История Китая в древнем мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:07, реферат

Краткое описание

Ранний феодализм вошел в историю Китая как период Троецарствия.
В VII в. н. э. устраняется организация государственных наделов, появляются поместья. Растет частная собственность крупных феодалов. Начинаются крестьянские восстания и войны.
618—907 Правление императорской династии Тан. Основана Ли Юанем. Господство Тан было подорвано крестьянской войной 874—901 и борьбой между различными группировками феодалов.
907 Начало эпохи «Пяти династий и десяти царств», периода междуусобной борьбы в Китае.
916—1125 Образование киданьского государства Ляо (кидани — племена монгольской группы) на севере Китая.
960— 1279 Увеличилось число городов, расцвели новые ви- ды ремёсел. Императорская династия Сун в Китае. Пала в результате монгольского завоевания.
1276 Завоевание монголами Южного Китая.
1280—1368 Правление в Китае монгольской династии Юань. Основатель — монгольский хан Хубилай.
1351 —1368 Восстание «Красных войск» («Красных повязок») в Китае, приведшее к свержению монгольской династии Юань; отличительный знак повстанцев — красный платок.
1368—1644 Правление императорской династии Мин в Китае. Основана Чжу Юаньчжаном (одним из руководителей восстания «Красных войск»). Свергнута крестьянскими повстанцами под руководством Ли Цзычэна.
1644 Установление господства маньчжуров в Китае, их династия правила до 1911г.

Оглавление

1.Экономика средневекового Китая. 1
1.1 Экономика в эпоху раздробленности
1.2 Реформа землепользования
1.3 Развитие производительных сил
1.4 Изменения в землепользовании.
1.5 Регламентация землепользования.
1.6 Города.
1.7 Аппарат управления.
2. Реформа налогового обложения.
3. Экономика в эпоху династии Сун.
4. Закат Китайской империи..
4.1 Монгольское завоевание Китая.
4.2 Минский Китай.

Файлы: 1 файл

17-5.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

 1.Экономика средневекового Китая

 1.1. Экономика в эпоху раздробленности

     В истории Китая рубеж Древности  и Средневековья приходится на I—III вв. Ранний феодализм вошел в историю  как время Троецарствия (220—280). В это время здесь сложилось три государства: на севере — Вэй,в центральной части — Шу и на юге — У. Это были государства военной диктатуры. Но в IV в. Китай захлестнули набеги кочевников, на какое-то время поставивших своим жестоким истреблением коренного населения, разрушением традиционных форм экономики и общественной жизни под вопрос само существование великой китайской цивилизации. Однако, как считают специалисты-китаеведы, все волны варваризации были «погашены мощью китайской конфуцианской цивилизации».

     Очевидно, что набегам кочевников в IV в. подверглись северные районы Китая, и потому следующие два века китайской истории (V и VI) прошли под знаком двух процессов: переселения этнических северных китайцев на юг и китаизации наводнивших Северный Китай кочевников. Документы и китаеведы отмечают, что к концу VI в. эти кочевники стали обычными китайцами. Этот процесс хорошо подмечен в китайской пословице: «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне». Одной из причин быстрой ассимиляции было то, что пришельцы, как правило, были по сравнению с китайцами отсталыми народами.

     В конце IV в. на севере Китая была основана империя Северная Вэй во главе  с Тобой Гуем, известным в истории  Китая энергичным реформатором во внешней  и внутренней политике. Тоба Гун  — вождь одного из сяньбийских племен, завоевывая одну южную провинцию за другой после утверждения своей власти на Севере, повсеместно осуществлял китаизацию администрации. Для обеспечения столицы зерном он образовал вокруг нее поселения переселенных земледельцев, которые наделялись землей за счет государства.

     Миграция  китайцев на юг. Особенности социально-экономического развития

     На  юг страны было переселено свыше миллиона самых богатых и образованных конфуцианцев. Места переселения  представляли собой почти не освоенные  плодородные долины, на которых новые хозяева стали выращивать рис, с тех пор ставший одной из главных культур страны, а рисовый пояс со временем стал основной житницей империи. Уже с V в. на этих территориях стали собирать по два урожая риса в год. Наряду с развитием земледелия на южных землях начинают строиться города, развиваться ремесла, торговля и товарно-денежные отношения. Это был период расцвета культуры, особенно на юге, и укрепления в Китае новой религии — буддизма. Быстрый рост буддийских храмов и монастырей приводил к разрастанию особой группы земледельцев — монастырских крестьян.

     Надельной системе противостоял процесс роста  частного земледелия — так называемых сильных домов,который сопровождался разорением и закабалением крестьянства. Происходили разложение и перерождение общины. В целях налоговой выгоды крестьянские хозяйства объединялись в пятидворки и двадцатипятидворки.

     Дифференциация  населения вела к росту численности  неполноправных слоев, которых называли «подлым людом». Социальные сдвиги выразились и в росте аристократии. Закреплялись списки знатных фамилий. На этом этапе в общественной жизни Китая усилились личностные отношения. Среди моральных ценностей важное место отводилось принципу личного долга младшего перед старшим.

     В конце VI в. полководец одного из северных царств Ян Цзянь, объединив под своей властью весь Северный Китай, провозгласил новую династию Суй, а затем восстановил политическое единство страны и стал правителем всего Китая.

     1.2Реформа землепользования

     Этим  правителем, принявшим имя Вэнь-ди, были проведены реформы, направленные прежде всего нa разрешение острых вопросов землепользования. Вэнь-ди продолжил политику своих предшественников, направленную на ослабление сильных домов. Принципом его политики было обеспечение каждого пахаря земельным наделом. В среднем каждая семья получала 120 му земли (80 — на мужчину и 40 — на женщину). С такого надела взимался налог около 3 центнеров зерна. Другими формами платы за надел были: трудовая повинность для мужчин, которая составляла 20 дней в году, и промысловая подать для женщин, сдавших в казну шелк или пряжу.

     За  время правления Вэнь-ди в связи  с увеличением размеров наделов  существенно возросли количество и  размеры возделываемых земель. Сохранились  количественные показатели земледелия этого периода. Так, впервые произведенная перепись населения выявила 1,5 млн. крестьян, не входивших ранее в списки податного населения. Наделение их землей значительно пополнило казну, хотя и не все полученные от государства земли возделывались крестьянами. Значительная часть крестьян по-прежнему обрабатывала земли чиновников и сильных домов, хотя эпоха их процветания уходила, власть предельно централизованного государства все возрастала.

     1.3 Развитие производительных сил

     Начатая политика усиления централизованной власти продолжалась и при преемнике Вэнь-ди — Ян-ди, продолжавшим ее силовыми методами. Была выстроена новая пышная столица Лоян, в роскошные дворцы которой были переселены из разных провинций страны 10 тысяч самых знатных и богатых семей. Для снабжения их продовольствием вокруг столицы были выстроены огромные зернохранилища, а для доставки продовольствия и зерна с юга, ставшего к тому времени главной житницей страны, проведен Великий канал, соединивший Янцзы с Хуанхэ. Данные свидетельствуют, что на обслуживании этого сооружения было занято свыше 80 тысяч человек. Вообще этот канал, соединивший Лоян и Ханчжоу, был предшественником другого Великого канала, соединившего Пекин с Ханчжоу, и сыграл важную роль в развитии общественной экономики Китая. Сама же политика Ян-ди была направлена на то, чтобы, переселяя самые влиятельные семейства на новое место, тем самым оторвать их от родных мест и поставить под контроль власти.

     

     Первый в мире колесный китайский военный корабль. XI в.

     Одновременно  император в целях укрепления престижа центральной власти вел несколько масштабных строек, таких например, как реконструкция Великой стены. Такие стройки требовали огромных средств и труда сотен тысяч строителей. Страна не выдержала экономического и человеческого напряжения. Разразился очередной династический кризис, приведший к власти династию Тан.

     Китайские авторы называют Танский период «золотым веком китайского феодализма», увязывая это с человеческими достоинствами императоров Танской династии. Так, в Китайской энциклопедии 1987 г. отмечается, что второй император этой династии Ли Ши-минь (Тай-цзун), будучи самым великим из императоров Китая (поскольку обладал двумя положительными качествами: умением выбирать для службы хороших людей и способностью воспринимать критику), заложил фундамент процветания китайской империи. Установленные им мир и порядок в стране сделали возможным сосредоточить усилия на сфере производства. Начинается расцвет в сельском хозяйстве, развиваются ремесла и торговля. Особенно быстро при Ли Ши-мине развивались текстильное производство, красильное дело, гончарное ремесло, обработка металлов, строительство кораблей. Развивались пути сообщения, внешняя торговля. Усовершенствовалась технология металлургического производства. Но в первую очередь для изыскания средств новый император прекратил траты на дорогостоящие престижные стройки.

     1.4 Изменения в землепользовании

     Претерпела  некоторые изменения надельная  система: декретом 624 г. были отменены наделы для женщин, если в семье был  мужчина; вдовы получали по 30 му. Определены были также льготы для некоторых категорий семей.

     Следует помнить о том, что вся земля  в Китае была государственной и наделы считались временными, предоставленными земледельцу только на период трудоспособности, затем они перераспределялись, для чего велись строгие реестры. Восстановлены были круговая порука, ответственность каждого за выплату налогов и других повинностей. Аграрная система была сложной, зависящей от конкретных условий проживания земледельцев: наделы уменьшались там, где земли было мало, а если же свободных земель было много, их получали с расчетом на трехпольный севооборот. Более того, при распределении земли учитывали престарелых и нетрудоспособных. Среди китайских земледельцев были и такие категории людей, как беглые и пришлые. Беглых не преследовали, пришлым предоставляли дом и землю беглых, но в случае возвращения беглым возвращали их землю и имущество.

     1.5 Регламентация землепользования

     Сложность землепользования в Китае компенсировалась жесткой его регламентацией, надзор за осуществлением которой возлагался на огромную армию хорошо обученных чиновников, назначавшихся из центра. Государственные земли либо раздавались в наследственное пользование титулованной знати, либо предоставлялись в пользование чиновникам на срок их службы. Но так как по китайским правовым нормам степень знатности уменьшалась с каждым поколением и через пять поколений сходила на нет и земли возвращались в казну — чиновники обязаны были этот процесс отслеживать.

     1.6 Города

     Успехи  землепользования, все возрастающие налоговые поступления в казну способствовали развитию и усложнению инфраструктуры: прежде всего, развивались города, где процветали торговля, ремесла, строительство. Развивалось также казенное ремесло, где в основном работали в порядке трудовой повинности. В связи с ростом городов быстро развивается разделение труда. При всей своей сложности жизнь города жестко контролировалась и в принципе город по своим правам был приравнен к деревне: как и деревня, он был всего лишь податной административной единицей.

     

     Участок укрепленной городской стены китайского города XI в.

     1.7 Аппарат управления

     Четкая  специализация существовала также  в труде чиновников, и она соответствовала  административной структуре государства. Эта структура была многоступенчатой, но весьма логичной. На верху всей пирамиды был император, при котором существовал государственный совет. Исполнительная власть была представлена двумя канцлерами, левым и правым, каждый из которых ведал тремя ведомствами. Это были ведомства (типа министерств) общественных работ, налогов, военных дел, судов и тюрем, охраны общественного порядка, кадров. Для контроля за исполнительной властью существовала палата цензоров-прокуроров. Главным двигателем такой системы был институт чиновничества, бюрократический аппарат. Его эффективному функционированию в Китае всегда уделялось огромное значение. Забота об этом институте дала жизнь многим ценностям и явлениям. Так, с древних времен в Китае сложилось несколько методов подготовки и отбора чиновников, главными из которых были конфуцианские система и концепция. В основе этой концепции лежал принцип меритократии т. е. отбор по критериям мудрости, справедливости, добродетели. Конфуцизм смог утвердиться в качестве закона китайской государственности и общественной жизни благодаря тому, что в нем нашли свое выражение китайские традиции с их культом этической нормы, принципом сыновней почтительности. Выдвинув тезис о тождестве государства и семьи, различающихся только размерами, Конфуций экстраполировал на административную систему принципы семейной морали: гуманность, высокий долг, почитание мудрости старших и др.

     Разумное  управление государством, по мнению Конфуция, должно способствовать созданию этически безупречного и социально гармоничного общества. А для этого нужны  мудрые и справедливые чиновники. Для их отбора в Китае впервые стал применяться метод конкурса претендентов на должность, который проходил в форме экзамена, понятию которого весь мир также обязан китайцам. Такие экзамены проводились в провинциальных и столичных центрах. Экзамены были трехступенчатыми, сложными. Получившие первую научную степень допускались к участию в экзамене на вторую и т. д. Проводились они комиссиями со стороны, в закрытом помещении, в письменной форме. Претендент на ученую степень должен был знать концепцию Конфуция, уметь творчески толковать исторические сюжеты, обладать способностью к умозрительному рассуждению на философские темы, уметь сочинять стихи и обладать литературным вкусом. Получившие третью ученую степень назначались на ответственные должности; при этом социальное происхождение не учитывалось, учитывалось то обстоятельство, что человек, с таким трудом получивший свою должность (первую степень обычно получали 3—5% из числа абитуриентов), будет ее ценить и высокопрофессионально трудиться.

     Складывалась  такая ситуация, когда надстроечный фактор (меритократизм, образованность, приверженность принципам конфуцианской  доктрины) оказывал решающее воздействие  на состояние экономики, а не наоборот.

     В государственной жизни Китая  статус чиновника был очень высоким и престижным, а путем к нему было получение хорошего образования. Такое положение формировало определенную систему ценностей и ее приоритеты.

     Чиновничество подобно земледельцам было очень  многочисленным классом, и в танском  обществе был составлен свод законов, состоявший из 500 статей, в которых излагалась система организации всех подданных империи, включая чиновников и землевладельцев. В этом документе были изложены их права и обязанности перед властью. Из этого ценного документа можно, например, видеть, что при всей сложности экономической, социальной и политической структуры суть ее была проста — государственная власть и собственность. Одно это в Китае было непререкаемым и вечным, все остальное (землевладение и чиновничество и их власть) было временным: статус чиновника и земля земледельца не переходили к их детям, детям следовало начинать все сначала.

     Специалисты считают, что периодом самого большого развития экономики Китая в Средневековье  был VIII в. Это было время повторного открытия Великого шелкового пути, время восстановления мощи Китая как великой азиатской державы.

Информация о работе История Китая в древнем мире