Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:38, реферат
Наверное, нет такого человека, которого оставила бы равнодушным история Древнего мира. Египетские пирамиды, исчезнувшие сокровища племени Майя, мифы древней Греции – все это волновало наше воображение со школьных лет, и каждый находил историческое событие, о котором хотелось знать как можно больше. Моё знакомство с самой загадочной и необычной личностью древности произошло не на уроке истории. Изучая творчество писателя Александра Ивановича Куприна, я совершенно случайно наткнулась на его произведение «Суламифь» и увлеклась временем правления царя Соломона.
…В древнем Израиле правил
красивейший царь Соломон.
Его Бог на то место поставил,
и сорок лет царствовал он.
(Новелла по легенде VI - VII в.до
н.э.)
Наверное, нет такого человека, которого оставила бы равнодушным история Древнего мира. Египетские пирамиды, исчезнувшие сокровища племени Майя, мифы древней Греции – все это волновало наше воображение со школьных лет, и каждый находил историческое событие, о котором хотелось знать как можно больше. Моё знакомство с самой загадочной и необычной личностью древности произошло не на уроке истории. Изучая творчество писателя Александра Ивановича Куприна, я совершенно случайно наткнулась на его произведение «Суламифь» и увлеклась временем правления царя Соломона.
Я думаю, что в Древней истории нет ещё одной такой легендарной личности, о которой столько написано в Библии и чьё имя окружено таким количеством тайн, мистики и легенд. О Соломоне есть сказания у мусульман, у индусов и у христиан. То он великий маг, то повелитель потустороннего мира, то провидец и мудрец, говорящий с животными и птицами… Ясно одно – нужно быть удивительным человеком, чтобы оставить о себе подобную славу. Почти не сохранилось достоверных доказательств, подтверждающих верность того или иного события, связанного с Соломоном. Поэтому опираться в своем реферате я буду на Библию, на удивительные исторические находки, и на огромное количество предположений историков всех поколений. А ещё хочу рассказать самые интересные и красивые легенды, дошедшие до наших дней.
Объединённое Израильско-Иудейского царство было образовано в X века до н.э. царем Саулом. Следующим к власти пришел Давид, а его сын Соломон стал третьим и последним из царей древнего Израиля. Датой основания Израильско-Иудейского царства считается 1020 до н.э., а датой распада 926 до н.э (т.е. год смерти Соломона).
Однажды царь Давид, прогуливаясь по кровле дворца, увидел плескающуюся в воде Вирсавию, жену своего военачальника Урии Хеттеянина и пленился ею. Ослепленный любовью, Давид совершил, вероятно, самый тяжкий грех в жизни: он повелел послать Урию на заведомо безнадежное дело под стены осажденного города. Урия погиб, сраженный вражеской стрелой...
Вирсавия стала женой Давида и родила мальчика, но, как говорили пророки, Бог наказал их за грехи: первенец скончался в младенчестве. Второго сына супруги назвали Соломон (др.- евр., Шломо, Сулейман - в Коране), что значит «мирный». С детских лет он, воспитанник пророка Нафана, преуспел в изучении наук и Закона и, как повествует Библия, «за то сделался весьма любезен Богу». Когда Давид состарился, Адония, старший из его сыновей, (у Давида кроме Соломона было 10 сыновей и 2 дочери от других жён) сделал попытку захватить престол отца путем сговора с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом. Но заговор был раскрыт, Адония бежал, а остальных участников попытки переворота казнили. Чтобы не допустить нового кровопролития, Давид решил еще при жизни отдать престол Соломону и приказал опытному военачальнику Ванею, первосвященнику Садоку и пророку Нафану отвести сына к потоку Гион, помазать миром и провозгласить как будущего царя израильтян. Избраннику в то время было около 15-17 лет (ученые расходятся в точности возраста), однако в Писании говорится, что он уже имел годовалого сына Ровоама. Давид прожил ещё два года, а потом с 965 по 926 до н.э., почти сорок лет, Соломон управлял государством самостоятельно. Вначале правления молодой правитель сменил состав приближенных, тем самым защитил себя от козней недовольных жрецов, посягательств возможных наследников и сговора их с армией. Адония, пытавшегося второй раз захватить трон, казнили, но других случаях применения смертной казни нам неизвестно. Противник войны, Соломон с почтением относился к Богу, к религиозным обрядам. В Писании говорится, что, став царем, он отправился в Гаваон, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне - на этом жертвеннике были принесены Господу Богу тысячу жертвоприношений. Той же ночью Бог явился царю во сне и сказал: "Проси, что ты хочешь, Я дам тебе". "Господи!" - ответил Соломон, - "Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим". И за то, что не просил он у Бога ни богатства, ни долгой жизни, дарована ему была великая мудрость. А она ему действительно была необходима, чтобы управлять таким огромным государством, сделать его процветающим и воплотить в жизнь свои грандиозные планы. Царь Давид был правителем – воином, расширившим свои владения походами. Соломон же сделал Иерусалим красивейшим городом мира, заставил мир услышать о своем государстве и восхищаться им.
Израильское царство было одним из значительных государств Азии, простиравшееся от египетской границы на юге до Хаммата в центральной Сирии. В Ветхом Завете говориться:
"Соломон владел
всеми царствами от реки
Контролировались караванные пути, связывавшие оазис Тадмор с Аравией и, возможно, сухопутные пути между Средиземным и Красным морями. У Соломона также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли.
Согласно легенде, Соломон присоединил к своему государству Сабу — таинственное государство, официальной религией которого было солнцепоклонничество. Он отправил правительнице Сабы Билкис (Царице Савской) ноту с предложением об объединении вкупе с изменением государственной религии. Посол Сабы привёз Соломону подарки, однако тот демонстративно отказался, мотивируя тем, что ничего лучшего и большего, чем у него есть, Саба дать ему не может, и единственная цель объединения — воцарение справедливой религии на территории Сабы. В ходе переговоров Соломон заявил, что при необходимости начнёт войну и захватит Сабу силой. Тогда на переговоры отправилась лично Билкис, предварительно приказав спрятать царственные регалии (главным образом трон). От своих шпионов Соломон узнал об этом и приказал своим резидентам в Сабе выкрасть трон и доставить к месту переговоров. Когда Билкис прибыла, Соломон предложил ей её же трон. Подавленная Билкис согласилась на присоединение, которое таким образом состоялось; государственная религия Сабы была приведена в соответствие государственной религии Соломонова царства. Царица Савская подарила ему 120 талантов (4,3т) золота, не считая других подарков. Встреча Соломона и Царицы Савской обросла многими романтическими легендами. Считается, что прекрасная женщина испытывала мудрость Царя царей загадками, с которыми тот успешно справился. Вот, например, одна из них: Билкис попросила протянуть сквозь маленькое извилистое отверстие драгоценного камня шелковую нить. Соломон справился с решением с помощью шелковичного червя. Говорят, царица носила очень длинные платья, пряча ноги. Соломон, гадая, что скрывает женщина, пользуется хитростью. Он строит павильон с прозрачным полом, наполняет его водой и запускает рыбок. Иллюзия воды настолько велика, что приглашенная в помещение царица приподнимает подол одежды, боясь намочить его. Царь снова показал свою мудрость, а легенда о встрече остаётся на века.
Торговля давала казне Соломона большой ежегодный доход в 666 талантов золота (1 тал. = 36 кг. золота). Давид оставил сыну 100000 талантов (3600т) золота и 1 млн. талантов (36000т или 30 современных железнодорожных составов) серебра и сверх того еще 3000 талантов (108т) золота и 7000 талантов (252т) серебра из личных запасов. Мудрый правитель не просто приумножил полученное наследство. Историческая заслуга Соломона в том, что он превратил бедную земледельческую страну с патриархально-племенным строем в единое, сильное в экономическом и военном отношении государство, пользующееся большим авторитетом на международной арене. При Соломоне начинается сближение Израиля с Египтом, которое покончило с многовековой враждой евреев и египтян и укрепило южную границу государства. Союз закрепляется браком с дочерью фараона, приданным которой стал город Газер, командовавший равниной Филистимской — большой дорогой между Египтом и Месопотамией (древнейший торговый путь всего Сиро-Палестинского региона). В те времена царская дочь могла выходить замуж только за правителя более могущественной державы, это даёт все основания полагать, что Израильское царство по мощи уже значительно превосходило Египет. Этот брак способствовал и проникновению египетского влияния во многие сферы столичной придворной жизни: оно сказывалось в роскоши и пышности царского двора, во введении сложного придворного церемониала, в постоянном восхвалении мудрости царя и т.д., но особенно в мероприятиях государственного строительства. Соломон продолжил начатое его отцом оформление центрального государственного аппарата, включавшего первосвященника Иерусалимского храма, "писцов", ведавших царской корреспонденцией и составлением царских анналов, "глашатая", в ведении которого были связь между царем и страной, руководство сложным придворным церемониалом. Появилась новая должность - "друг царя", выполнявший функцию царского советника. Чтобы облегчить управление страной и наладить сбор налогов, Соломон разделил ее на 12 территориальных округов (колен). Во главе каждого округа стоял наместник, который на протяжении одного месяца в году должен был обеспечивать всем необходимым царя и царский двор. Центрами управления округами были города, строительство которых широко развернулось при Соломоне. Естественно, что потребителями получаемых продуктов была не только царская семья, но и весь двор, и высшее чиновничество, и армия, укрепляемая царем. В источниках приводится состав правительства, сформированного Соломоном:
-Первосвященники — Садок, Авиафар, Азария;
-Командующий войсками — Ванея;
-Министр налогообложения — Адонирам;
-Придворный летописец — Иосафат
-Ахисар — начальник царской администрации;
-Азария — начальник наместников
-12 наместников.
Царь ввёл твёрдую систему налогов, трудовой и воинской повинности. Обильным источником приумножения богатства служила слава об его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения - именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, не мало увеличивали его личные богатства. При дворе его появились иностранные послы.
Можно еще долго перечислять заслуги Соломона в укреплении государства Израиль. И конечно, при этом необходимо будет сказать о росте числа городов и численности населения, которое "возможно, достигло 800000 человек и стало вдвое больше, чем в период, непосредственно предшествовавший образованию монархии. Быстрое экономическое развитие требовали расширения строительства, следовательно, значительной рабочей силы, мобилизация которой осуществлялась при помощи трудовой повинности: «И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем... Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч камнесеков в горах»; над работами надзирали три тысячи триста начальников».
Немного коснусь устройства жилища того времени. Дома, в основном двухэтажные, строили на каждом свободном клочке земли вдоль узких и тесных улочек. Главной частью израильского жилища была большая комната на первом этаже. Женщины готовили там пищу и пекли хлеб, а вся семья собиралась там для совместных трапез. Мебели не было. Даже состоятельные люди ели и спали на циновках. В комнаты верхнего этажа поднимались по каменным ступеням или по деревянным приставным лестницам. Летом спали на крышах, где дул освежающий ветерок. В пищу употребляли много лука и чеснока. Основным продуктом питания была жареная и вареная пшеница, разные крупы, чечевица, огурцы, фасоль, фрукты и мед. Мясо ели только по праздникам. Пили в основном овечье и коровье молоко, вино же употребляли очень умеренно.
Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности. Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны.
Земледелие было по-прежнему ведущей отраслью народного хозяйства, но землевладельцы жили преимущественно в городах. Поскольку все ханаанские города были окружены крепостными стенами, они становились все более перенаселенными.
Сооружение городов и крепостей, храмов и гробниц всегда являлось одной из важнейших обязанностей, одной из главных добродетелей древневосточных царей. Ветхозаветная традиция также видит в активной строительной деятельности Соломона проявление его мудрости и добродетели, а археологические раскопки последних десятилетий доказывают размах и грандиозность осуществленного царем строительства, включавшего дворцы и крепости в Мегиддо (Телль-эль-Мутеселлим), Хацоре (Телль-эль-Кеда) и других местах, но самым прославленным сооружением Соломона был храм Яхве в Иерусалиме. Этот храм повторял характерные особенности ханаанейско-финикийского храмового зодчества. Он был длинною 35м шириною 10м. Общий вид его был ступенчатый. Окруженный двором и хозяйственными строениями, храм образовывал единый ансамбль с царским дворцом, в чем наглядно проявлялось назначение столичного храма - быть одновременно царским и общегосударственным святилищем. Так же построив храм, Царь царей создал этим ещё и единый религиозный центр. Храм строили семь с половиною лет около ста восьмидесяти пяти тысяч работников. Он устроен был по образцу скинии Моисеевой, разделялся на святое святых – Давир (глубиной и высотой 10м), святилище (глубиной 20м) и притвор (глубиной 5м), но был обширнее и великолепнее ее. Стены храма были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором. Некоторые легенды упоминают в качестве строительного камня оникс. Через сделанные из него стены свет свободно поступал в Храм. На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна. А через дверь можно было видеть восходящее солнце.
«Храм — не жилище Бога, а место явления Его Славы, Его священного имени»- как бы подчеркивая эту истину, Храм Соломона имел космическую символику. Две бронзовые колонны у вдоха, а также орнамент из растений и животных означали мир живых существ, херувимы на стенах олицетворяли стихийные силы ветра и бури, светильники — звезды, огромный бронзовый бассейн во дворе, поддерживаемый изваяниями быков — мировые воды, семисвечник — Древо жизни. Храм внутри освещался собственными светильниками. Давир за завесой, как и в скинии, был всегда темным. Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник. Все поверхности стен, потолка, пола и принадлежности для богослужения были сплошь выложены золотом. Толщина этого покрытия в Давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) Храм внутри и снаружи украшали резные изображения и драгоценные камни. В храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога: Ковчег Завета со Скрижалями Завета. На строительство было израсходовано: 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа. Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год.