Письменные известия о ранней истории Тюрок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:32, реферат

Краткое описание

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.Из византийских письменных источников известно, что тюркский народ, как организованный в государственную форму, исторически известен за 200 лет до Р.Х.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3.
Формирование древнетюркской народности………………….3-5.
Китайские письменные источники о восточных тюрках в Центральной Азии……………………………………………………………5-10.
Арабские источники о истории Тюрок…………………………..10-13.

Файлы: 1 файл

АРхеология.docx

— 37.90 Кб (Скачать)

Хроника «Цзю Тан шу», или «Старая  Танская история», имеет 200 глав. Среди  авторов — историк Лю Сюй (887— 946) и др. Им использованы ранние материалы. Свою работу он окончил в 941— 945 гг.

Династийная хроника «Тан шу» состоит  из 225 глав. Иногда ее называют «Новой Танской  историей» или просто «Танской историей». Ее авторами были Оуян Сю (1007— 1072), Сун  Ци (998— 1061) и др. Работа была закончена  в 1045— 1060 гг. «Тан шу», так же как и «Цзю Тан шу», имеет одинаковые письменные источники, но все же есть различные рассказы и сообщения из частных источников. Одним из интереснейших произведений династийной хроники «Тан шу» является произведение Ли Жэнь-ши «Вэй гун пин туцзюэ гуши» (в 2 ч.), где раскрывается история о покорении туцзюэ.

Сравнение сообщений о тюрках (туцзюэ) в «Цзю Тан шу» и «Тан шу», проведенные  Лю Мао-цзаем, выявило дополнения и  ошибки в тексте «Тан шу». При составлении  «Тан шу» были использованы известия о тюрках из других источников, например из «Цэфу-юаньгуй», «Тан хуй яо», «Чжэнь-гуань  чжэн-яо», «Ши-лу» и «Тан-ли». Автор  «Тан шу» скорректировал текст «Цзю Тан шу» и сократил его, поэтому  возникло большое количество ошибок, которые отнюдь не повлияли на информационную ценность источника.

О более позднем периоде истории  восточных тюрков (X в.) повествует официальная  хроника «Цзю У дай ши», которая  состоит из 150 глав. Ее автором является Ся Цзю-чжэнь (912— 981). Работа закончена  в 973— 974 гг. и описывает период 907— 960 гг.

Другая официальная история  — «У дай ши цзи» («Синь У дай  ши цзи») — имеет 75 глав. Ее автором  является Оуян Сю (1007— 1072). Здесь описывается  период с 907 по 960 г. «У дай ши цзи» долгое время считалась частным произведением, но с 1077 г. является официальной историей. В «У дай ши цзи» содержится интересное сообщение о тюрках. Это сводка известий о прибытии посланников  тогда уже не существующего государства  восточных тюрков в анналах обоих «У дай ши». Таким образом, Лю Мао-цзаем была проделана серьезная работа по выявлению в китайских официальных династийных хрониках информации по восточным тюркам, и сегодня его собрание является самым информативным письменным источником по истории восточных тюрков.

В целом, сообщения о тюрках в  китайских источниках можно подразделить на следующие виды:

1) сообщения Хун-лу-сы (ведомства  по вассалам и гостям государства)  о географических отношениях, обычаях, нравах, оплаты дани и т. д. через посольства восточных тюрков;

2) сообщения китайских посланников  о тюрках;

3) сообщения Чжун-шу-шэн (Центральной  канцелярии дворца) о прошениях  относительно вторжений и подчинений  восточных тюрков;

4) военные сведения Бин-бу (военного  министерства) об обороне от вторжений  тюрков, сообщения об их подчинении  и после возвращения армии  также сообщения заинтересованных  генералов о павших городах  и крепостях, раненных и убитых  сановниках, жителях и захваченных  животных;

5) записи придворных хронистов  о советах по поводу тюрков, о переговорах с тюрками и  о переговорах императора с  их посланниками;

6) императорские приказы относительно  тюрков, императорские письма к кагану и письма кагана к императору;

7) сообщения Ли-бу (министерство  по делам сановников) о назначении  гражданских чинов;

8) сообщения Бин-бу (военного министерства) о назначении офицеров;

9) выдержки из биографии сановников, которые вступали в контакт  с тюрками; их жизнеописание  (син-чжуан) составлялось обычно  после их смерти их коллегами  и передавалось в центральное  историческое ведомство;

10) зарисовки одежды и внешнего  вида иностранцев, прибывших на  аудиенцию.

Среди других исторических произведений, которые помогают сравнить и дополнить  вышеуказанные работы, следует отметить произведение «Тун дянь», которое состоит  из 200 глав, автором является Ду Ю (735— 812). Работа была закончена в 801 г, и  в ней описываются события  до 800 г.

Следующим произведением является «Тан хуйяо», которое содержит 100 глав. Другое название произведения — «Обозрение Танской истории», автором был  Ван Пу (922— 982). Произведение закончено  в 961 г. В этом сочинении имеется  много новых и ценных подробностей из истории восточных тюрков, что  придает ему особое значение.

Другое произведение, «У дай хуйяо», состоит из 30 глав. Ее автором является тот же Ван Пу. Работа была закончена  в 961 г.

Ценным произведением является «Цзы чжи тун цзянь», которое состоит  из 294 глав. Ее автором был Сыма Гуань (1019— 1086). Работа была закончена в период 1079— 1084 гг.; в работе описываются события от 403 г. до н. э. до 959 г. н. э. При написании, кроме династийных историй, Сыма Гуан использовал всего 322 источника, однако в основном из «Цзю Тан шу». «Цзы чжи тун цзянь» является важнейшим историческим произведением. В нем содержатся некоторые факты, которые мы сегодня можем найти только в этой работе.

«Цзы чжи тун цзянь као-и» содержит 30 глав, автором также является Сыма Гуань. Она была дополнением  «Цзы чжи тун цзянь» и описывала  события того же периода. Работа была закончена в 1084 г. Это произведение является очень важным в том отношении, что Сыма Гуань здесь не только называет используемые источники для создания «Цзы чжи тун цзянь», но цитирует их и излагает с некоторыми критическими замечаниями.

Следующим историческим произведением  является «Да Тан чуанъе ци-цзюй чжу», которое состоит из трех частей. Автором был Вэнь Да-я, который  скончался примерно в 629 г. Работа была написана в период 618— 626 гг. В произведении описываются события, связанные с Ли Юанем (будущий император Гао-цзу Тан) и основанием государства, т. е. между 615 и 618 гг. Здесь также сообщается в подробностях и о взаимоотношениях между Тан и тюрками. Автор был при Ли Юане в качестве военного хроникера, поэтому разбирался в документах. Это произведение считается достоверным [см.: Liu Mau-Tsai, 475].

Еще более поздними источниками, созданными после эпохи Восточнотюрк-ского  каганата, но в то же время очень  информативными, являются китайские  энциклопедии. Очень часто в содержание энциклопедий входят более ранние источники, которые либо потеряны, либо уничтожены. Так, энциклопедия «Цэфу-юаньгуй» имеет 1 тыс. глав, написана по императорскому распоряжению и окончена в 1013 г.; описывает  время от начала и до основания  империи Сун (до 981 г.).

Энциклопедия «Гуцзинь-Тушу-цзичэн»  содержит 10 тыс. глав, написана по императорскому распоряжению Цзян Тин-си (1669— 1732) и  другими и окончена в 1726 г. Информация о туцзюэ в этой энциклопедии полностью заимствована из официальных династийных хроник и содержит сведения VI— VIII вв.

Всего в китайских источниках сообщается о 135 личностях, в биографиях которых  можно найти сведения о восточных  тюрках. Здесь и родственники императорского дома, и простые китайцы, тюрки, другие иностранцы, а также чиновники  или военные лица, которые были отправлены в качестве посланников  к тюркам, поэтому их биографии  содержат эти сведения.

             

             Арабские источники о истории тюрок

В средневековой арабской литературе сохранились Довольно многочисленные свидетельства о том, что среди  тюрков были жители как степей, так  и городов и крепостей. Они занимались хлебопашеством, рыболовством, ремеслами, разводили сады, огороды и виноградники. В словаре тюркского языка Махмуда ал-Кашгари (XI в.) содержится много слов тюркского происхождения, охватывающих практически все основные понятия земледельческого производства и виды продукции. Вместе с тем, если предубеждение о низком уровне духовной культуры тюркских кочевых народов, как говорилось, уже преодолевается, то указанные выше изменения их социально-экономического быта и по сей день связываются исключительно с внешним фактором — исламизацией, открывшей широкие возможности для культурно-хозяйственных контактов с оседлыми народами.

Первым самостоятельным тюркским властителем, принявшим ислам и  объявившим его официальной религией своего государства, был Абд ал-Карим  Сатук Бугра-хан (901—955), основатель караханидской державы в Средней  Азии. С этого момента исламизация  тюрков происходила весьма быстро и  приняла массовый характер. В 960 г. ислам  приняли около 200 тыс. семей. Мусульманский  мир распахнул перед тюрками  свои ворота настежь, и через несколько  десятилетий они, возглавляемые  победоносным Тогрул-беком Сельджукидом, десятками тысяч устремились  на Средний и Ближний Восток, чтобы  открыть новую страницу в его  многовековой истории.

Однако к этому времени история  непосредственных контактов мусульман  с тюрками насчитывала уже  целых четыре столетия. Арабские воины, первыми в составе отрядов  мусульман вошедшие в соприкосновение  с тюрками, были поражены бесстрашием, воинским искусством и несгибаемостью тюркских воинов. Арабское завоевание здесь приостановилось, и ислам, как заметил известный советский  востоковед В. В. Бартольд, перешел на границе с тюрками от наступления  к обороне. 

При этих обстоятельствах богатое  воображение арабов дало толчок к  созданию легенд и рассказов, внесших  свою лепту в формирование устрашающего образа варвара-тюрка. Жестокими, не знающими жалости, внешне безобразными «с маленькими глазами, приплюснутыми носами, плоскими, как кованые щиты, лицами» предстают  тюрки в этих рассказах, которые  для придания им  большей достоверности приписывались видным сподвижникам Мухаммада, и даже самому пророку, хотя он вряд ли мог иметь какие-либо личные впечатления о тюрках.

В потоке этих панических сообщений  в средневековой мусульманской  историографии не сразу удается  обнаружить и извлечь объективные  сведения о тюрках.

Оказывается, те самые стены, которые  должны были ограждать цивилизованные народы от набегов тюркских варваров и одновременно внушали им страх  перед ними, в некоторых местах уже давно входили в состав владений самих тюрков. Арабские авторы ал-Балазури (IX в.) и Кудама (X в.) сообщают, что в давние времена население  Гургана, юго-восточного Прикаспия, построило  оборонительную стену против тюрков, но ко времени мусульманского завоевания тюрки ее преодолели и владели  всем Гурганом, а также соседней областью Дихистан. Эти сведения наши источники приводят в связи с  событиями 716 г., когда новоназначенный  омеййадский наместник Ирака  Йазид б. Мухаллаб выступил в Хорасан, чтобы усмирить сторонников своего мятежного предшественника, знаменимого  полководца Кутейбы б. Муслима (ум. 715 г.). Тогда тюркским властителем Гургана (арабск. Джурджана) и Дихистана был  некто Сул. 

Сведения об этой тюркской династии немногочисленны и туманны. Они  правили в юго-восточном Прикаспии, по-видимому, еще со времени до начала арабских завоеваний, поскольку первые арабские отряды Сувайда б. Мукаррина, появившиеся здесь в 642 г., пришли в столкновение с силами некоего  Рузбана Сула, подданными которого названы тюрки. Был заключен мирный договор с условием выплаты ежегодной  дани Договор датирован 18(639) г., но Табари поместил его в ряду событий 642 г., обоснованно полагая, что арабы не могли появиться в Гургане до битвы при Нехавенде (642). Условия договора 642 г., как видно, не выполнялись, дань не выплачивалась, и в 650 г. последовал новый поход арабов во главе с Саидом б. ал-Асом в Гурган и Дихистан. По мирному соглашению на этот раз предусматривалась выплата определенной суммы дани, которая колебалась от 100 тыс. дирхамов до 300 тыс. Но местное население выплачивало дань весьма нерегулярно, а потом и вовсе перестало, пока уже известный нам Йазид б. Мухаллаб не взял в 716 г. крепость Сула  и окончательно не подчинил эти области. Судьба самого Сула не совсем ясна: по одним сообщениям, он был убит в сражении, по другим сведениям, он после кровопролитного сражения, в ходе которого было убито 14 тыс. тюрков, сдался, получив гарантии сохранности своей жизни и жизни своих домочадцев и челяди 

Несколько позднее, в 720 г. сын Сула, который назван владетелем соседней с Дихистаном области Кухистан, оказался в числе тех сторонников восставшего  против центрального правительства  Йазида б. Мухаллаба, которые попали в плен после внушительного поражения  от войск халифа Йазида б. Абд ал-Малика. На этом, считают специалисты-исследователи, тюркская династия Сула, правившая в Гургане, Дихистане, а возможно, и в Кухистане, прерывается. 

Однако вне внимания исследователей оказались два сообщения ат-Табари, из которых следует, что гораздо  позже, в 835 г. к уже дскому халифу ал-Мутасиму был доставлен закованным некий правитель Сул Артекин (или  Тегин) вместе с группой своих  подданных (ахл биладихи).  По всей видимости, он был помилован и обласкан халифом, который даже взял его на государственную службу: в 839 г. он упоминается как военный правитель Дамаска.  Видимо, этот Сул Тегин был отпрыском династии Сулидов, сохранявшей вплоть до 835г. свои владения в юго-восточном Прикаспии.

835 г., как известно, был временем  перелома в многолетней борьбе  халифата с грандиозным восстанием  Бабека, охватившим Азербайджан  и северный Иран. Многие местные  правители примкнули к восставшим. Особую известность получил правитель  примыкающей к Гургану прикаспийской  области Табаристан Мазйар б.  Карин, который в 837 г. был  распят в Самарре, тогдашней  столице халифата, на одной доске  с Бабеком. Возможно, и Султегин вначале каким-то образом поддерживал Бабека, но потом отошел от него, заслужив тем самым благосклонность халифа.

Весьма вероятно, что еще сам  Сул принял ислам, а его потомки  к началу IX в., несомненно, уже восприняли и арабский язык, и мусульманскую  культуру. Из этой семьи происходили, по крайней мере, двое выдающихся представителей средневековой арабо-мусульманской  культуры: знаменитый поэт IX в. Абу Исхак  Ибрахим б. ал-Аббас ас-Сули (ум. 857 г.) и известный историк  Абу Бакр Мухаммад б. Йахйа ас-Сули , оставивший после себя весьма содержательную историю Аббасидов Х в.

Такова вкратце история одной, но не единственной тюркской династии, с которой столкнулись арабы  на самом раннем этапе своих завоеваний и о которой, в отличие от остальных, мы можем твердо сказать, что она  стояла во главе значительного тюркского  населения, перешедшего или переходящего к оседлости.

Помимо Сулидов, арабам в Мавераннахре, области за рекой Аму-Дарья, пришлось иметь дело и с другими тюркскими  правителями: бухарским властителем  бухарахудатом Тугдж Шадом, правителем Согда и Самарканда согдийским ихшидом  Гуреком, тюркским правителем области  Бадгис Низаком Тарханом и др. Оказав упорное сопротивление завоевателям и отстояв свое достоинство и  практическую независимость, эти тюрки  тем не менее не могли остаться в стороне от начинавшегося великого культурного и политического  подъема халифата. В начале IX в. потомков этих правителей, в частности бухарахудата и согдийского ихшида, мы видим  в числе наиболее выдающихся военачальников халифа ал-Мамуна (813— 833). 

Информация о работе Письменные известия о ранней истории Тюрок