Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:52, реферат
Д Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего художественного значения тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла.
Введение.
Памятники Египетской письменности.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования «Волгоградский
государственный
педагогический университет»
Тема:
История открытия
и изучения памятников
письменности Древнего
Египта.
Принял
Михайловка 2012
Содержание:
Введение.
Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.
Египетское
искусство интересно и важно
своими прекрасными памятниками
непреходящего художественного
значения тем, что многое было создано
египетским народом в истории
человечества впервые. Египет первым в
мире дал монументальную каменную архитектуру,
замечательный своей
"Вновь тот же Сфинкс, и вновь он ждет разгадки..."
Памятники
египетской письменности
Во время крупных раскопок в Египте было найдено множество памятников, проливающих яркий свет на историю Древнего Египта.Древнейшие надписи сохранились на шиферных таблицах, пластинках из слоновой кости, на дощечках из черного дерева и на печатях. К архаическому периоду относится победная надпись царя Нармера на большой шиферной таблице.
Тут же изображен царский триумф, победа над врагами, штурм крепости и осмотр царем поля битвы. В кратких надписях на оттисках печатей и на могильных камнях упоминаются титулы чиновников, характеризующие систему управления древнейшего, только возникающего государства. Ко времени Древнего Царства относится часть летописи, начертанной на так называемом Палермском Камне. В летописи сохранились имена фараонов до V династии и краткие упоминания о важнейших событиях. К более позднему времени относится «Туринский царский папирус», содержащий перечень царей до XVIII династии с датами их царствования в годах, месяцах и днях.
Хотя этот текст, состоящий из 164 кусочков, плохо сохранился, он очень важен для установления египетской хронологии. От Нового Царства до нас дошли более подробные летописи и исторические надписи, часто высеченные на стенах храмов. Таковы «Анналы Тутмоса III», в которых описываются походы этого завоевателя, передвижения египетского войска, битвы, осада и взятие сирийских городов, получение дани, захват добычи. Большой интерес представляет часть летописи Рамзеса II, текст которой высечен на стенах храмов в Абу-Симбеле, Луксоре и Рамессеуме.
В летописи содержится подробный рассказ о походе Рамзеса II в Сирию, предпринятый им на пятом году его царствования, а также знаменитая битва под стенами Кадеша. К этим надписям следует относиться строго критически, учитывая стремление писца, придворного историографа, преувеличить и приукрасить победы и подвиги царя. Большое значение для исторической географии и для определения района египетских завоеваний в Сирии и в Нубии имеют списки покоренных стран и городов, сохранившиеся от времени Нового Царства.
Однако этим надписям не всегда можно полностью доверять, так как позднейшие фараоны, чтобы возвеличить свои «подвиги», часто копировали аналогичные списки своих предшественников, приписывая себе таким образом их завоевания. Яркую картину внешней политики Египта в период XVIII династии дают клинописные документы из государственного архива столицы Ахет-Атон, построенной царем Эхнатоном (Амарнский архив). Эти дипломатические послания составляют переписку египетских фараонов с царями переднеазиат-ских государств и Кипра, с правителями и наместниками областей и городов Палестины и Сирии.
Для дипломатической истории Египта особенно важен текст мирного договора Рамзеса II с хеттским царем Хаттушилем III. Надписи, обнаруженные на южных границах Египта и в Нубии, от Асуана до четвертого порога Нила, как, например, надпись Тутмоса III из Джебель-Баркала, сообщают о проникновении египтян в Нубию и о завоевании ими этой страны. Наконец, в ущелье Вади-Хаммамат и на скалах Синайского полуострова сохранились краткие надписи, упоминающие о военных походах фараонов в эти области, а также об экспедициях за камнем и металлической рудой.
От Древнего Царства сохранились царские указы, устанавливающие права храмов и храмовых поселений. Яркое представление о строительной деятельности фараонов дают надписи Нового Царства, в которых описывается постройка храмов и перечисляются богатые дары, которые цари жертвовали этим храмам. Таков ценнейший исторический текст «Большого папируса Гарриса», составленный при Рамзесе III.
В нем описываются политические события этого времени и дается подробный перечень пожертвований Рамзеса III большим храмам, а также своего рода опись их имущества. Как этот, так и другие документы указывают на необычайное обогащение египетских храмов в период Нового Царства. На «исторических скарабеях» этого времени сохранились надписи о событиях, которым придавалось особенное значение, например, о торжественном бракосочетании царя, о постройке нового города и т. д.
Среди юридических документов следует отметить судебный протокол Древнего Царства, содержащий разбор дела о наследстве, акты судебных процессов о заговоре против Рамзеса III и о разграблении царских гробниц, тексты жалованных грамот на землю, различных договоров, долговых документов, завещаний, проливающих яркий свет на социально-экономические отношения. Особое место занимают статистические документы времени Среднего и Нового Царства, в которых дается опись имущества частных лиц, а в одном случае подсчет расходов и доходов царского дворца.
Богатый материал содержится в большой податной ведомости, в которой приводятся статистические сведения о землях, подлежащих государственному обложению (папирус Вильбура). Сохранились и частные письма, например, письма жреца Хеканахта, а также своеобразные письма к умершим, дающие представления о повседневной жизни египтян. Наконец, большое значение имеют жизнеописания вельмож, в большом количестве сохранившиеся на стенах их гробниц. Автобиографии Мечена, Хирхуфа и Уны, крупных чиновников Древнего Царства сообщают о системе управления страной, об организации судебного и военного дела, о походах на Синайский полуостров, об экспедициях в Нубию, о царских пожалованиях земли аристократам.
Жизнеописания бенихассанских и сиутских номархов рисуют процесс усиления поместной знати в период между Средним и Новым Царством, а также упорную борьбу гераклеопольских царей с фиванскими правителями. Биография везира Рехмира, жившего в период Нового Царства, содержит сведения о хозяйственной жизни и административной системе управления Египта.
В
этой надписи сохранилась
Папирус.
Материалом для изготовления папируса служил водный травяной цветок, который греки называли papyrus (папирус). Из стебел этого растения, высота которого достигала 3-х метров, готовили тонкие локоны. Их подсушивали и укладывали слоями, которые потом склеивали. Склеивание было настолько крепким, что до нашего времени они держатся крепко, как один слой. Для того, чтобы чернила на папирусе не расплывались, поверхность пропитывали клеем; после этого его сушили на солнце, обрабатывали лущильником, устраняли неровности и гладили до тех пор, пока поверхность не блестела. Хорошо обработанный папирус был гибким, эластичным. Римляне называли лицевую сторону папируса recto (правильно) vesto (поворачиваю). Отдельно обработанный страницы папируса склеивали в долгие полоски, которые скручивали в рулоны. Папирус продавали, как и теперь бумагу, в рулонах большими партиями. Для письма с такого рулона отматывали полосу и отрезали. Длина полос достигала 40м. Сначала использовали папирус шириной в 15-17 см. Позднее можно встретить полосы уже в три раза шире.
Уже в III ст. до н.э. техника изготовления папируса достигла высокого уровня. Высочайшим сортом папируса считается древнейший, так называемый иератичный. Египтяне строго придерживались государственной монополии на папирус. В Древнюю Грецию он попал в VII ст. до н.э., в Рим – в III ст. до н.э.
Деревянная дощечка.
Египетская книга всегда имела форму сувоя. Текст делили на довольно узкие колонки, являвшие собой своего рода страницы, которые раскрывались читателю по мере открытия сувоя. В библиотеке Лейпцигского университета есть письменная памятка, которая содержит до 110 таких «страниц». Длина сувоя, хранящегося в Лейпцигском университете, составляет приблизительно 20 м.
В египетских
иероглифах видимые предметы обозначались
соответствующими изображениями (рука,
рот, палец, и так далее) или символичными
знаками (солнце, месяц, царь и так
далее). Для глаголов употребляли
изображение близких символов: скипетр
– господствовать, две ноги –
ходить, слизняк, что оставляет черепашку,
– выходить и так далее. Если не
учитывать некоторые «святые» книги,
то можно утверждать, что на папирусах
не применялось первичное
Базальтовая палитра.
На этой палитре выгравировано царское имя, означая, что писец, которому она принадлежала, был на высшей службе у фараона. Краски обычно изготавливались из угля или сажи для предания черного оттенка, а также из красной охры и голубых и зеленых минералов.
Позднее, в VII ст. до н.э в северном Египте пробилась другая скорописная форма египетского письма – демотическое (термин ввел Геродот). Ранние образцы этого письма наблюдались в светских памятках еще в X ст. до н.э. С VI ст. до н.э. оно преобразовывается в азбучно-фонетическое, но без гласных букв. Демотическое письмо было проще и легче для быстрого письма. Древнейшие известные нам папирусные сувои датируются примерно 2400 г.. до н.э, однако, ученые считают, что папирус начали употреблять с того момента, как существует иероглифическое письма, то есть намного раньше.
Информация о работе История открытия и изучения памятников письменности Древнего Египта