетически: иранские широкие губные гласные трансформировались в тюркском языке в узкие, например туман - тюмен (десять тысяч), окус - окюз (вол), Рустам - Рюстем. Что же касается окончания "-к" в слове "тюрк", то оно характерно для этнических наименований и у иранцев, и у тюрков: таджик, согдак (согдиец), сукак (перс), кыпчак, казак (казах), бедженек (печенег), кумук (кумык) и т.п. Наконец, фонетическое изменение этнонима при ассимиляционных процессах - явление вполне закономерное.
Вначале этноним "тюрк" имел довольно узкое значение, прилагался, скорее всего, к одному определенному племени. Об этом свидетельствуют тексты памятников тюркским вождям Кюльтегину и Тоньюкуку (712-732 гг.), находящихся в Монголии. Из них явствует, что не все племена, язык которых впоследствии получил название тюркского, были охвачены этнонимом "тюрк". Это название не распространялось, например, наогузов, кыргызов, курыкан, хотяогузы, кыргызы - тюркоязычные этносы, а курыканы - одни из предков якутов, также тюркоязычных. Памятники характеризуют все эти племена как враждебные тюркам: токуз-огузы воевали с тюрками; кыргызы, куры-каны, отуз-татары, кидани, татабы - все были врагами тюрков. Впоследствии племенной этноним "тюрк" распространился и на другие, родственные по языку племена, вошедшие в период существования Тюркского каганата в союз племен, который возглавили тюрки - отюречившиеся иранцы.
По хозяйственно-культурному типу древние тюрки были преимущественно кочевыми скотоводами. К этому виду хозяйства они перешли от бродячей охоты под влиянием индоевропейских, главным образом иранских, номадов, о чем свидетельствует заимствованнаяими животноводческая лексика. Основным животным была лошадь, которая давала мясо, молоко, кожу и служила средством передвижения. Разводили также овец, коз, коров, верблюдов, яков. Скот находился в частной собственности семей. Важное значение в хозяйстве продолжала иметь охота. Транспорт был вьючным и тележным.
О кочевничестве тюрков сообщают китайские хроники: ту-по не имеют постоянного местопребывания, живут в юртах, перекочевывают в поисках хороших пастбищ и источников воды, занимаясь скотоводством и охотой, едят мясо, пьют кумыс, носят одежду из меха, кожи и шерсти, постоянно упражняются в военном деле, оружием им служат роговые луки, копья, сабли, латы. О номадизме древних тюрков свидетельствуют и их погребения - с конем, оружием и бытовыми предметами, характерными для кочевников.
Тюркские племена вели обширную меновую торговлю с Китаем, о чем также есть сведения в китайских летописях. Тексты орхоно-енисейских памятников мало что говорят о хозяйстве тюрков, но все, что в них сообщается, связано исключительно с кочевым военно-скотоводческим бытом, свидетельствует о крупных табунах, бесчисленных стадах и отарах. Никаких указаний о наличии земледелия и оседлой жизни в них нет. Однако археологические исследования на Алтае показали, что часть тюрков, живших здесь в VI-VII вв. и занимавшихся выплавкой железа и земледелием, уже тогда перешла на оседлый образ жизни.
Китайские письменные источники о восточных тюрках в Центральной Азии.
Китайские исторические хроники являются одним из важнейших источников по истории кочевых народов Центральной Азии, в том числе восточных тюрков (туцзюэ). Как отмечал известный русский востоковед В. В. Бартольд, изучение истории тюрков в основном базируется на китайских письменных источниках. И даже сегодня, несмотря на существенные успехи в археологических изысканиях в Центральной Азии в XX в., приходится соглашаться с мнением авторитетного ученого, так как археологические данные не могут нам восстановить общую канву политических событий и передать настроение эпохи, а надписи на надгробиях, которые принадлежат восточным тюркам, содержат довольно скудную информацию.
В силу данных обстоятельств именно письменные известия китайских авторов чрезвычайно важны для изучения восточных тюрков и имеют преимущество перед другими источниками.
В своих исследованиях ученые ХХ в. периодически обращались еще к одному источнику, практически малоизвестному и менее доступному в отечественной историографии, — истории восточных тюрков в изложении германского востоковеда китайского происхождения Лю Мао-цзая, который перевел и опубликовал доступные ему источники о восточных тюрках с китайского языка на немецкий. Лю Мао-цзай собрал воедино разрозненные сведения о восточных тюрках (туцзюэ), содержащиеся в китайских исторических трудах VI— XVIII вв., охватывающие период середины VI— X в. Всего в своей работе автор использовал 36 различных китайских источников, и объем его труда составил 390 текстовых страниц.
Кратко характеризуя собрание Лю Мао-цзая
и его перевод китайских
Лю Мао-цзай в структуру первого тома своего собрания поместил подборку сведений о восточных тюрках (туцзюэ) в соответствии с указанными выше династийными эпохами, разделив их на четыре части: первая часть — туцзюэ в период династий Северная Вэй (386— 534), Западная Вэй (535— 556) и Северная Чжоу (556— 581); вторая часть — династия Суй, которая охватывает период с 581 по 618 г.; третья часть — туцзюэ в период династии Тан (618— 906); четвертая часть — восточные тюрки в период У-дай (907— 959).
При этом автор привлекает различные
категории письменных источников, в
которых порой находят
Одним из основных источников по истории
восточных тюрков являются официальные
китайские исторические произведения,
или хроники. Кроме истории царствования
императоров и хронологических
таблиц, хроники включали в себя
также специальные трактаты об астрономии,
математике, музыке, административном
устройстве, законах, географии, а также
биографии известных
В качестве примера различий формулировок в летописях можно привести следующий: в биографии императрицы из рода Ашина, жены императора У-ди Северной Чжоу, в «Чжоу шу» (а также в «Бэй ши») сообщается, что императрица хорошо выглядела и была безукоризненна в поведении, поэтому император ее очень уважал. Напротив, в «Тан Гао-цзу ши лу» Фан Сюань-лина сообщается, что императрица была безобразна и не пользовалась милостью императора. Рассказ в биографии императрицы Тайму, жены императора Гао-цзу династии Тан, воспроизводит то же самое [см.: Ibid.].
Следующая династийная хроника, «Бэй Ци шу», была начата автором Ли Дэ-линем (530— 590) и закончена его сыном Ли Бо-юем (565— 648) в 636 г. «Бэй Ци шу» состоит из 50 глав. Со времени династии Северная Сун (960— 1126) «Бэй Ци шу» не переиздавалась. Современная редакция источника — это поздняя выдержка из «Бэй ши» и других источников. В «Бэй Ци шу» не содержится собственно сообщений о туцзюэ. Сообщения о них в императорских анналах и в биографии «Бэй Ци шу» и «Бэй ши» одинаковы. Только два случая отправки послов в императорских анналах «Бэй ши» не упоминаются.
Хроника «Суй шу» содержит 85 глав.
Императорские анналы и биографии
были закончены в 629— 636 гг., а императорские
письма — в 641— 656 гг. Это сочинение
написано также при Танской династии,
авторы — Вэй Чжэн (580— 643) и другие.
Сведения о происхождении, обычаях
восточных тюрков в «Суй шу» соответствуют
по содержанию «Чжоу шу». Это свидетельствует
о том, что или «Суй шу» полностью
заимствовала текст из «Чжоу шу»,
или при составлении «Суй шу»
использовались одни и те же источники,
что и при написании «Чжоу
шу». В качестве источников о тюрках
в «Суй шу» могли быть использованы
следующие произведения: 1) «Бэй хуан
фэн суцзи» — сообщения об обычаях
в «северной дикости» (в 2 ч.); 2) «Чжу
фань фэн суцзи» — сообщения об
обычаях варваров (в 2 ч.); 3) «Туцзюэ
со-чу фэн фэнсу ши» — сообщения
об обычаях тюркского
Так как многие части «Вэй шу», «Бэй
ци шу» и «Чжоу шу» позже
стали неполными и
Информация о работе Письменные известия о ранней истории Тюрок