История древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 07:38, реферат

Краткое описание

Эта эпоха, скрытая во тьме тысячелетий, полна тайн и загадок, удивительных, а подчас и невероятных фактов, по сей день не имеющих однозначного толкования. Археологи, лингвисты, религиоведы, географы, представляют различные версии явлений и процессов, имевших место в цивилизациях Евразии, Древнего Востока и Античности, в Африке, на американском континенте. Многое из того, что мы считаем продуктом европейской науки, было известно человечеству еще в глубокой древности, но впоследствии по тем или иным причинам забыто. Более того: поскольку наука других человеческих культур развивалась совсем иным путем, нежели наша, в сохранившихся памятниках могут быть сокрыты знания, еще не известные нам.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………
1. Архитектура и строительство в Древнем Риме …………………
2. Техника Древнего Рима……………………………………………………..
3. Архитектура и строительство Древнего Египта ………………….
4. Техника Древнего Египта…………………………………………………….
5. Архитектура и строительство в Древней Греции………………..
6. Техника Древней Греции…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

др мира.docx

— 59.32 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………………

1. Архитектура и строительство в Древнем Риме …………………

2. Техника Древнего Рима……………………………………………………..

3. Архитектура и  строительство Древнего Египта ………………….

4. Техника Древнего Египта…………………………………………………….

5. Архитектура и  строительство в  Древней Греции………………..

6. Техника Древней  Греции…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

История Древнего мира — самый увлекательный раздел истории человечества. Эта эпоха, скрытая во тьме тысячелетий, полна  тайн и загадок, удивительных, а подчас и невероятных фактов, по сей день не имеющих однозначного толкования. Археологи, лингвисты, религиоведы, географы, представляют различные версии явлений  и процессов, имевших место в  цивилизациях Евразии, Древнего Востока  и Античности, в Африке, на американском континенте.

Многое из того, что  мы считаем продуктом европейской  науки, было известно человечеству еще  в глубокой древности, но впоследствии по тем или иным причинам забыто. Более того: поскольку наука других человеческих культур развивалась  совсем иным путем, нежели наша, в сохранившихся  памятниках могут быть сокрыты знания, еще не известные нам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
  1. Архитектура и строительство  в Древнем Риме

 
Основные принципы
Древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV—I вв. до н. э.).  
 
Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы
греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.  
 
Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или государственные, стоявшие в ведении центральной власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые.  
 
Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.  
 
Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.  
 
Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей, они знали три вида чертежей: ихнографию, скенографию и ортографию. Их отличие заключается в особенностях и закономерностях применения циркуля и линейки при выполнения очертаний плана на поверхности земли.  
 
По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг. Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный кругли храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9м).  
 
Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.  
 
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших днейКолизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.  
 
Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.  
 
В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и историческйй рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.  
 
Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.  
 
Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.  
 
В Риме него провинциях были возведены сотни таких сооружений. Грандиозные колоннады, расположенные вдоль улиц, украшали многие центральные и провинциальные города.

  1. Техника Древнего Рима

В III веке до н.э. начинается эпоха римских завоеваний. Возвышение Рима было связано с новым военным  изобретением, созданием легиона. Новое  оружие римлян породило новую волну  завоеваний и появление нового культурного  круга, который историки называют pax Romana, «Римский мир».

Главным техническим  достижением римлян было создание цемента  и бетона. Римляне научились использовать опалубку и строить бетонные сооружения; в качестве наполнителя использовали щебень. Во II в. н.э. в Риме был построен Пантеон, «Храм всех богов» с литым  бетонным куполом диаметром 43 метра - позднее это сооружение стало  образцом для архитекторов Нового времени. Римляне использовали цемент и бетон  при строительстве дорог и  мостов; римские дороги вызывали восхищение у историков последующих эпох. Мост через Дунай, построенный архитектором Аполлодором, был одним из чудес того времени - он имел в длину более километра. Вершиной римского строительного искусства стал храм Святой Софии в Константинополе, построенный Анфимием из Тралл; этот храм имел купол диаметром в 33 метра, установленный на пилонах 23-метровой высоты.

Самым знаменитым ученым и инженером римского времени  был Марк Витрувий, живший в I веке до н.э. По просьбе императора Августа Витрувий написал «Десять книг об архитектуре» - обширный труд, рассказывавший о строительном ремесле и о различных машинах; в этом труде содержится первое описание  

  1. Архитектура и строительство  Древнего Египта
Каменная  архитектура Египта, о чем свидетельствуют  дошедшие до нас памятники древней  египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения,строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно,строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения выдержали испытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в первозданном виде. Именно эти памятники Древнего Египта сохранили особенности древнеегипетской архитектуры. Определение пространства, объёма и массы, формирование фасада. Египетская архитектура была многоплановой, ее характерной чертой при определении пространства и объема была галерея (коридор). Даже внутренние дворики были, скорее, расширением и продолжением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего распределения или сбора. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах. Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объем помещений. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией:конец погребального пути – пирамида – возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен. Внешние формы построек были очень простыми: прямо-сторонние и наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объемы(они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы.Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы,которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции. Поверхности зданий изнутри и снаружи, как следствие простоты архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую замкнутость и однообразие, присущее египетской архитектуре, смягчали многочисленные настенные тексты, росписи и барельефы. Однако эта настенная живопись в целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего наблюдателя архитектура Древнего Египта. Для построек древних египтян окна не были характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания.Проблема внутреннего освещения решалась с помощью небольших террас и площадок, которые находились на самом верху здания. Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый псевдо-периптер (Периптер (греческое - «оперенный») – тип храма, в котором заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон.Псевдо-периптер отличается тем, что роль колонн исполняют полу-колонны,выступающие из стены, и только перед входами с торцов здания устроены колонные портики). Такое архитектурное решение фасада встречается и в памятниках Древнего царства, например в комплексе пирамиды фараона Джосера,однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена. Строительные материалы. Основным строительным материалом древних египтян был камень. В каменоломнях, расположенных в городах на границах долины Нила, добывали различные породы камня. Наиболее известным был асуанский гранит. В Асуане ив наши дни можно видеть древнюю каменоломню, на дне которой лежит каменный обелиск, наполовину вырезанный в скале. Столь же известен был добываемый рядом с Мемфисом турский известняк. Из него изготовлены облицовочные плиты большинства пирамид. Применялся древними строителями и песчаник. Из тверды хпород камня они использовали порфир и диорит. Для создания определенных цветовых гамм и комбинаций специально подбирались камни различных цветов и оттенков. Египтяне пользовались и кирпичной кладкой, но ее доля по отношению к камню была незначительной. Из кирпича были построены гробницы архаичного периода, пирамиды Среднего царства и некоторые крупные жилые постройки. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи сушились под лучами солнца. Не хватало древесины и для строительных работ. Из дерева, привезенного из других стран, изготовляли только мебель и богатое убранство апартаментов фараона и высшей знати. Но несмотря на это техника работы с деревом оказала большое влияние на формирование стиля каменной архитектуры Древнего Египта. В архаичные времена жилища простых людей и небольшие святилища строили из тростниковых циновок, дверные проемы завешивались тоже циновками, но более тонкой работы, и плели их из травы и соломы. Некоторые формы этого тростникового строительства были использованы позднее и в каменной архитектуре, например в Саккаре, в комплексе пирамиды Джосера, можно встретить полу-колонны, напоминающие по форме вязанки тростника, можно встретить и вырезанные из камня скатанные циновки. Позднее жилища простолюдинов стали возводить из глины, эта традиция сохранилась в Дельте и по сей день. Конструкция зданий. Египтяне использовали оба типа несущих (опорных) конструкций: стену и стойку (колонну или столб). В архаичный период стены зданий возводились из кирпичей, техника-кирпичной кладки свидетельствует о большом влиянии Месопотамии, а может быть, и происходит оттуда. Основателем каменного строительства, его изобретателем считается великий архитектор Древнего царства Имхотеп(Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре, служит дополнительным подтверждением тому, что технику строительства древние египтяне заимствовали все же из Месопотамии (оттуда же и идея ступенчатой пирамиды –зиккурата, но без храма на верхней площадке), однако использование камня потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего). Стены из камня возводили двумя способами: более тонкие собирались из хорошо обработанных каменных блоков-квадров, основу более толстых и массивных стен складывали из грубо отесанных каменных блоков худшего качества, снаружи их облицовывали ровными и хорошо отшлифованными каменными плитами. Именно так были построены пирамиды Древнего царства. Пирамиды Среднего царства имели внутреннее ядро, выложенное из кирпичей. Египетские каменные колонны возникли как архитектурное выражение форм растительного мира. Примером этому служат полу-колонны в Саккаре, они, как и каменная стена, принадлежат комплексу пирамиды Джосера. Каменные колонны древнеегипетской архитектуры делятся на несколько типов. Они повторяют форму тех растений, характер которых хотели придать им строители. Это колонны пальмообразной, лотосо-образной и папирусо-образной формы, что особенно видно по их основаниям-базам и навершиям-капителям. Такие колонны и колонные галереи часто уподоблялись аллее или роще деревьев. Кроме колонн растительных форм египтяне часто использовали столбы четырехугольного или многогранного сечения. Начиная со времени Среднего царства, встречаются два особенных типа колонн. Это колонны с изображением на капители головы богини Хатор и так называемые колонны Осириса в храмовых постройках. Такая колонна обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм, иногда это была статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое. Опорные панели между столбами строители выкладывали из каменных балок,сверху на них укладывали каменные плиты, которые образовывали плоский потолок. Над ним сверху не было кровли, ведь дождь в Египте – величайшая редкость. Карниз служил сначала только венчанием стен, но потом его подняли выше балок перекрытия, и он превратился в один из элементов украшения стены. Такой карниз был часто украшен фигурами животных и растений(например, изображениями священной кобры-урея).Несмотря на то, что в египетской архитектуре в первую очередь использовались плоские формы и прямые линии, строители умели устраивать сводчатые покрытия. Потолок погребальных камер имел форму двускатной крыши и был сооружен из тщательно пригнанных друг к другу каменных плит. Эти плиты снизу иногда были вогнуты вовнутрь, нижней части горизонтальных каменных балок придавалась вогнутая форма, и получалось покрытие, похожее на цилиндрический свод (Египтяне умели строить подлинные своды, однако предпочитали или ложный свод (плиты перекрытия постепенно сдвигаются к центру или к оси помещения с каждым следующим рядом, удерживаясь на месте тяжестью искусственной горы поверху), или своего рода изображение свода –путем придания гигантским монолитным плитам криволинейного очертания поверхности изнутри), как в скальных храмах и гробницах. Египтяне и настоящие своды, но делали они это исключительно только при строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении складских помещений и прокладке каналов. Лестницы стали использоваться гораздо позже, до этого в большинстве случаев для соединения различных уровней и этажей здания пользовались наклонной плоскостью – пандусом. Архитектурная планировка, организация труда и выполнение работ. Египетские мастера, начиная с незапамятных времен, работали по точным тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса, глиняной табличке или известняковой плите, часто он работал с помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а позднее и при выполнении работ. Найденные археологами черепки и кусочки таких строительных проектов свидетельствуют о том, что древний архитектор изображал строящийся объект, как в общих чертах, так и в различных проекциях. В проекциях иногда были изображены такие части возводимого сооружения, которые снаружи не были видны. Таким образом, на этих древнейших строительных проектах были выполнены разрезы и сечения отдельных элементов строящегося здания. В большинстве случаев фасад изображался на самом краю плоскости основного чертежа. Самые древние образцы архитектурных проектов, известные нам, относятся к периоду правления 3-ей династии. На куске известняковой таблички,найденном близ пирамиды Джосера, обозначены перпендикулярные линии. Они образуют сетку координат. Кривая с записями длины соответствует линии арочной крыши одного из зданий, принадлежащего к комплексу гробницы Джосера. Эта табличка хранится в музее в Каире и является частью архитектурного проекта Имхотепа, самого древнего известного нам архитектора и строителя. О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Можно предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов. Вероятно, и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели будущих пирамид. К примеру, в Дашуре был найден макет пирамиды времен 13-ой династии с коридорами и камерами (Наибольшую сложность при проектировании пирамид представляли две задачи. Первая – требовалось идеально выровнятьоснование, что при длине стороны в 100, 200 м и более – весьма сложно.Вторая – требовалось идеально высчитать угол наклона ребра угловых камней основания, так, чтобы эти ребра сошлись в одну точку на огромной высоте. И то и другое осуществлялось с высокой точностью, что подтверждает прекрасное владение прикладной математикой, впоследствии заимствованной и развитой древнегреческими учеными). И в более поздние времена проектированию строящихся сооружений придавалось большое значение. К примеру, на строительных чертежах и планахцарских усыпальниц в Фивах были обозначены следующие данные: общие размеры гробницы, размеры камер и коридоров, предназначение отдельных помещений, их наименования, тематика и форма выполнения настенных росписей и барельефов,их композиционное построение. Среди других до нас дошел и проект гробницы фараона Рамсеса IV, на нем изображены контуры строящейся усыпальницы, ее наиболее важные элементы в различных проекциях. Чертежи были примерными,без масштаба, соблюдались только пропорции, точные же цифровые данные прилагались в пояснениях к чертежам. Наряду с работами по проектированию в обязанности главного архитектора фараона входили обеспечение транспортного обслуживания строительства и строительные работы. Естественно, в этом ему помогали многочисленные администраторы и чиновники. Организация труда была очень высокой, на строительстве работали тысячи людей, но отдельные«команды» не мешали работе друг друга. На основании своих египетских впечатлений Геродот рассказывает о строительстве пирамиды Хеопса. Он писал, что Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах.Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые тримесяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять лет строили дорогу, она была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилосьстроительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона Хеопса. Строительство же самой пирамиды продолжалось двадцать лет. Основанием пирамиды служил правильный четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и точно подогнанных один к другому каменных блоков. Пирамиду возводили в несколько приемов.После возведения первой очереди каменные блоки поднимали с помощью специальных подъемников, сделанных из коротких деревянных балок. Сначала заканчивали отделку верхней части пирамиды, после этого заканчивали соседние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь. Современные исследователи согласны с Геродотом в том, что на строительстве пирамиды Хеопса работало, по всей вероятности, сто тысяч человек, но всего лишь три месяца в году, в период разлива Нила. Постоянно на строительстве трудилось всего лишь около четырёх тысяч человек (видимо,это были специалисты высокого класса и архитекторы). Для них был построен жилой городок. Работники объединялись в специальные отряды, которые состояли из более мелких групп. Разделение основывалось на вместимости фелуки египетского речного транспорта. Самая маленькая группа – «звено» – могла состоять из десяти человек. Отряды, «команды» строителей носили собственные имена. В этих именах обязательно присутствовало имя фараона. Например, отряд «Как любима белая корона Снофру», или «Хеопс облагородил два царства» и т.д. В каменных карьерах на блоки ставили «номер» и дату изготовления, на основании этого определялась производительность труда и норма выработки.Средняя норма дневной выработки каменотеса составляла примерно 2 кубических метра камня. Для строительства пирамиды Хеопса были необходимы 2 300 000каменных блоков массой в 2,5 тонны каждый. Если взять за основу данные Геродота, т, е. время строительства пирамиды 20 лет, то получим вполне реальный срок, получается, что ежедневно было необходимо укладывать в среднем 315 таких блоков. В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные бригады мастеров. К примеру, нам хорошо известны образ жизни и организация труда мастеров-строителей гробниц Долины царей. Благодаря археологам у насесть возможность читать египетские иероглифы, нам известны даже имена некоторых древних мастеров. Проектирование, строительство и украшение царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные специалисты. Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник фараона, его визирь. Число работающих в одной «конторе» достигало и превышало 120 человек. Наряду с высококвалифицированными специалистами использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники(например, транспортники). Рабочие делились на две группы — на правую и левую, опять же по примеру речников. Во главе этих команд стояли начальники, рядом с ними постоянно находились писцы, которые должны были ежедневно делать заметки о ходе работ, быте и условиях труда рабочих,составлять списки различных материалов, необходимых для ведения работ,инструментов, рассчитывать заработную плату. Большая часть этих записей дошла до наших дней, благодаря ним мы смогли познакомиться с жизнью и трудом древних ремесленников. Благодаря изучению древних рисунков и текстов мы многое узнали о том,как строили и проектировали здания древние египтяне. Археологи нашли древние строительные инструменты из меди и бронзы: резцы, сверла, долота,тесла, а также инструменты из камня и дерева (шлихтовый и шлифовальный камни, деревянный молот и др.). Древнему египетскому инженеру-строителю в его работе по проверке точности измерений помогали отвесы, нивелиры,треугольники и измерительные линейки. Большинство египтологов считает, в отличие от утверждений Геродота, что при строительстве пирамид египтяне не пользовались никакими приспособлениями и механизмами. По мере возведения пирамиды они сооружали из глиняных кирпичей специальные наклонные платформы, по которым с помощью деревянных санок и физической силы человека каменные блоки поднимались на необходимую высоту. Нет никаких свидетельств о том, что строители пирамид пользовались колесом или системой подъемников. Остатки же таких платформ-рамп были обнаружены археологами. Для возведения небольших объектов использовали строительные леса и подмостки, при крупных строительных работах, как, например, сооружение пирамид, и в более поздние времена при постройке храмов и т. д.пользовались для доставки необходимых материалов специальными наклонными платформами. Эти платформы наращивали по мере роста сооружения. После окончания строительных работ эти платформы разрушались. Одновременно с возведением здания его внутренние помещения заполнялись песком.Окончательные отделочные работы производились сверху вниз. По мере их окончания песок удалялся. В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Эти каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их доставляли на место строительных работ. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка блоков под необходимые стандарты и придание им формы производились уже на месте строительства, иногда и в процессе производства работ (О тщательности доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не превышает, как правило, 0,15 мм.). Кроме осмотра и учета особенностей выбранного для строительства места архитектор свято соблюдал традиции, особенно это касалось ориентации будущего здания по звездам. Кроме решения чисто технических вопросов нужно было проследить за точным соблюдением множества связанных со строительством обрядов. Эти обряды начинались уже с момента определения места работ и продолжались весь подготовительный период. На основании текстов, найденных на раскопках в Абусире, мы имеем достаточно полное представление об обрядах и церемониях, которыми сопровождались работы по расчистке местности, ее выравниванию и т. д. Самые торжественные церемонии проводились по случаю начала строительных работ. Фараон лично вбивал первые колышки, копал первую яму, обжигал первый кирпич и сам закладывал его в фундамент будущей пирамиды. Жертвоприношения (жертвенные животные или священные статуэтки)совершались рядом с местом работ по закладке фундамента. Для придания новому сооружению магической силы в фундамент строящейся пирамиды закладывали камни из более древних гробниц и храмов. Считалось, что некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже имеют магическую силу. Их изготовляли в одно время со строительными работами.

  1. Техника Древнего Египта

В грандиозном строительстве  начиная с Древнего царства довольно широко использовали дерево. Пирамиды и храмы не могли быть построены без транспортных средств - судов, барж, саней и полозьев, различных подъемных сооружений - простых рычагов, лесов-подмостков, распорок, а также огромного количества орудий - строительных мотыг, колотушек, молотов, которые изготовляли из дерева. На судах и баржах перевозили скот, зерно, фрукты и овощи. Расширение внешних сношений Египта потребовало строительства морских парусных кораблей. Большое количество дерева расходовали на орудия труда земледельцев (сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, и различные приспособления, которые употребляли в сельском хозяйстве, - упряжки, клетки для птиц и мелких животных и т. п. Из дерева строили часовни, беседки, делали потолки, полы, колонны жилых помещений, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкие поделки.

Изображения столярных  мастерских на рельефах в гробницах  Тии и Мерерука (Древнее царство) показывают, как столяры распиливают стволы медными пилами на доски. Тонкие и неширокие медные пилы длиной от 25 до 42 см с наклонно расположенными зубьями и деревянными рукоятками были известны в Египте с III тысячелетия до н.э. благодаря чему египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру. Распиливаемый ствол привязывали верхней частью к столбу, вбитому в землю. Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен камень-противовес. Клин служил якобы для расширения распила по мере продвижения пилы, поскольку египтянам был еще неизвестен ее развод (поочередное отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями ствола. Но существует мнение, что клин служил здесь для натяжения веревок и закрепления доски в неподвижном положении.

Столяры строгали доски  медным теслом, которое заменяло древним  египтянам рубанок. Тесло было привязано  к рукоятке кожаным ремнем или  веревкой. Долотом-стамеской выдалбливали паз на доске или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых  соединяли отдельные части деревянных изделий. Крышку ящика просверливали  трубчатым сверлом - предком нашего коловорота. Мастер держал одной рукой  сверло за головку, другой приводил его  в движение, вращая рукоятку. Тиски  и верстак были неизвестны древним  египтянам. Деревянную раму кровати  шлифовали маленькими камнями. Долотом "долбили дверь", теслом ее строгали.

Столяры Древнего царства  уже умели изготовлять тонкую фанеру, о чем свидетельствует  деревянный ящик в алебастровом саркофаге III династии - он составлен из шести  слоев фанеры разных пород дерева (каждый толщиной около 5 мм), скрепленных  деревянными гвоздиками. Дворцовая мебель, обнаруженная археологами в потайной гробнице царицы IV династии Хетепхерес (кровать, подголовник, два кресла, стул, носилки портшез и балдахин), позволила определить и другие способы крепления деревянных частей, известные столярам Древнего царства: связывание кожаными ремнями, которые протягивали через небольшие, просверленные в дереве отверстия, соединения в шип, в лапу и ласточкиным хвостом. Ножки кресел, вырезанные в форме анатомически точно воспроизведенных лап льва (переданы даже кровеносные сосуды), а также под локотники кресла, украшенные плавно изогнутыми лотосами, показывают совершенное мастерство столяров и резчиков Древнего царства. На протяжении Среднего и Нового царств орудия и способы обработки дерева совершенствовались. Медные лезвия орудий постепенно заменялись бронзовыми, а в период Позднего царства -- железными. Росписи Нового царства показывают, что и тогда в столярных мастерских распил длинной доски производили тем же способом, что и в Древнем царстве, привязав ее к столбу. Примитивная форма ручной пилы («лисий хвост») приняла более современный вид; кроме того, перестали вставлять клин для расширения распила. Развод пил, возможно известный уже ко времени Среднего царства, в Новом царстве повсеместно вошел в обиход. Маленькие доски распиливали сидя не на полу, как в Древнем царстве, а на низеньком трехногом табурете, упираясь ногой в доску, чтобы придать ей устойчивость. Стволы по-прежнему обтесывали металлическим теслом, заменяющим рубанок, шлифовали плоским камнем мелкозернистого песчаника. Мелкие детали и ножки мебели вырезали долотом-стамеской. Спорен вопрос о времени изобретения токарного станка: одни полагают, что он стал применяться лишь в греко-римский период, другие - что он был введен раньше. Однако точных доказательств последнего не имеется, поскольку не установлено, были ли ножки некоторых стульев и табуретов вырезаны или выточены на станке. Впервые в это время мебель начинают фанеровать. Тонкую фанеру умели изготовлять уже во времена Древнего царства, но скрепляли ее деревянными гвоздиками, а с Нового царства фанеру, сделанную из лучших сортов дерева, стали наклеивать на менее дорогую древесину. Обшитые фанерой стулья были найдены в гробнице Туи. Роспись на стене в гробнице визира Рехмира показывает, как это делалось: столяр ставил клей на огонь, а затем обмазывал им тонкую фанеру, которую приготовил ему плотник, после чего третий мастер полировал ее плоским камнем песчаника. Клей извлекали из костей, кож, сухожилий и хрящей животных путем кипячения, выпаривания полученного отвара и охлаждения в формах, где он застывал в твердую массу.

Несмотря на то, что  медь, добываемая на Синае, была мягкой, поскольку имела незначительное количество примесей марганца и мышьяка, Древние кузнецы умели ее закаливать при помощи холодной ковки и получать достаточно твердый металл. Еще в додинастические времена медь для улучшения качества стали переплавлять. Для этой цели употреблялись открытые керамические и каменные формы. После отливки изготовляемое из меди изделие подвергали холодной ковке. Впоследствии, когда появились специальные щипцы для металла, стали ковать медь в горячем состоянии. При изготовлении какого-либо орудия или оружия, например долота или кинжала, его режущий край отковывали для отточки и придания нужной формы. Процесс ковки вызывал изменение кристаллического состояния металла, при котором медь становилась тверже. Кроме наборов инструментов в гробницах знати медные орудия труда были найдены археологами на местах работы - в каменоломнях и копях. На каменных блоках, из которых были сложены пирамиды, видны следы только каменных и медных орудий. Бронза, т.е. сплав меди с оловом, тогда еще не была известна, из меди во времена Древнего царства изготовляли орудия для обработки не только дерева и мягких сортов камня, но также и твердого камня - гранита и базальта, о чем свидетельствуют следы медных инструментов, оставшиеся на них. Только ковкой и перековкой орудий древние кузнецы достигали их поразительной твердости. Химический анализ медных орудий показал, что со временем металл терял свойства, приобретенные ковкой.

Со времен Раннего  царства для покрытия деревянных изделий употребляли тонкую листовую медь - ее прикрепляли медными гвоздиками. Водосточные желоба в пирамидных и храмовых сооружениях были выложены медными листами без следов припоя. Химический анализ медных изделий показал, что медь никогда не была чистой - из руды в нее попадали такие примеси, как сурьма, мышьяк, висмут, марганец, железо, никель и олово, Обычно процент примесей был невелик, но когда он увеличивался, медь становилась более твердой. Учитывая это, со времен Среднего царства при плавке в медь стали добавлять олово, чтобы получить более твердый и прочный металл - бронзу. Более низкая точка плавления бронзы и большая текучесть облегчали процесс ее литья. Производство искусственного сплава меди с оловом означало прогресс в развитии производительных сил - вступление общества да более высокую ступень цивилизации, в бронзовый век.

В позднюю эпоху  из бронзы отливали статуэтки - сплошными или полыми внутри. Для этого применяли способ литья по восковой модели: из пчелиного воска изготовляли модель фигуры, которую собирались отлить, покрывали ее глиной и нагревали - воск вытекал через отверстия, оставленные для заливки металла, а на его место в затвердевшую форму вливали раскаленный металл. Когда металл застывал, форму разбивали и поверхность статуи отделывали зубилом. Так же отливали полые фигуры, но воском покрывали формовочную шишку из кварцевого песка. Этим способом экономили воск и бронзу. Несмотря на широкое распространение бронзы во времена Нового царства - из нее изготовляли не только орудия, но и оружие (кинжалы, копья, наконечники стрел и т.п.), - из более дешевой меди тоже продолжали делать орудия и различные предметы. В гробнице Тутанхамона медных предметов оказалось больше, чем бронзовых.

Информация о работе История древнего мира