Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:38, реферат
Наверное, нет такого человека, которого оставила бы равнодушным история Древнего мира. Египетские пирамиды, исчезнувшие сокровища племени Майя, мифы древней Греции – все это волновало наше воображение со школьных лет, и каждый находил историческое событие, о котором хотелось знать как можно больше. Моё знакомство с самой загадочной и необычной личностью древности произошло не на уроке истории. Изучая творчество писателя Александра Ивановича Куприна, я совершенно случайно наткнулась на его произведение «Суламифь» и увлеклась временем правления царя Соломона.
Поскольку израильтяне не владели мастерством, необходимым для сооружения подобных зданий, Соломон пригласил финикийских мастеров. Царь Хирам прислал ему кедровое дерево и другие строительные материалы. Когда храм был готов, Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пения песней духовных внесен был Ковчег Завета. Слава Господня в виде облака наполнила храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и с воздетыми руками молился Богу, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы, сошел с неба огонь и попалил жертвы, приготовленный в храме. Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона - это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища. Гранат считается в Израиле символом благоденствия и достатка. Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом. Об Иерусалимском Храме напоминает лишь осколок Второго Храма, возведённого на месте первого - Иерусалимская Стена Плача, высотой в 18 метров. Массивные камни, вес которых достигает 700 тонн, держатся только силой собственного веса.
После храма, в течение 13 лет, Соломон строил свой трехэтажный дворец, который был высотой в десять локтей, т. е. более 15 метров, длиною в 100 и шириною в 50 локтей, т. е. соответственно больше 52 и 26 метров. Библейский автор восторженно описывает дворец иерусалимского владыки: построен он был из драгоценного ливанского кедра, украшен дорогими тщательно обработанными камнями, царский трон был из позолоченной слоновой кости, сосуды во дворце все были из золота. Правда, в библейском описании больше эмоций, чем тщательности, так что точное представление об устройстве дворца составить довольно трудно. Ясно, что дворец имел три ряда прямоугольных окон, расположенных друг над другом, т. е. три этажа. Такие же прямоугольные двери с прямоугольными же косяками вели во дворец и в его внутренние помещения. Одно из таких помещений было официальным и предназначено для осуществления царских полномочий, в другом находились жилые помещения. Имелись, возможно, конюшни, сокровищница и арсенал. Важнейшим из царских обязанностей был суд, который вершился в особой палате. Там стоял трон, о котором придумано множество мифов. В них написано, что на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (один против другого). К трону вели шесть ступеней (по числу дней творения мироздания). На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей. Над подсвечником находился золотой кувшин с оливковым маслом, а ниже - золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 пышных виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы осторожно поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы (Ветхий Завет) и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином (высшим судом мудрецов), приступал к разбору дела, особые колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали такие крики, что приводили в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма. После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару (Навухадоносеру) и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Это уже известный, исторический факт. Но дальнейшая судьба трона – неизвестна. Предполагают, что этот чудесный трон и поныне храниться где-то в тайнике и ждет своего часа. По дошедшим до нас источникам, именно за справедливый суд народ воспевал своего правителя. Самая известная легенда, как Царь царей судил двух женщин.
«Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мёртвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!». Другая же, напротив, говорила: «Рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать». Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог».
Строительством дворца и храма Соломон не ограничился. В Иерусалиме были проведены и другие работы, которые превратили его в значительный центр, сравнимый с другими столицами Сиро-Палестинского региона, в том числе построена городская стена.
Как и каждый царь, Соломон уделял большое внимание своей армии. В Библии упоминаются колесничии и всадники, которых царь набрал и разместил частично в самом Иерусалиме, а частично в специально созданных гарнизонных городах. Отряды колесничих были созданы в израильской армии именно при Соломоне. Колесницы и кони стоили довольно дорого — 600 и 150 сиклей серебра соответственно и уже одно это показывает, что только такое богатое государство, как царство Соломона, могло позволить себе иметь столь значительную силу. Эти отряды содержались на средства самого царя и явно противостояли ополчению, если оно еще сохранилось. Само ремесло колесничих было очень сложным и требовало долгой и упорной тренировки, так что на колесницах могли сражаться только профессиональные воины, служившие в армии много лет. Ничего не сказано о пехоте, необходимой в любой древней армии, и о принципах ее набора.
Век Соломона был самым благоприятным для развития наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искусство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Изделия из золота, слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода - все это поощряло и развивало художественный дух народа. Науки также стояли на высокой ступени. Астрономия сделалась наукою практическою и не замедлила сделать значительные успехи, навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями.
Попробую рассказать о таинственной стране Офир, источнике богатства, упомянутой в Библии, и о несметных сокровищах копий Царя Соломона, которым посвящены художественные произведения и фильмы. Именно копи и государство Офир являлись объектом поисков и споров историков нескольких веков. Я только могу привести результаты раскопок ученых, потому что истину установить так не удалось никому. При определении местонахождения государства Офир предполагали, что столь внушительное количество золота Соломону могли привозить лишь из трех районов бассейна Индейского океана - Аравии, Индии и с юго-восточного побережья Африки. Аравия отпадала из-за наличия караванного пути, то есть здесь флот попросту не требовался. Индию тоже вызывала сомнение: потребление золота достигало здесь столь внушительных размеров, что его приходилось ввозить из других стран. Методом исключения пришли к выводу, что, скорее всего страна Офир находилась в Южной Африке, на территории современного Зимбабве, где некогда располагались богатейшие месторождения золота.
В 1872 г.
в Бразилии нашли каменную
плиту с письменами, напоминающими
финикийские. Точный их
Впрочем, далеко не все были согласны с тем, будто таинственная страна Офир находилась в Центральной или Южной Африке. Известный американский востоковед Олбрайт пришел к выводу, что речь идет о Сомали. Другие ученые обращают внимание на фрески в одном из фиванских храмов. Там изображена темнокожая царица из некой страны Пунт. Подпись под фреской сообщает, что египетские корабли привозили из этой страны золото, серебро, черное и красное дерево, тигровые шкуры, живых обезьянок и рабов-негров. Родилось предположение, что Пунт и библейский Офир - одно и то же.
В 1932 г. американский ученый Кеннет Твитчелл искал копи царя Соломона в Саудовской Аравии. К этому его побудили древние легенды. У подножия горы Махд-эд-Дахаб (по-арабски "Золотая колыбель") исследователю посчастливилось обнаружить древний жернов для истирания руды возрастом более 2 тыс. лет. Тщательный анализ показал оставшиеся на нем со времени древних разработок частицы золота. Вскоре были найдены и сами рудники. Понятно, что примитивные технологии времен Соломона не позволяли извлекать драгоценный металл полностью, поэтому предприимчивый ученый основал компанию, которой за 14 лет удалось добыть на древних рудниках 60 т золота. Привлеченные к обследованию рудников геологи определили, что во времена Соломона месторождение горы Махд-эд-Дахаб давало около половины мировой добычи золота. Данное обстоятельство позволяет согласиться с тем, что именно Твитчелл обнаружил копи царя Соломона.
В 1937 году археолог Нельсон Глюк натолкнулся в пустынной долине Вади-эль-Араба на выдолбленную в скале шахту медного рудника. Развалины каменных бараков, в которых жили шахтеры, и стена для защиты от нападений со стороны разбойничьих племен пустыни убедили Глюка, что это рудник Соломона. Вблизи залива Акаба, где уже раньше были обнаружены под слоем песка развалины порта Ецион-Гавер, Глюк сделал ещё более важное открытие. На обширной площадке, окруженной крепостной стеной, находилось большое количество медеплавильных печей. Печные трубы были обращены отверстиями к северу, откуда дуют постоянные морские ветры. Таким остроумным способом удавалось без труда поддерживать необходимую для плавки температуру.
В 1989 г. американский ученый Джени Сэвой обнаружил в Андах, в пещере неподалеку от Гран-Вилайа, плиты с необычными надписями, напоминавшими финикийские письмена. Причем один из обнаруженных знаков, по словам исследователя, изображался на кораблях, доставлявших золото для Соломона.
Ещё одно место было тщательно исследовано учеными - южные пределы пустыни Негев. Главной отличительной особенностью территории, являющейся в нынешнее время Национальным парком-заповедником Тимна, было крупнейшее месторождение медной руды. Ландшафт этой местности очень необычен. Эрозия воды и ветра за многие века создала причудливые образования, сложенные из красного нубийского песчаника. Именно здесь находится огромный каньон с легендарными Соломоновыми столбами — гигантскими, до 50 м высотой, песчаными колоннами темно-красного цвета, а также скала «Гриб», стоящая особняком и представляющая собой отшлифованную песчаниковую глыбу, схожую своими очертаниями с грибом. У подножья Соломоновых столбов находятся развалины египетского храма, воздвигнутого около XIV века до н.э. в честь богини Хатор — покровительницы рудокопов, добывавших медную руду. Солнце, ветер, песок, суточные перепады температуры и по сей день продолжают менять облик этого величественного места. Раскопки в данном регионе велись еще в 70-х годах прошлого века, но до последнего времени считалось, что металл здесь начали добывать не ранее VII в. до н.э. Памятник представляет собой комплекс примерно из 100 зданий, расположенный на территории площадью в 24 акра, покрытой черным шлаком. Прииски испещрены шурфами и штольнями. Помимо этого ученые обнаружили на месте раскопок несколько вещей египетского происхождения, также датируемых X в. до н.э. Сколько находок – столько и предположений, а истина спрятана в веках.
Соломон был не только прекрасным правителем и судьёй. Отмечаются его познания во многих науках: в медицине, в свойствах драгоценных камней, в растительном и животном мире. Очень интересная легенда связывает птичку Удод с Царем царей. Однажды удоды, жившие у дворца, попросили дать им по золотой короне: "Дай нам, царь, золотые короны твои, они так прекрасны, и мы не видели ничего более чудесного, как ты, когда надеваешь свою корону". Соломон выполнил их просьбу, но тяжёлые короны быстро надоели птицам и они взмолились об избавлении. Царь снял с них венцы, произнеся: «Пусть вы носите всегда на себе воспоминание о неразумном стремлении вашем к короне. Отныне носите корону из перьев, она не отяготит вас, ибо она будет только короною того тайного царства, о котором вы знали, служа труду моему". С тех пор в оперении удодов есть красивый венец из перьев.
Царь очень любил хороших, породистых лошадей. Рассказывают, что однажды он купил 1000 отборных лошадей и, любуясь дорогим приобретением, задержался и пропустил послеполуденную молитву. Соломон так разгневался на самого себя, что решил наказать себя, причинив себе неприятность. Он велел уничтожить 1000 своих самых любимых коней. Царь много времени посвящал литературе. Он является автором таких произведений, как «Экклезиаст», (Екклезиаст), «Книга Притчей и «Песнь песней». Этим полагается начало Учительной библейской письменности. "Песнь Песней" - чудный дар молодости, нежный крик о любви: "Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблони: там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые, это я сберегла для тебя, мой возлюбленный!"
"Книга притч Соломоновых"- плод зрелых размышлений и уверенной в себе мудрости, чем-то напоминающая сборник басен: "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь благоразумным".
И, наконец, третья, "Книга Екклесиаста" - пронзительный стон о чуде быстротекущей жизни: "Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа... Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд... И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его"
«Песнь Песней»,
«Соломоновы притчи» и «